На основании Уведомления о проведении внеплановой проверки, в связи с поступившей в Пермское УФАС России информацией (вх. 8644-ЭП/24) в период с 08.07.2024 г. по 19.07.2024 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю была проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Администрацией поселка Новые Ляды города Перми (далее - Заказчик), ГКУ ПК "ЦОЗ" (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона N изв. 0356500001424003536.
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) при проведении электронного аукциона изв. N 0356500001424003536.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Согласно извещению, победителю данного электронного аукциона требуется выполнить работы по изготовлению и установке арт-объекта памятника архитектуры "Пеганкова гора 1, Городище" (код позиции ОКПД2 - 96.09.19.139).
Комиссией установлено, что конкретный порядок исполнения вышеуказанных работ и требования к их выполнению установлены в приложении к извещению под наименованием "Техническое задание".
Уполномоченный орган в предоставленных пояснениях сообщает, что все установленные требования выполнения работ по изготовлению и установке арт-объекта памятника археологии "Пеганкова Гора 1, Городище", установленные в приложении к извещению под наименованием "Техническое задание" обусловлены исключительно потребностью Заказчика и не ограничивают количество потенциальных участников закупки.
В частности, Уполномоченный орган сообщает следующее.
П. 2 Технического задания содержит сведения о конкретном месте выполнения работ (в том числе кадастровый номер: 59:01:0000000:573) - земельном участке, в границах которого необходимо расположить арт-объект.
При этом, фактическое месторасположение такого объекта на земельном участке будет определяться сторонами консенсуально, исходя из общих представлений о его дизайне.
На основании результатов вышеназванных согласований (п. 2, п. 4 Технического задания) подрядчиком будет сформирован дизайн-проект арт-объекта.
Аналогичным образом сторонами контракта будет достигнуто соглашение относительно цвета конструкции, наименования, шрифта и стиля надписи и т.д. (п. 5.2.4, 5.3.3, 5.4.2.3 Технического задания).
Отсутствие в Техническом задании строгой регламентации порядка согласования обусловлено отсутствием соответствующей необходимости, поскольку такие отношения регулируются обычаями делового оборота (ст. 5, п. 2 ст. 427 ГК РФ).
Стороны контракта вправе самостоятельно выбрать способ и формы взаимодействия с учетом поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации поведения, которое ожидается от них.
Приведенные в Техническом задании требования к ширине и высоте конструкции отображают потребность Заказчика, которая является первичной.
Также Уполномоченный орган сообщает, что использованные в техническом задании слова "тщательно", "безопасно", "антивандально", "прочно" являются общеупотребимыми и применяются в соответствии с их семантикой и контекстом употребления.
На основании вышеуказанного, Уполномоченный орган не находит требования Технического задания ограничивающими возможность принятия участия в обжалуемой закупке для неограниченного круга хозяйствующих субъектов.
Комиссия принимает во внимание пояснения Уполномоченного органа, обращая внимание на то, как уже было указано ранее, что Заказчики не ограничены в правомочиях формулировать объект закупки исходя из собственной потребности, которую они определяют самостоятельно, с учетом норм закона.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя), является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, качества, а также предотвращению злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009).
Таким образом, включение в аукционную документацию условий, исключающих участие в закупке определенных хозяйствующих субъектов, не соответствующих данным требованиям, сформулированным исходя из потребности Заказчика, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Также Комиссия обращает внимание на то, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.06.2024 NИЭА1, на участие в закупке было подано 3 заявки, каждая из которых была признана аукционной комиссией, соответствующей требованиям извещения.
Кроме того, НМЦК к данному электронному аукциону была сформирована на основании предоставленных коммерческих предложений.
На основании статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
ВЫВОД:
В действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона (изв. N 0356500001424003536) нарушения Закона о закупках не установлены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 июля 2024 г. N 171 (ключевые темы: техническое задание - участники закупок - товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - электронный аукцион)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2024