Резолютивная часть оглашена
17.07.2024 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе комиссии:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Муниципального бюджетного учреждения Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "ЗИНТЕР" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведенного электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту защитного сооружения (извещение N 0342300000124000608, начальная (максимальная) цена контракта - 3 512 541,67),
в присутствии представителей до и после перерыва: от Заказчика (доверенность), от Общества представитель не подключился, извещен надлежащим образом, ходатайство не заявлял,
У С Т А Н О В И Л А:
27.05.2024 года между муниципальным бюджетным учреждением Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара "Куйбышевский" (далее - заказчик) и ООО "Зинтер" (далее - Подрядчик, Исполнитель) заключен контракт N 14-2024/МБУ на выполнение работ по капитальному ремонту защитного сооружения.
Пунктом 1.1 контракта установлено, что Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по капитальному ремонту защитного сооружения, указанного в Техническом задании (Приложение N1), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Пунктами 4.1.1-4.1.2 контракта установлено, что работы по контракту выполняются непрерывно. Заказчик и Подрядчик, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, Контрактом, не вправе приостанавливать выполнение работ. Сроки выполнения работ в полном объеме определены сторонами: Начало работ: с даты заключения Контракта. Окончание работ: в течение 90 календарных дней.
Срок действия Контракта: Начало: с момента заключения. Окончание: 31.12.2024 г.
По состоянию на 17.06.2024 г. работы подрядчиком не были начаты, строительные материалы не завезены.
Согласно п.10.6. Контракта обмен документами, связанный с нарушениями условий контракта, осуществляется с использованием Единой информационной системы (далее - ЕИС) путем направления электронных уведомлений.
В связи с этим 17.06.2024 г. Заказчиком в адрес Подрядчика посредством ЕИС было направлено обращение, в котором указывалось на необходимость предоставить в адрес Заказчика журналов учета выполненных работ, а также приступить к исполнению взятых на себя обязательств в течение 3 дней.
20.06.2024 г. Подрядчик направил в адрес Заказчика ответное письмо (без размещения в ЕИС) с предложением о расторжении контракта по обоюдному согласию в связи с наложением банком, обслуживающим расчетный счет Подрядчика, ограничений на проведение финансовых операций от 27.04.2024 г. и, как следствие, невозможностью производить закупку материалов и оборудования и выполнять работы в целом.
21.06.2024 г. в ЕИС Заказчиком было направлено требование приступить к работам в течение 2 рабочих дней, поскольку вышеупомянутые причины не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы. В противном случае, согласно п.3.8. Контракта, по которому если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению обязательств или выполняет их настолько медленно, что окончание их к сроку становится невозможным, Заказчик вправе отказаться от исполнения контракта, а также в связи с тем, что потребность в выполнении работ не отпала, Заказчик вынужден будет инициировать процедуру одностороннего расторжения.
Поскольку ответа на данное обращение в адрес Заказчика не поступило, меры по надлежащему исполнению контракта Подрядчиком не приняты, 26.06.2024 г. Заказчиком принято решение об отказе от исполнения контракта в одностороннем порядке и размещено в ЕИС.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 08.07.2024.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, законодательством для Поставщика закреплен десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта, однако Поставщик указанным правом не воспользовался, в указанный срок нарушения положений контракта не устранил.
Комиссия Антимонопольной службы установила, что на дату рассмотрения обращения Комиссией Самарского УФАС России обязательства, предусмотренные контрактом, Поставщиком не выполнены.
Доказательств совершения Участником действий, направленных на исполнение Контракта в полном объеме в подтверждение своей добросовестности, на заседании Комиссии не представлено.
Невозможность исполнения Контракта в полном объеме Участником на заседании комиссии также не подтверждена.
ООО пояснения относительно обстоятельств, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в антимонопольный орган не представило.
В своем письме, направленном в адрес Заказчика N30 от 20.06.2024 ООО "ЗИНТЕР" сообщает о том, что Общество не имело намерений уклоняться от принятых на себя обязательств по контракту. Филиалом "Нижегородский" АО "Альфа-банк", в котором у ООО "ЗИНТЕР" открыт расчетный счет, осуществлены мероприятия по ограничению лимита операций в интернет-банке, в частности, ограничен доступ к проведению платежей дистанционного банковского обслуживания (уведомление банка N240427 013783 от 27.04.2024).
Вместе с тем, извещение о проведении закупки опубликовано 25.04.2024, протокол подведения итогов аукциона опубликован 14.05.2024, контракт между Обществом и Заказчиком заключен 27.05.2024.
Таким образом, на момент подачи заявки, Общество знало о блокировке расчетного счета в банке и заведомо осознавая невозможность исполнения Контракта подписало его.
Принимая участие в закупке, ООО "Зинтер" выразило согласие на выполнение всех требований и условий, предусмотренных документацией. Действуя в рамках контракта, заключенного с бюджетным учреждением, Подрядчик должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (бюджетных средств), направляемых на социально-значимые цели.
Подрядчик, как субъект предпринимательской деятельности, предполагающий риск наступления неблагоприятных последствий, должен был оценить свои предпринимательские риски и возможности, условия исполнения контракта, а подписав контракт, Общество, тем самым, взяло на себя обязательства его исполнить на определенных условиях.
В рассматриваемом случае Поставщиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Поставщика.
Нарушен баланс частных и публичных интересов, поскольку неисполнение обязательств по контракту влечет негативные последствия для Заказчика.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность Общества выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Включить информацию об ООО "ЗИНТЕР" (ОГРН: 1216300058930, ИНН: 6317156488, КПП: 631701001; 443010, Самарская область, г.о. Самара, вн.р-н Ленинский, г. Самара, ул. Красноармейская, д. 1п, офис 209; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности/ учредителе: АБРАРОВЕ КИРИЛЛЕ ВАСИЛЬЕВИЧЕ (ИНН: 312824924224) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года*.
2. Исключить информацию об ООО "ЗИНТЕР", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности/учредителях общества АБРАРОВЕ КИРИЛЛЕ ВАСИЛЬЕВИЧЕ (ИНН: 312824924224) из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 22 июля 2024 г. N РНП-63-204
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2024