Резолютивная часть оглашена
19.07.2024 г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе,
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу ООО "ВОТЕРМЕНЕДЖМЕНТ" (далее - Заявитель) на действия Департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара (далее - Заказчик), Департамента финансов администрации городского округа Самара при проведении электронного конкурса в открытой форме на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по мероприятию: "Реконструкция канализационных очистных сооружений поселка Береза городского округа Самара со строительством выпуска в водный объект" (извещение N 0342300000124001040, начальная (максимальная) цена контракта - 48 865 610,00 руб.) (далее - Закупка),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок, а именно:
- в порядке оценки и рассмотрения заявок Заказчиком предусмотрен детализирующий показатель: "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров". Предмет договоров, оцениваемых по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): выполнение проектно-изыскательских работ на строительство и (или) реконструкцию, включая корректировку проектной документации. Однако, Заказчик не учитывает при оценке заявок исполненные контракты/договоры, предметом которых является проектирование капитального ремонта объектов капитального строительства;
- Заказчиком в порядке оценки и рассмотрения заявок предусмотрено "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Участник закупки должен предоставить сведения о количестве специалистов с наличием высшего профессионального образования в области архитектурно-строительного проектирования объектов водоснабжения и канализации, имеющих уровень квалификации: кандидат технических наук, доктор технических наук", что ограничивает количество участников закупки;
- Заказчиком в документации установлен порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок", который допускает субъективную оценку конкурсной комиссией заявок на участие в конкурсе.
Кроме того, Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в извещении о проведении закупки, приложениях к нему установлено неправомерное требование о наличии лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Степень секретности разрешенных к использованию сведений - совершенно секретно.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение о закупке, приложения к нему и, проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок, а именно Заказчиком в порядке оценки и рассмотрения заявок предусмотрено "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Участник закупки должен предоставить сведения о количестве специалистов с наличием высшего профессионального образования в области архитектурно-строительного проектирования объектов водоснабжения и канализации, имеющих уровень квалификации: кандидат технических наук, доктор технических наук", что ограничивает количество участников закупки.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 года N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 года N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604).
Согласно подпункту "д" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, в том числе показатель оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Пунктом 30 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Согласно извещению объектом закупки является выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по мероприятию: "Реконструкция канализационных очистных сооружений поселка Береза городского округа Самара со строительством выпуска в водный объект".
Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлен показатель "Наличие специалистов определенного уровня квалификации", детализирующий показатель оценки: "Количество штатных сотрудников, принимающих участие в выполнении работ, являющихся объектом закупки, имеющих высшее профессиональное образование в области архитектурно-строительного проектирования объектов водоснабжения и канализации, уровень квалификации: кандидат технических наук, доктор технических наук".
Заказчик самостоятельно определяет и устанавливает документы, подтверждающие квалификацию специалистов и иных работников, требования к их содержанию, наименованию квалификации при необходимости, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, Положения, профессиональных стандартов, а также с учетом специфики планируемой к осуществлению закупки.
Аналогичная позиция содержится в письме ФАС России от 07.02.2023 N ПИ/8371/23 "О рассмотрении обращения".
Таким образом, установленное требование к наличию специалистов, имеющих ученую степень кандидата и/или доктора технических наук, обусловлено потребностью Заказчика и позволяет выявить среди участников закупки квалифицированного исполнителя, обладающего опытом выполнения работ, связанного с предметом контракта, для удовлетворения потребности Заказчика и не противоречит Положению и требованиям Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе и Положению, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в извещении о проведении закупки, приложениях к нему установлено неправомерное требование о наличии лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Степень секретности разрешенных к использованию сведений - совершенно секретно.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации
Согласно пункту 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе при проведении электронных процедур заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В извещении о проведении электронного конкурса, приложениях к нему Заказчиком установлено требование о предоставлении участником закупки в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе копию лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Степень секретности разрешённых к использованию сведений - совершенно секретно.
В соответствии с частью 3 статьи 42.6 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) для определения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ могут использоваться в том числе материалы и пространственные данные федерального фонда пространственных данных, ведомственных фондов пространственных данных, фондов пространственных данных субъектов Российской Федерации, планово-картографические материалы, имеющиеся в органах местного самоуправления муниципальных районов, органах местного самоуправления муниципальных округов, городских округов, органах местного самоуправления поселений.
Также согласно части 4 статьи 42.6 Закона N 221-ФЗ имеющиеся в распоряжении заказчика комплексных кадастровых работ материалы и необходимые для выполнения комплексных кадастровых работ сведения, в том числе сведения Единого государственного реестра недвижимости (в электронном виде), государственного адресного реестра (в электронном виде), сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и других систем и (или) архивов органов местного самоуправления, предоставляются индивидуальному предпринимателю, указанному в статье 32 Закона N 221-ФЗ, или юридическому лицу, указанному в статье 33 Закона N 221-ФЗ, после заключения государственного или муниципального контракта на выполнение комплексных кадастровых работ.
На основании вышеизложенного и с учетом необходимости соблюдения срока выполнения работ по контракту, пунктом 2.11 раздела 3 Технического задания в рамках выполнения работ необходимо разработать графическую часть в масштабе 1:500, таким образом предусмотрено предоставление подрядчику сведений, содержащихся на обновляемых носителях фонда геодезических и картографических материалов инженерных изысканий для строительства в городском округе Самара (далее - Фонд) в масштабе 1:500 в границах выполнения работ.
