Резолютивная часть оглашена
22.07.2024 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе,
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО СЗ "ГородА" (далее - Поставщик, Общество, Застройщик) в Реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного 30.09.2022 N К-188 на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (квартир) путем участия в деловом строительстве многоквартирных домов в целях исполнения государственной программы Самарской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года" до 2024 года", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 N179, муниципальной программы городского округа Самары "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа Самара" на 2019-2024 годы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об ООО СЗ "ГородА" в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Поставщик ненадлежащим образом исполнил контракт, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
30.09.2022 между Заказчиком и Обществом заключен контракт N К-188.
Пунктом 1.1 Контракта определено, что предметом Контракта является приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (квартир) путём участия в долевом строительстве многоквартирных домов в целях исполнения государственной программы Самарской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года" до 2024 года", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 N 179. муниципальной программы городского округа Самара "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа Самара" на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Администрации городского округа Самара от 19 апреля 2019 N 252.
Застройщик обязуется на условиях, установленных Контрактом, своими силами и (или) с привлечением других лиц построить на земельном участке с кадастровым номером: 63:01:0410007:11830, объект капитального строительства в соответствии с проектной документацией - Жилой район "Волгарь" в Куйбышевском районе г.о. Самара. 12 квартал, 4 микрорайон, многоквартирный жилой дом N 6. общая площадь объекта 16 989,28 кв. м. и после получения разрешения на ввод его в эксплуатацию передать Участнику долевого строительства в собственность объекты долевого строительства - жилые помещения (квартиры), определенные настоящим Контрактом (далее - Объект долевого строительства, квартира, объект).
Указанный в настоящем пункте адрес многоквартирного дома является строительным и подлежит уточнению после выхода постановления администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара о присвоении адреса.
Основные характеристики многоквартирного жилого дома (в соответствии с проектной декларацией):
- материал наружных стен и каркаса объекта: с монолитным железобетонным каркасо,м и стенами из мелкоштучных каменных материалов (кирпич, керамические камни, блоки и др.),
- материал перекрытий: монолитные железобетонные;
- сейсмостойкость: 5 баллов;
- класс энергетической эффективности: А;
- количество жилых помещений - 215;
- сумма общей площади всех жилых помещений - 12 190.90 кв. м;
- сумма общей площади всех жилых и нежилых помещений - 12 190,90 кв. м;
- общее количество пассажирских лифтов - 2;
- общее количество грузовых лифтов (грузоподъемностью не менее 1000 кг) - 0;
- общее количество грузопассажирских лифтов - 1;
- общее количество инвалидных подъемников - 0.
Пунктом 1.4 Контракта предусмотрен срок передачи застройщиком Объектов долевого строительства (квартир) участнику долевого строительства по документу о приемке в соответствии с проектной декларацией - не позднее 30.06.2024.
В соответствии с пунктом 1.5 Контракта проектный срок ввода многоквартирного дома в эксплуатацию в соответствии с примерным графиком реализации проекта строительства (п. 17 проектной декларации) - 4 квартал 2023 года.
Согласно пункту 2.1 Контракта цена Контракта, то есть сумма денежных средств, подлежащих уплате Заказчиком Поставщику для приобретения Объектов долевого строительства (квартир), указанных в перечне Объектов долевого строительства - жилых помещений (квартир) (Приложение N 1), устанавливается в размере 43 328 250,00 рублей (Сорок три миллиона триста двадцать восемь тысяч двести пятьдесят рублей 00 копеек), НДС не подлежит уплате в бюджет в случаях и порядке, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Стоимость 1 кв. м общей площади жилого помещения (квартиры) составляет 75 000.00 рублей (Семьдесят пять тысяч рублей 00 копеек), является окончательной и изменению не подлежит.
Согласно пункту 3.1.1 Контракта Застройщик обязан при выполнении работ при строительстве многоквартирного дома обеспечить условия (требования), предусмотренные Техническим заданием, приказом Минстроя России от 31.01.2019 N 65/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковыми до 1 января 2017 года", государственной программой Самарской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года" до 2024 года", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 N 179.
Обеспечить государственную регистрацию Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1.5 Контракта Застройщик обязан передать Участнику долевого строительства Объекты долевого строительства, являющиеся предметом Контракта, качество которых соответствует требованиям Контракта, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям, в порядке и в сроки, установленные Контрактом.
Пунктами 3.1.6, 3.1.7 Контракта предусмотрено, что Застройщик обязан в случае выявления Участником долевого строительства недостатков в передаваемых (переданных) Объектах долевого строительства устранить за свой счет такие недостатки в течение 20 календарных дней со дня получения претензии.
