На основании подпункта "б" пункта 1 части 3, пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Приказа Красноярского УФАС России N 119/24 от 09.07.2024, в связи с поступлением в адрес Красноярского УФАС России обращения председателя Комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Красноярского края Дроздова В.А. (исх. N 1802-и-ЗС от 20.06.2024), Инспекция Красноярского УФАС России в составе: руководителя инспекции - Дударевой М.А., заместителя руководителя; членов инспекции: Шмыгиной Е.А., заместителя начальника отдела, Мулагалеева А.Р., ведущего специалиста-эксперта, Хоменко Е.М., главного специалиста-эксперта, Пшенниковой А.Н., главного специалиста-эксперта (далее - Инспекция), провела внеплановую проверку действий заказчика - Муниципального казенного учреждения города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа Администрации города Красноярска (далее - уполномоченный орган), комиссии уполномоченного органа по осуществлению закупок на предмет исполнения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по обращению с животными без владельцев на территории города Красноярска", объявленного извещением N 0119300019824000386 на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" (далее - электронный конкурс).
Проверка начата 09.07.2024, окончена 22.07.2024.
Проверяемый период: с 26.03.2024 (дата размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме) по 03.05.2024 (дата заключения муниципального контракта по результатам проведения электронного конкурса). 2024-12166 Описательная часть В ходе контрольного мероприятия Инспекцией были изучены следующие документы и информация, представленные заказчиком, уполномоченным органом, оператором электронной площадки - ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки) на основании запроса Красноярского УФАС России (исх. N МД/11003/24 от 10.07.2024), а также опубликованные в единой информационной системе в сфере закупок в отношении рассматриваемого электронного конкурса ("Реестр закупок", "Реестр контрактов, заключенных заказчиками"):
1) извещение N 0119300019824000386 о проведении электронного конкурса;
2) электронные документы, приложенные к извещению N 0119300019824000386 о проведении электронного конкурса;
3) протоколы, составленные в ходе проведения электронного конкурса (протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе от 19.04.2024 NПРОII1, протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.04.2024 NИЭОК1);
4) контракт N Ф.2024.0386 от 03.05.2024 (реестровая запись N 3246621501224000042), заключенный по результатам проведения электронного конкурса;
5) письменные пояснения заказчика от 16.07.2024;
6) письменные пояснения уполномоченного органа от 17.07.2024 исх. N 104;
7) иные документы и сведения, представленные заказчиком, уполномоченным органом, оператором электронной площадки, размещенные в единой информационной системе. Мотивировочная часть В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение председателя Комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Красноярского края Дроздова В.А. (далее - заявитель) на действия заказчика, уполномоченного органа, комиссии уполномоченного органа по осуществлению закупок при проведении электронного конкурса.
Внеплановая проверка проведена на основании положений подпункта "б" пункта 1 части 3, пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пункта 5.3.7 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений".
В соответствии с пунктом 28 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, внеплановая проверка осуществлена без проведения заседания комиссии (инспекции) по проведению внеплановой проверки. Проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Инспекция
установила
следующие обстоятельства. Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что Закон о контрактной 2024-12166 системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В силу пункта 8 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу частей 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытых конкурентных процедур определен статьями 48 - 51 главы 3 Закона о контрактной системе. В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом 26.03.2024 были совершены действия по размещению извещения о проведении электронного конкурса в установленном Законом о контрактной системе порядке. Инспекцией установлено, что выбор заказчиком такого способа определения поставщика, как электронный конкурс, соответствует статьям 24 и 48 Закона о контрактной системе. В отношении доводов заявителя об установлении существенных ограничений и завышенных требований в описании объекта закупки, в условиях проекта контракта (пункты 4.3.21, 4.3.15 проекта контракта, а также требования "Оказание услуг (отлов) производится по адресам, указанным в планах-заданиях и заявках, а также адресам, расположенным вблизи, по соседству, смежным адресам, указанным в заявке или плане-задании", "На месте отлова сотрудники Исполнителя обязаны произвести видеосъемку животных без владельцев, подлежащих отлову, с привязкой к местности таким образом, чтобы местность и животные могли быть идентифицированы. В случае отсутствия животных по указанному адресу, Исполнитель обязан произвести видеосъемку, подтверждающую факт выезда и принятия достаточных для поиска животного мер. В качестве подтверждения исполнения заявки (плана-задания) Исполнитель мероприятий предоставляет Заказчику копии видеозаписей со звуком с каждого выезда (поадресно), которые включает в пакет исполнительной документации. Исполнитель обязан хранить вышеуказанные видеозаписи не менее 3 (трех) лет с даты осуществления видеозаписи", "При необходимости транспортировки отловленных животных без владельцев из одного муниципального образования в другое длительность перевозки с учетом загруженности автодорог (пробки, аварии и иные факторы) может составлять более 3-х часов, а расстояние между местом отлова и приютом может составлять более 100 км", "Для каждого выезда по адресу, указанному в заявке (плане-задании), Исполнитель привлекает не менее 2х работников, осуществляющих поиск 2024-12166 животных без владельцев и их отлов", "После проведения клинического осмотра специалистом в области ветеринарии животные без владельцев должны содержаться на карантине 10 (десять) календарных дней, в течение которых Исполнителем проводятся мероприятия по стерилизации, маркированию, чипированию, лечению, вакцинации"), что нарушает требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок, Инспекция сообщает следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки;
- информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
На основании анализа положений извещения о проведении электронного конкурса, сформированных с использованием ЕИС посредством заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС (часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60), а также посредством прикрепления электронных документов (часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 4 вышеуказанного Положения), Инспекция в ходе проведения внеплановой проверки установила, что в таком извещении в отношении объекта закупки - услуги по обращению с животными без владельцев на территории города Красноярска - заказчиком, уполномоченным органом допущено указание кода ОКПД2 75.00.11.000 "Услуги ветеринарные для домашних животных".
В соответствии с Описанием объекта закупки требования к качеству услуг, перечень единичных расценок установлены в Техническом задании (Приложение N1 к Описанию объекта закупки). Проанализировав Приложение N1 к Описанию объекта закупки (далее - Приложение N1), Инспекция установила, что заказчиком был установлен перечень документов, на основании которых оказываются услуги (пункт 2 Приложения N1), детализирован порядок отлова животных без владельцев (пункт 3 Приложения N1), транспортировки животных без владельцев (пункт 4 Приложения N1), содержания животных без владельцев в приюте (пункт 5 Приложения N1), стерилизации (кастрация), маркирования и чипирования микрочипом отловленных животных без владельцев (пункт 6 Приложения N1), условий умерщвления животных без владельцев (пункт 7 Приложения N1), возврата животных без владельцев на прежние места обитания (иную территорию в границах муниципального образования "город Красноярск", в пределах которого находилось прежнее место обитания) (пункт 8 Приложения N1), условий утилизации трупов и утилизации биологических отходов (пункт 9 Приложения N1), форм отчетов о ходе оказания услуг, использования денежных средств (пункт 10 Приложения N1), порядок передачи ранее 2024-12166 отловленных животных без владельцев исполнителю (пункт 11 Приложения N1). Подпунктом 1 пункта 3 Приложения N1 детализирован порядок отлова животных без владельцев, в том числе, установлены, следующие требования: "Оказание услуг (отлов) производится по адресам, указанным в планах-заданиях и заявках, а также адресам, расположенным вблизи, по соседству, смежным адресам, указанным в заявке или плане-задании. Заявки и планы-задания, выдаваемые Заказчиком или поступающие от МКУ "ЦОМ ГО, ЧС и ПБ" в обязательном порядке содержат контакты заявителя для дальнейшего уточнения информации о месте нападения животного без владельцев, о месте его обитания или месте, где заявитель видел животное без владельца и т.