При этом согласно пункту 4.1 Положения о фонде геодезических и картографических материалов для строительства в городском округе Самара (далее - Положение), утвержденного распоряжением Департамента от 01.12.2014 N Д05-01-06/362, сведения, содержащиеся на обновляемых носителях Фонда в электронном виде, предоставляются в виде выкопировок из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара бесплатно или за плату в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации.
Такие сведения согласно пункту 13 письма Федеральной службы геодезии и картографии России от 25.03.96 N 3-02-670 имеют гриф "секретно".
Сведения, раскрывающие результаты топографической, геодезической, картографической деятельности, в силу пункта 60 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 (ред. от 11.04.2024) "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", являются сведениями, отнесенными к государственной тайне.
В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Согласно Инструкции по определению и обеспечению секретности топографо-геодезических, картографических, гравиметрических, аэросъемочных материалов и материалов космических съемок (СТГМ-90) топографические основы выдаются подрядчикам во временное пользование на период выполнения работ и не подлежат открытому опубликованию. Организации-подрядчики не имеют права передавать полученные от заказчика материалы другим организациям или использовать их для выполнения договорных работ других заказчиков.
На основании изложенного, проведение работ в рамках контракта предполагает использование сведений, составляющих государственную тайну, что требует наличия у Подрядчика действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Доказательств иного Заявителем ни в составе жалобы, ни в ходе рассмотрения жалобы Комиссией Самарского УФАС России не представлено.
Таким образом, довод Заявителя признан необоснованным.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок, а именно в порядке оценки и рассмотрения заявок Заказчиком предусмотрен детализирующий показатель: "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров". Предмет договоров, оцениваемых по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): выполнение проектно-изыскательских работ на строительство и (или) реконструкцию, включая корректировку проектной документации. Однако, Заказчик не учитывает при оценке заявок исполненные контракты/договоры, предметом которых является проектирование капитального ремонта объектов капитального строительства.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с пунктом 2.1.1 Раздела III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлено следующее: "Предмет договоров, оцениваемых по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): выполнение проектно-изыскательских работ на строительство и (или) реконструкцию, включая корректировку проектной документации".
Частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
Таким образом, наряду с проектированием нового строительства и реконструкции объектов капитального строительства осуществляется так же проектирование капитального ремонта объектов капитального строительства.
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604, также не устанавливает разграничения по видам проектирования строительных работ: проектирование нового строительства, проектирование реконструкции, проектирование капитального ремонта.
Также, в соответствии с Разделом II "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям" Приложения "Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" не установлены разграничения по видам проектирования строительных работ: проектирование нового строительства, проектирование реконструкции, проектирование капитального ремонта.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, доводы Заявителя в указанной части не оспариваются.
На основании вышеизложенного довод Заявителя признан обоснованным, действия Заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Согласно доводам Заявителя Заказчиком в документации установлен порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок", который допускает субъективную оценку конкурсной комиссией заявок на участие в конкурсе.
Заказчиком в извещении о проведении закупки, приложениях к нему установлена следующая шкала оценки по показателю "Качественные характеристики объекта закупки":
Наименование показателя |
Значимость показателя / коэффициент значимости |
Уровни шкалы оценки |
Значение показателя |
Шкала оценки в баллах |
Количество баллов с учетом коэффициента значимости показателя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки |
100 % / 1,00 |
а |
Отсутствие документов и/или не соответствие заданию на проектирование объекта капитального строительства и действующему законодательству или представление документов не в полном объеме в соответствии с уровнем шкалы оценки б, в. |
0 |
0 |
б |
Представлено в полном объеме, в соответствии с заданием на проектирование объекта капитального строительства и действующим законодательством: 1. Пояснительная записка в составе: - описание концепции; - основные проектные решения с привязкой к технико-экономическим показателям проекта. |
20 |
20 |
||
в |
Представлено в полном объеме, в соответствии с заданием на проектирование объекта капитального строительства и действующим законодательством: Графические материалы в составе: - ситуационный план; - фотоматериалы прилегающей территории не менее 10 фотографий. |
80 |
80 |
Пунктом 22 Постановления N 2604 установлено, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно пункту 23 Постановления N 2604 если в случае, указанном в пункте 22 Постановления N 2604, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Вместе с тем, порядок оценки заявок, установленный в приложении к Извещению, по показателю "Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки", предусматривает шкалу баллов от 0 до 100: 0, 20, 80.
Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не соответствует требованиям пункта 22 и 23 Постановления N 2604, поскольку данными нормами не предусмотрена возможность оценки предложения участника закупки по характеристике объекта закупки в порядке, указанном в Извещении.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, доводы Заявителя в указанной части не оспариваются.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пунктов 22, 23 Постановления N 2604 и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Закупка отменена Заказчиком 17.07.2024, допущенные нарушения не повлияли на результат закупки, в связи с чем антимонопольным органом принято решение предписание не выдавать.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ВОТЕРМЕНЕДЖМЕНТ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пунктов 22, 23 Постановления N 2604.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренным частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 24 июля 2024 г. N 260-15140-24/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2024