Резолютивная часть оглашена
23.07.2024 г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный медицинский университет" (далее - ФГБОУ ВО "СамГМУ", Заказчик) о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Говенко Михаиле Юрьевиче (далее - ИП Говенко М.Ю., Поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от заключения контракта по итогам проведенного электронного аукциона по объекту закупки: Поставка медицинских изделий для ОРХМДиЛ ОМС, лот N6 (извещение N 0342100011824000036, начальная (максимальная) цена контракта 3 165 000,00 руб.),
УСТАНОВИЛА:
Между ФГБОУ ВО "СамГМУ" и ИП Говенко М.Ю. 20.03.2024 заключен государственный контракт N ГК191кл на поставку медицинских изделий (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий для ОРХМДиЛ ОМС, лот N 6 (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
В соответствии с подпунктом 3.1.1 пункта 3.1 Контракта Поставщик обязан поставить Товар, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с условиями Контракта, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
Согласно пункту 1.3, 5.2 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком отдельными партиями по заявке Заказчика с разгрузкой с транспортного средства и доставкой до места осуществления приемки товаров силами и за счет Поставщика, в течение 5 рабочих дней со дня направления заявки.
Из пояснений Заказчика следует, что 13.05.2024 г. ФГБОУ ВО СамГМУ на электронный адрес Поставщика направило заявку на поставку 50 штук шприц-манометров для баллонного катетера одноразового использования "Поток", поверхность рукоятки рифлена.
ИП Говенко М.Ю. в ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России поставлен товар: устройство для рентгенэндоваскулярных процедур ПОТОК СТ1 по ТУ 32.50.13-003-15624048-2021, производителя ООО "Медикор", РУ N РЗН 2022/18272, артикул 617105. Однако поставленный товар не отвечает техническим характеристикам объекта закупки. Поверхность рукоятки поставленного шприца-манометра имеет гладкую поверхность с торцевыми перемычками.
23.05.2024 Заказчиком составлен акт о несоответствии поставленного товара, поверхность рукоятки поставленного шприц-манометра имеет гладкую поверхность с торцевыми перемычками, и сделан мотивированный отказ через единую информационную систему (далее- ЕИС).
28.05.2024 года на электронную почту Поставщика направлено письмо с просьбой забрать не соответствующий условиям Контракта товар и подписать акт о несоответствии поставленного товара.
07.06.2024 года по электронной почте Поставщик в адрес Заказчика направил отказ от подписания акта и приложил письмо дистрибьютора ООО "Медицинские Инновационные Решения" Исх. N01 от 08.04.2024 года, по содержанию которого подтверждалось, что поставляемый Товар в соответствии с РУ РЗН 2022/18272 должен обладать конструктивно-технической особенностью, а именно: рифленая поверхность рукоятки для обеспечения нескользящего эффекта в руках оперирующего специалиста.
13.06.2024 года Заказчиком в адрес производителя и держателя регистрационного удостоверения РЗН 2022/18272 ООО "Медикор", направлен официальный запрос.
27.06.2024 года получен ответ (исх.N 150 от 27.06.2024 года), согласно которому, "устройство для рентгенэндоваскулярных процедур ПOTOK (Регистрационное удостоверение NРЗН 2022/18272), в варианте исполнения: Устройство для рентгенэндоваскулярных процедур ПOTOK СТ1 имеет гладкую поверхность рукоятки, что не соответствует характеристике "рифленая поверхность рукоятки".
В соответствии с механизмом и принципом использования шприц-манометра, рукоятка с рифленой поверхностью предотвращает проскальзывания руки при нагнетании давления. При использовании устройства ПOTOK СТ1 механическое воздействие руки идет на гладкую поверхность рукоятки, торцевые перемычки не обладают функциональным и техническим назначениям".
Однако, предложений по замене товара от Поставщика не поступило.
02.07.2024 на основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, а также в соответствии с подпунктом 10.4 пункта 10 Контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с тем, что ИП Говенко М.Ю. не исполнил обязательства по поставке шприцов-манометров с рифленой поверхностью рукоятки.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.07.2024 Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта размещено в ЕИС.
05.07.2024 года после полученного уведомления об одностороннем отказе от исполнения Контракта Поставщик забрал несоответствующий товар. Однако, необходимый товар до настоящего времени Заказчику не поставлен.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Доказательств совершения Поставщиком действий, направленных на исполнение Контракта в полном объеме в подтверждение своей добросовестности, на заседании Комиссии не представлено.
Невозможность исполнения Контракта в полном объеме Поставщиком также не подтверждена.
В рассматриваемом случае поставщиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) ИП Говенко М.Ю. лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Поставщика.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ИП Говенко М.Ю. выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае ИП Говенко М.Ю. не предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
Также следует отметить, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в ЕИС содержит 1 запись в отношении ИП Говенко М.Ю.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Индивидуальном предпринимателе Говенко Михаиле Юрьевиче (ИНН 782580415867, ОГРНИП: 311784720600406; адрес регистрации: ул. Пушкинская, д. 8, кв. 33, г. Санкт-Петербург, 191040) в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Исключить информацию об Индивидуальном предпринимателе Говенко Михаиле Юрьевиче из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 25 июля 2024 г. N РНП-63-209
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2024