д. Отлов животных без владельцев также осуществляется согласно утвержденному Заказчиком ежемесячному графику круглосуточных дежурств, а также сменному графику дежурств Исполнителей мероприятий по районам города Красноярска. По всем заявкам и планам-заданиям Исполнитель в обязательном порядке связывается с заявителем (чьи контакты предоставлены в плане-задании или заявке) для установления места, где было осуществлено нападение животного без владельцев, места его обитания или места, где заявитель видел животное без владельца и т.д. Прибыв на адрес, указанный в заявке или плане-задании, Исполнитель мероприятий в составе бригады отловщиков осуществляет поиск животных без владельцев, обследует территорию адреса вблизи, по соседству, смежным адресам, указанным в заявке или плане- задании, в том числе в пешем порядке. В случае если по приезду на указанный адрес (согласно заявке (плану-заданию), где было совершено нападение или укус) животное без владельца не обнаружено или не подлежит отлову, необходимо осуществить повторный выезд по данной заявке (плану-заданию). В случае если жители (граждане) препятствуют Исполнителю осуществлять мероприятия по отлову животных без владельцев, совершают иные противоправные действия, Исполнитель должен незамедлительно сообщить об этом в полицию. На месте отлова сотрудники Исполнителя обязаны произвести видеосъемку животных без владельцев, подлежащих отлову, с привязкой к местности таким образом, чтобы местность и животные могли быть идентифицированы. В случае отсутствия животных по указанному адресу, Исполнитель обязан произвести видеосъемку, подтверждающую факт выезда и принятия достаточных для поиска животного мер. В качестве подтверждения исполнения заявки (плана- задания) Исполнитель мероприятий предоставляет Заказчику копии видеозаписей со звуком с каждого выезда (поадресно), которые включает в пакет исполнительной документации. Исполнитель обязан хранить вышеуказанные видеозаписи не менее 3 (трех) лет с даты осуществления видеозаписи". Подпунктом 3 пункта 3 Приложения N1 в рамках порядка отлова животных без владельцев, в том числе, установлено требование: "Для каждого выезда по адресу, указанному в заявке (плане- задании), Исполнитель привлекает не менее 2х работников, осуществляющих поиск животных без владельцев и их отлов". Подпунктом 4 пункта 3 Приложения N1 в рамках порядка отлова животных без владельцев предусмотрено требование: "Во время отлова животных без владельцев сотрудники Исполнителя обязаны фиксировать весь процесс на видео (запись должна осуществляться со звуком). Исполнитель обязан бесплатно представлять копии видеозаписей процесса отлова по требованию уполномоченного органа в области обращения с животными и органа, осуществляющего государственный надзор в области обращения с животными. Срок хранения Исполнителем видеозаписей процесса отлова составляет не менее 3 (трех) лет с даты окончания срока действия настоящего контракта". Подпунктом 10 пункта 4 Приложения N1 в рамках транспортировки животных без владельцев предусмотрены следующие требования: "При необходимости транспортировки отловленных животных без владельцев из одного муниципального образования в другое длительность перевозки с учетом загруженности автодорог 2024-12166 (пробки, аварии и иные факторы) может составлять более 3-х часов, а расстояние между местом отлова и приютом может составлять более 100 км. В таком случае превышение допустимой длительности транспортировки (более 3-х часов) не влечет за Исполнителем прекращения действия обязательства по транспортированию животного до ближайшего приюта, имеющего необходимый остаточный ресурс. При достижении установленной дальности перевозки (100 км) или при достижении установленного временного диапазона перевозки (3 часа) Исполнитель (сотрудник Исполнителя) должен осуществить кратковременную остановку транспортного средства (не нарушая при этом правила дорожного движения) и при необходимости осуществить поение перевозимых животных, механическую уборку клеток, оказание животным медицинской помощи, что может позволить снять обеспокоенность животных". Подпунктом 5 пункта 5 Приложения N1 в рамках порядка содержания животных без владельцев в приюте установлено следующее требование: "После проведения клинического осмотра специалистом в области ветеринарии животные без владельцев должны содержаться на карантине 10 (десять) календарных дней, в течение которых Исполнителем проводятся мероприятия по стерилизации, маркированию, чипированию, лечению, вакцинации". Подпунктом 1 пункта 10 Приложения N1 в рамках порядка форм отчетов о ходе оказания услуг, использования денежных средств, в том числе, установлено требование о том, что в качестве подтверждения фактически оказанных услуг Исполнитель предоставляет Заказчику, в том числе, отчеты по системе спутникового мониторинга ГЛОНАСС.
