Резолютивная часть оглашена
19.07.2024 г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Самарского УФАС России А.С. Корчагиной, ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Самарского УФАС России Д.А. Мочульской, специалист 1 разряда отдела контроля закупок Самарского УФАС России А.В.Аитова,
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу ООО "МАКРОЗВУК" на положения извещения электронного аукциона на поставку оборудования для организации основной звуковой системы в концертном зале ГБУК "Самарская филармония": линейного массива и системы управления. (извещение N 0142200001324015910, начальная (максимальная) цена контракта - 27 933 785,12 руб.),
в присутствии представителей до и после перерыва: от Заказчика, Заявителя, Уполномоченного органа с надлежаще оформленными полномочиями,
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на положения извещения о проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы:
1. при описании объекта закупки Заказчиком неправомерно не применялись позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), соответствующие закупаемому товару, а также установлен код ОКПД 2 для товаров, отличных друг от друга.
2. Проектом контракта предусмотрено выполнение сопутствующих работ, однако не определен их объём и требуемые материалы.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, просил в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, предоставил письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение о закупке, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные 2024-6096 4 непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Согласно пп."б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики 2024-6096 5 товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N616), при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.5 ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п.5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с 2024-6096 6 использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст. 42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно.
Согласно доводам жалобы Заказчик при описании не применил позиции КТРУ по ряду позиций, в то время как каталог КТРУ содержит информацию:
Так, например, по позиции N6 "Акустическая система" заказчик применил код ОКПД2 26.40.31.190. "Аппаратура для воспроизведения звука прочая". При этом, под этим кодом в КТРУ внесены две позиции:
КТРУ 26.40.31.190-0000010 - "Акустическая система" подлежит обязательному применению с 10.02.2024 - бессрочно;
КТРУ 26.40.31.190-0000011 - "Акустическая система" подлежит обязательному применению с 10.02.2024 - бессрочно.
Таким образом, Заказчиком указаны дополнительные требования к товару, которые отсутствуют в КТРУ 26.40.31.190-0000010 (11) - "Акустическая система", что противоречит требованиям ПП N878. Кроме того, заказчик не применил обязательный для применения код КТРУ по позициям: 9,10,11 - Акустическая система.
По позициям 7-8 "Сабвуфер" Заказчиком применен код ОКПД2 26.40.43.110 "Усилители электрические звуковых частот". Под этим кодом в КТРУ внесены две позиции:
КТРУ 26.40.43.110-00000001-"Сабвуфер".
КТРУ 26.40.43.110-00000002-"Сабвуфер".
По позициям N15,16,17,18,19 "Усилитель мощности" Заказчиком применен код ОКПД2 26.40.43.120. "Установки электрических усилителей звука". Под этим кодом в КТРУ внесена позиция:
КТРУ 26.40.43.120-00000001 - "Усилитель мощности" подлежит обязательному применению с 30.10.2023 - бессрочно.
Закупаемое оборудование планируется к функционированию в виде единого комплекса, при этом соответствующая позиция в КТРУ на "звуковую систему" отсутствует.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что согласно извещению об осуществлении закупки Заказчиком закупается 22 товара, к каждому из которых Заказчиком установлен отдельный код ОКПД 2 или КТРУ, что свидетельствует о том обстоятельстве, что такие товары независимыми друг от друга.
В силу п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, при этом факт выбора кода ОКПД2, с учетом наличия соответствующей описанию объекта закупки позиции КТРУ, не освобождает Заказчика от обязанности использования указанной позиции.
Также Комиссия Управления отмечает, что отсутствие в позиции КТРУ необходимых Заказчику требований к характеристикам товара не свидетельствует о несоответствии такой позиции КТРУ закупаемому товару.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что описание объекта закупки составлено Заказчиком в нарушение ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводам жалобы описание объекта закупки сформировано в нарушение Закона о контрактной системе, поскольку проектом контракта предусмотрено выполнение сопутствующих работ, однако не определен их объем и требуемые материалы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1.1. проекта контракта предметом настоящего контракта является: поставка оборудования для организации основной звуковой системы в концертном зале ГБУК "Самарская филармония": линейного массива и системы управления.
Пунктами 1-3 Технического задания установлено, что поставляемый товар должен быть новым, не бывшим в употреблении, пригодными к использованию в соответствии с целевым предназначением, в технически исправном состоянии без видимых признаков повреждения. Поставщик гарантирует, что поставляемый Товар не будет иметь дефектов, связанных с конструкцией, материалами или функционированием, при их штатном использовании в соответствии со спецификацией и техническими требованиями.
Приемка поставленного Товара осуществляется в ходе передачи Товара Заказчику, и включает в себя следующие этапы:
- проверка номенклатуры поставленного Товара на соответствие Техническому заданию и требованиям, предъявляемым к техническим характеристикам Товара;
- проверка полноты и правильности оформления комплекта сопроводительных документов;
- контроль наличия/отсутствия внешних повреждений;
- проверка наличия необходимых сертификатов соответствия, декларации о соответствии и других документов.
Согласно разделу "основные характеристики объекта закупки" в обосновании начальной (максимальной) цены контракта цена закупки включает стоимость оборудования и необходимых материалов, доставки, монтажа, пусконаладочных работ, а также все расходы, сопутствующие выполнению контракта.
В проекте контракта установлено: "Цена Контракта включает в себя: стоимость Товара, расходы, связанные с доставкой, разгрузкой - погрузкой, монтажные и пуско-наладочные работы, стоимость упаковки (тары), маркировки, страхование, таможенные платежи (пошлины), НДС, другие установленные налоги, сборы и иные расходы, связанные с исполнением Контракта".
Таким образом, в документации закупки содержатся противоречивые требования, что не позволяет определить объёмы работ, потребности заказчика в отношении требуемых материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
На основании вышеизложенного, довод признается обоснованным. В действиях Заказчика содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 17.07.2024 NИЭА1 на участие в закупке подана 1 заявка, заявка отклонена и аукцион признан несостоявшимся, предписание не выдается.
На заседании комиссии Обществом заявлен довод о формировании НМЦК.
Согласно пункту 3 части 8 ст. 99 Закона о контрактной системе, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, у комиссии Самарского УФАС отсутствуют полномочия для рассмотрения по существу довода обращения относительно формирования начальной (максимальной) цены контракта.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Макрозвук" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, поскольку нарушение не повлияло на ход закупки.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель председателя комиссии: А.С. Корчагина
Члены комиссии: Д.А. Мочульская
А.В. Аитова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 24 июля 2024 г. N 257-15354-24/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2024