Не менее чем за 14 рабочих дней до наступления срока начала передачи каждого Объекта долевого строительства (квартиры) Застройщик обязан направить Участнику долевою строительства сообщение о завершении строительства (создания) многоквартирного дома и о готовности Объектов долевого строительства к передаче.
Пунктом 3.1.10 Контракта определено, что Застройщик обязан устранить безвозмездно недостатки в течение 20 календарных дней с момента письменного требования Участника долевого строительства и перечня нарушений, в случае если квартиры построены Застройщиком с отступлениями от условий Контракта и (или) указанных в пункте 3.1.1 Контракта обязательных требований, приведшими к ухудшению качества квартир, или с иными недостатками, которые делают их непригодными.
Согласно пункту 4.2.1 Контракта участник долевого строительства имеет право отказаться от подписания документа о приемке квартир и потребовать от Застройщика составления соответствующего акта в случае выявления несоответствия качества квартир требованиям, указанным в Приложении N 1. 3 к настоящему Контракту.
В соответствии с пунктом 6.2 Контракта при подписании документа о приемке Застройщик передает Участнику долевого строительства жилые помещения (квартиры), указанные в перечне Объектов долевого строительства (Приложение N 1 к Контракту), не позднее срока, предусмотренного в п. 1.4, 5.1 Контракта.
В соответствии с пунктом 6.4 Контракта документ о приемке, подписанный Застройщиком, не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ автоматически с использованием ЕИС направляется Участнику долевого строительства. Датой поступления Участнику долевого строительства документа о приемке, подписанного Застройщиком, считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом контракта такого документа в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Заказчик.
Пунктом 6.5 Контракта определено, что в срок, не позднее 20 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с п. 6.4 настоящего Контракта, Участник долевого строительства осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Участника долевого строительства, и размещает в ЕИС документ о приемке;
б) формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Участника долевого строительства, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
В случае получения Застройщиком мотивированного отказа от подписания документа о приемке Застройщик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Участнику долевого строительства документ о приемке в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ.
Согласно пункту 6. 8 Контракта Участник долевого строительства до подписания документа о приемке Объектов долевого строительства (квартир) вправе потребовать от Застройщика составления акта, в котором указывается несоответствие Объектов долевого строительства - жилых помещений (квартир) требованиям, указанным в приложении к Контракту, и отказаться от подписания документа о приемки квартир. При этом Участник долевого строительства представляет Застройщику в письменном виде перечень выявленных недостатков, а Застройщик обязуется безвозмездно, в сроки, согласованные с Участником долевого строительства, но не превышающие 20 календарных дней, устранить недостатки. После устранения недостатков между Участником долевого строительства и Застройщиком подписывается документ о приемке Объектов долевого строительства - жилых помещений (квартир).
Датой приемки Объектов долевого строительства - жилых помещений (квартир) считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного Заказчиком.
В соответствии с пунктом 6.9 Контракта при приемке жилых помещений (квартир) Участник долевого строительства обязан провести экспертизу для проверки передаваемых Застройщиком объектов (квартир), предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта в порядке, предусмотренном статьей 94 Федерального закона N 44-ФЗ.
Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Участником долевого строительства своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 11.1 Контракта настоящий Контракт считается заключенным с момента его государственной регистрации в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Разделом 12 Контракта предусмотрена возможность расторжения контракта в одностороннем порядке.
19.04.2024 в адрес Департамента поступило уведомление от Застройщика (исх. N 77 от 18.04.2024; вх. N 15-07-07/4721) о готовности к передаче Заказчику жилых помещений (квартир), расположенных по адресу: г. Самара, улица Петра Алабина, дом 4, квартиры NN 108, 117, 126, 135, 162, 171, 180, 189, и об организации их приемки с 14.05.2024 в рамках заключенных Контрактов.
Вместе с тем, Застройщиком в личном кабинете в Единой информационной системе в сфере закупок не размещен документ о приемке, что исключало возможность организации приемки передаваемых жилых помещений.
В письме от 13.05.2024 исх. N 15-07-29/21174 Заказчик сообщил Обществу о необходимости размещения документа о приемке в ЕИС.
24.05.2024 Заказчиком в адрес Застройщика повторно направлено письмо о необходимости направления документа о приемке посредством ЕИС, а также даче пояснений по присвоенному классу энергетической эффективности объекта, введенного в эксплуатацию 03.04.2024 (исх. N 15-07-29/23290 от 24.05.2024).
30.05.2024 Застройщиком в личном кабинете посредством ЕИС направлен Департаменту документ о приемке жилых помещений (квартир) в рамках заключенного Контракта.
