на основании паспорта),
в отсутствие представителей МКУ "Красновишерское жилищно-коммунальное хозяйство" (извещены надлежащим образом),
рассмотрев обращение (вх.N 10597/24) МКУ "Красновишерское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Шубине Е.А. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту детских спортивных площадок и тренажеров, расположенных на территории Красновишерского городского округа (изв.N 0356500001423000658),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500001423000658 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг частной охраны. Начальная (максимальная) цена контракта - 271 964,40 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 16.07.2024 N 7461/24) рассмотрение обращения было назначено на 18.07.2024 в 15:00 ч. В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 22.07.2024 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
Согласно реестровой записи контракта N 3591902995023000012 07.04.2024 г. между Заказчиком и ИП Шубиным Е.А. (далее - Исполнитель) заключен контракт на оказание услуг по содержанию и ремонту детских спортивных площадок и тренажеров, расположенных на территории Красновишерского городского округа (далее - Контракт). Цена контракта - 216 211,78 руб.
В связи с нарушениями Исполнителем сроков исполнения Контракта, на основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, 01.07.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Условия контракта и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 7 Контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что в рамках исполнения Контракта Исполнителем не были соблюдены сроки исполнения Контракта, а также выполнены работы ненадлежащего качества с недостатками, которые не могли быть устранены в приемлемый срок.
Также исходя из содержания претензионных писем Заказчика следует, что в регламентированные сроки Исполнитель работы по заявкам Заказчика не выполнял. Также со стороны Исполнителя были нарушены сроки составления отчетной документации и документов о приемке оказанных услуг.
Поскольку на 01.07.2024 г. Исполнителем неоднократно нарушены сроки оказания услуг, на основании ст. 95 Закона о закупках, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 01.07.2024 г. решение размещено в реестровой записи контракта N 3591902995023000012 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 01.07.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 12.07.2024 г. Информация об ИП Шубине Е.А. была направлена в адрес Пермского УФАС России 15.07.2024 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии, Исполнитель указал, что 26.04.2023 г. от Заказчика поступила заявка на восстановление оборудования. Так как данное оборудование является подлежащим сертификации, самостоятельный ремонт мог представлять опасность для потребителей (детей). Было принято решение об обращении в организацию, выполнявшую работы по установке данного оборудования - ООО "Квинта". В данную организацию 31.05.2023 г. был направлен запрос (с приложением фото оборудования) на восстановление оборудования с предоставлением информации о стоимости ремонта. 02.06.2023 г. от ООО "Квинта" поступил ответ с предварительной ценой восстановления оборудования, а именно внешних повреждений без учёта скрытых дефектов и транспортных расходов, а также информация о стоимости новой карусели. 05.06.2023 г. в адрес Заказчика было направлено письмо по вопросу рентабельности восстановления оборудования, а также с просьбой увеличить стоимость контракта в рамках законодательства в случае, если заказчик примет решение о ремонте данного оборудования. 14.06.2023 г. от Заказчика поступил отказ. Исполнителем было принято решение о доставке оборудования в г. Пермь для осуществления диагностики и уточнения стоимости ремонта, что подтверждено актом приёма оборудования от 24.08.2023 г., при этом стоимость транспортировки составила 6 000 руб. С момента передачи оборудования, с менеджером ООО "Квинта" поддерживалась связь, но ответа по результатам диагностики и стоимости ремонта не поступало, поэтому 23.10.2023 г был направлен запрос об уточнении сроков выполнения работ. 16.11.2023 г. был получен ответ ООО "Квинта" о невозможности выполнения диагностики и ремонта оборудования в связи с загруженностью производства. 26.02.2024 г. менеджер ООО "Квинта" сообщил, что стоимость ремонта без учёта транспортировки и установки будет составлять 35 000 руб. После этого с согласия заказчика было принято решение о транспортировке оборудования в г. Красновишерск для самостоятельного ремонта, от которого впоследствии Исполнителем было принято решено отказаться из-за угрозы здоровья потребителей, в случае некачественного ремонта. Стоимость ремонта данной единицы оборудования с учётом транспортных расходов и установки составляет 25% от общей стоимости контракта, которая составляет 216 000 руб. Данный факт влечёт за собой значительное изменение условий данного договора. В связи с этим заказчику со стороны Исполнителя было сделано предложение о расторжении контракта по соглашению сторон, при этом все работы, предусмотренные Контрактом были выполнены в полном объеме, а последний этап выполнения услуг на данный момент времени остается неоплаченным. От заказчика был получен отказ.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Так, в адрес Комиссии были представлены заявка Исполнителя, направленная в адрес ООО "Квинта", ответ ООО "Квинта" о стоимости восстановительных работ каруселей (20 000,00 руб. стоимость ремонта без учета транспортных средств, поставка новых каруселей - 52 400,00 руб.
Также исходя из документов о приемке, размещенных в реестровой записи, Заказчиком приняты и оплачены услуги на сумму 183 516,23 руб., что составляет 84,88 % от общей цены контракта. Не приняты работы по этапу Контракта с 01.10.2023 г. по 29.11.2023 г. по причине не восстановления карусели в сквере "Белый медведь".
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Исполнителя, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, ненадлежащего исполнения обязательств Контракта со стороны Исполнителя не допущено.
Согласно подп. "а" п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Шубине Е.А. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Шубине Е.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 июля 2024 г. N РНП-59-284
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2024