на основании доверенности);
при очном участии: представителя ООО "Капитал СК" - Яскевич С.А. (на основании устава),
рассмотрев обращение (вх.N 10587/24) МБУК "Пермская дирекция по организации городских культурно-массовых мероприятий" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Капитал СК" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг частной охраны (изв.N 0356500001424001355),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500001424001355 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг частной охраны. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 186 409,06 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 16.07.2024 исх.N 7460/24) рассмотрение обращения было назначено на 17.07.2024 в 15:30 ч. В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 22.07.2024 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
Согласно реестровой записи контракта N 3590309174524000023 05.04.2024 г. между Заказчиком и ООО "Капитал СК" (далее - Исполнитель, Общество) заключен контракт на оказание услуг частной охраны (далее - Контракт). Цена контракта - 2 373 874,48 руб.
В связи с нарушениями Исполнителем условий Контракта, на основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, 02.07.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 10 Контракта).
Условия контракта и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 2 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 10 Контракта.
Из поступившего обращения, пояснений представителя Заказчика, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что в соответствии с условиями Контракта, услуги оказываются по заявкам, срок оказания услуг с 02.05.2024 г. по 30.09.2024 г. Услуги оказаны ненадлежащего качества, с нарушениями, что подтверждается актами от 09.05.2024 г., 12.06.2024 г. В результате выявленных нарушений, на основании п. 6.6 Контракта Исполнителю начислена неустойка (Требование об уплате неустойки от 13.05.2024 года, Требование об уплате неустойки от 14.06.2024 года). Требования направлены в адрес Исполнителя. Согласно претензии N 1305/1-24 от 13.05.2024 г. условия Контракта Исполнителем исполнены не были. Вместо заявленных согласно графику сотрудников охраны в количестве 310 человек на постах охраны присутствовало 220 человек (сотрудников охраны), о чем был составлен соответствующий Акт (от 09.05.2024 г.), то есть на постах N 4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14 отсутствовало регламентированное (согласно графику определенного в Техническом задании, Приложение N1 к Контракту) количество сотрудников охраны, - итого 10 постов охраны. Согласно претензии N 1406/1-24 от 14.06.2024 г. условия Контракта Исполнителем исполнены не были. Вместо заявленных согласно графику сотрудников охраны в количестве 100 человек на посту N17 присутствовало 95 человек (сотрудников охраны), в том числе у четверых из них отсутствовало удостоверение охранника, о чем был составлен соответствующий Акт (от 12 июня 2024 года). Вместо заявленных согласно графику сотрудников охраны в количестве 40 человек на посту N21 присутствовало 30 человек (сотрудников охраны).
Поскольку на 02.07.2024 г. Исполнителем неоднократно оказаны услуги несоответствующие условиям Контракта, на основании ст. 95 Закона о закупках, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 02.07.2024 г. решение размещено в реестровой записи контракта N 3590309174524000023 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 02.07.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 15.07.2024 г. Информация об ООО "Капитал СК" была направлена в адрес Пермского УФАС России 15.07.2024 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии, представитель Исполнителя указал, что Контракт исполнен на 93%, услуги приняты и оплачены Заказчиком. Согласно условий контракта услуги оказываются не ежедневно, а по определенным датам, имея разовый характер и делятся на 6 этапов. Мероприятия проводились согласно техническому заданию по определенным датам:
I этап: 04.05.2024 г. проведение репетиции мероприятия, посвященного 9 мая, услуги оказаны в полном объеме и соответствующего качества, претензий со стороны Заказчика нет;
II этап: 07.05.2024 г. проведение репетиции мероприятия, посвященного 9 мая, услуги оказаны в полном объеме и соответствующего качества, претензий со стороны Заказчика нет;
III этап: 09.05.2024 г. мероприятие, посвященное государственному празднику "День Победы": Есть претензия Заказчика по объему оказываемой услуги, а именно: не соответствие количества выставленных охранников на мероприятии, но претензий к качеству оказываемой услуги нет.
IV этап: 11.06.2024 г. мероприятие, проводимое в сквере им. Татищева, услуги оказаны в полном объеме и соответствующего качества, претензий со стороны Заказчика нет.
V этап: 12.06.2024 г. мероприятие, посвященное государственному празднику День России и День города Перми. Есть претензия Заказчика по объему оказываемой услуги, а именно: не соответствие количества выставленных охранников на мероприятии, но претензий к качеству оказываемой услуги нет.
Как отметил представитель Исполнителя, из действий Исполнителя не следует, что он намеревался уклониться от исполнения услуг по контракту, напротив, услуги оказаны качественно, каких-либо замечаний и происшествий не имелось. Обеспечение порядка и безопасности в местах проведения массовых мероприятий, обеспечение пропускного режима, согласно условий Контракта, Исполнителем оказаны без претензий к качеству услуг со стороны Заказчика и правоохранительных органов, без каких-либо происшествий. Суть претензии со стороны Заказчика по двум этапам оказанных услуг состоит только в отношении объема оказания услуги, в связи с чем, были предъявлены и оплачены Исполнителем штрафные санкции, но они имели не значительный характер и не повлияли на качество оказываемой услуги. При этом, расчет количества охранников и составления актов по количеству производился Заказчиком заранее до установленного времени начала мероприятия, в связи с чем были охранники, пришедшие строго ко времени начала мероприятия и не попали в расчет, проводимый Заказчиком, что и явилось причиной несоответствия количества.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Так, согласно п. 1.1 Контракта по настоящему контракту Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги:
- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
- обеспечение пропускного режима на объектах, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;
- обеспечение внутриобъектового режима на объектах, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, (далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно Спецификации (приложение N 2 к настоящему контракту) и Техническому заданию (приложение N 1 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
В соответствии с таблицей N 1 приложения N 3 к Техническому заданию объем услуг составляют 6 объектов - мероприятия, а также определенное количество человека часов (суммарно 5 566).
Согласно претензиям N 1305/1-24 от 13.05.2024 г., N 1406/1-24 от 14.06.2024 г. несоответствие условиям Контракта заключалось в несоответствии количества охранников на определенные постах. При этом, претензии Заказчика не касались качества оказанных услуг, наличие происшествий не зафиксировано. Следовательно, несоответствие количества охранников не повлияло на качество оказанных услуг.
Кроме того, Комиссией принято во внимание, что согласно информации в реестровой записи контракта N 3590309174524000023 Исполнителем оказаны услуги на сумму 1 931 528,93 руб. из 2 373 874,48 руб., что составляет 81.37 %. Оказанные услуги были оплачены Заказчиком.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Исполнителя, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, ненадлежащего исполнения обязательств Контракта со стороны Исполнителя не допущено.
Согласно подп. "а" п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Капитал СК" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Капитал СК" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 июля 2024 г. N РНП-59-283
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2024