Заказчиком сформирована приемочная комиссия на 4 и 5 июня 2024 года для приемки жилых помещений (квартир), расположенных по адресу: Российская Федерация, г. о. Самара, Куйбышевский район, улица Петра Алабина, дом 4.
Члены комиссии и Застройщик уведомлены Департаментом о дате, времени и месте осмотра (исх. N Вн-15-07-29/3534, исх. N 15-07-29/967 от 03.06.2024).
04.06.2024 в ходе документарной проверки и визуального осмотра объекта закупки членами комиссии выявлено несоответствие по классу энергетической эффективности объекта, а именно в полученном Застройщиком разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 03.04.2024 N 63-01-21-2024 в подпункте 6.1.17 раздела 6 указан класс энергетической эффективности "В+", в пункте 1.1 раздела 1 Контрактов "Предмет контракта" указан класс энергетической эффективности "А".
На фасаде дома установлен указатель класса энергетической эффективности дома: "Класс энергоэффективности здания В (высокий)".
Данное несоответствие отражено в акте выездной проверки от 04.06.2024.
04.06.2024 от ООО СЗ "ГородА" поступил ответ на повторное обращение Департамента от 24.05.2024 исх. N 15-07-29/23290 по вопросу присвоенного класса энергетической эффективности объекта капитального строительства (вх. N 15-07-07/6807 от 04.06.2024, исх. N 129 от 03.06.2024).
В своем ответе (исх. N 129 от 03.06.2024) Поставщик сообщил о технической ошибке, допущенной в проектной документации, в которой указан класс энергосбережения "В+", и как следствие, ошибки в части указания класса энергетической эффективности "В+" в выданном Министерством строительства Самарской области разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 03.04.2024 N 63-01-21-2024.
О сроках исправления технической ошибки и о возможности устранения выявленного несоответствия Застройщик не сообщил.
В связи с выявленным несоответствием, Департаментом в соответствии с пунктом 6.5 Контракта, 11.06.2024 сформирован с использованием ЕИС, подписан усиленной электронной подписью и размещен в ЕИС мотивированный отказ от подписания документов о приемке, направленный 30.05.2024 Застройщиком в личный кабинет Заказчика в ЕИС.
В мотивированном отказе Застройщику установлен срок устранения допущенного нарушения условий выполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, не позднее 30.06.2024.
Информация об устранении Поставщиком выявленного нарушения, указанного в мотивированном отказе от 11.06.2024, в адрес Департамента не поступила.
Таким образом, Поставщиком в установленный срок не устранено нарушение существенного условия Контракта, предусмотренного пунктом 1.1 Контракта.
01.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения заключенного контракта, направлено заказным письмом с уведомлением в адрес Застройщика.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 44309965351634, письмо вручено адресату 03.07.2024.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 16.07.2024.
Кроме того, 03.07.2024 Департаментом в адрес ООО СЗ "ГородА" направлена претензия (требование) об уплате штрафа в связи с неисполнением условия Контракта, которая получена Застройщиком 05.07.2024.
Согласно сведениям представленным Заказчиком, Обществом, Поставщиком совершались необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте, и, как следствие, эти действия были направлены на удовлетворение государственных нужд, являющихся предметом аукциона в электронной форме.
В письменных пояснениях Общество сообщает, что класс энергетической эффективности присваивается зданию, а не квартире, по Контракту передаются квартиры, а не здание. Изменение класса энергоэффективности многоквартирного дома не влияет на качество объектов долевого строительства и не ведет к снижению его стоимости. Указание в Контракте класса энергоэффективности, отличного от класса, указанного в Разрешении на ввод в эксплуатацию, не состоит в причинно-следственной связи с ухудшением качественных характеристик Объекта долевого строительства, соответственно не является нарушением Контрактов и основанием для отказа от приемки Объектов.
Кроме того, установление класса энергетической эффективности многоквартирного дома с обозначением латинской буквы "В" с приставкой "+" действующими нормативными документами не предусмотрено. В Разрешении на ввод объекта в эксплуатацию имеется техническая ошибка.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что между Заказчиком и Обществом велась переписка, Общество не уклонялось от исполнения контракта, предпринимало меры для устранения недостатков.
Заказчик на включении сведений об Обществе в Реестр недобросовестных поставщиков не настаивает.
Учитывая факт отсутствия сведений об ООО СЗ "ГородА" в реестре недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не усматривает в действиях Общества однозначных признаков уклонения от исполнения контракта.
Согласно пункту а части 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика
Кроме того, в единой информационной системе в реестре контрактов содержатся сведения о добросовестном осуществлении Обществом предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО СЗ "ГородА" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Информацию об ООО СЗ "ГородА" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Д.А. Мочульская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 25 июля 2024 г. N РНП-63-211
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2024