Инспекцией установлено, что по своему смысловому содержанию вышеуказанное требование также установлено заказчиком в пункте 4.3.15 проекта контракта. Пунктом 11 Приложения N1 предусмотрен следующий порядок передачи ранее отловленных животных без владельцев исполнителю: "По плану-заданию Заказчика Исполнитель обязан принять на временное содержание ранее отловленных животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность. Передача указанных животных осуществляется в течение 3 календарных дней, следующих за днем поступления плана-задания от Заказчика, по Акту приема-передачи на временное содержание ранее отловленных животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность, подлежащих размещению в приютах для животных до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных (по форме согласно Приложению N 11 к Техническому заданию), с приложением карточек учета животных. Вышеуказанный Акт приема-передачи составляется в 3ех экземплярах: первый и второй экземпляры остаются у Сторон Акта приема-передачи, третий - передаётся Заказчику". Инспекция отмечает, что по своему смысловому содержанию вышеуказанное требование также установлено заказчиком в пункте 4.3.21 проекта контракта. Рассматривая сами по себе действия заказчика, связанные с формированием описания объекта закупки и производных от него обязанностей исполнителя, установленных в проекте контракта, на предмет их соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, Инспекция считает необходимым учесть следующее. Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе предъявлять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам услуг, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение о проведении электронного конкурса требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этом извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, 2024-12166 которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. Изложенная позиция соответствует сложившейся судебной практике, о чем свидетельствует содержание, например, решения Арбитражного суда Красноярского края от 12.02.2018 по делу А33-27978/2017, Постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.12.2017 по делу NА33-3232/2017, от 10.10.2017 по делу NА33-631/2017, Определения Верховного суда Российской Федерации от 16.10.2017 N305-ЭС17-7844, Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.
В данном случае установление в извещении о проведении электронного конкурса иных характеристик услуг по обращению с животными без владельцев на территории города Красноярска (исключение из описания объекта закупки приведенных выше по тексту настоящего решения требований, правомерность установления которых оспаривает заявитель) не будет служить цели удовлетворения потребности заказчика. Доказательств обратного Инспекцией не установлено. Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемым услугам. По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения муниципального контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика. В рассматриваемом случае, в извещении о проведении электронного конкурса установлены четкие и конкретные требования к закупаемым услугам по обращению с животными без владельцев на территории города Красноярска, с учетом потребностей заказчика, действующего в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев, предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц, гуманного отношения к животным без владельцев, предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания, оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии, возврата потерявшихся животных их владельцам, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
Согласно письменным пояснениям заказчика, учитывая высокую социальную значимость услуг, являющихся объектом закупки, и наличие усиленного контроля со стороны надзорных органов за их качеством и результатами их оказания, каждое из установленных требований в описании объекта закупки имеет для заказчика принципиальное значение и позволяет достичь цели, ради которых приобретаются рассматриваемые услуги (указанные цели приведены выше по тексту настоящего решения). Детализация порядка отлова животных без владельцев в пункте 3 Приложения N1, условий транспортировки животных без владельцев в пункте 4 Приложения N1, порядка форм отчетов о ходе оказания услуг, использования денежных средств в пункте 10 Приложения N1 произведена заказчиком на основании документов, перечень которых приведен в пункте 2 Приложения N1, а также исходя из многолетней практики взаимодействия с исполнителями по контрактам на оказание именно этого специфического вида услуг, необходимости предоставления по требованию надзорных органов в рамках проведения ими контрольных мероприятий доказательств качественного оказания услуг, являющихся предметом контракта (в том числе, видеозаписей, подтверждающих исполнение заявок (планов-заданий) на отлов животных). Инспекцией установлено, что содержание требования подпункта 5 пункта 5 Приложения 2024-12166 N1 фактически основано на требовании пункта 8.5 Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 28.04.2020 N 297-п, равно в целом содержание пункта 5 Приложения N1 соответствует нормативному содержанию указанного Порядка. Положения статьи 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях. Более того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.
Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции. Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Выше по тексту настоящего решения Инспекцией установлено, что при формировании описания объекта закупки заказчик исходил из требований нормативных документов, перечень которых приведен в пункте 2 Приложения N1, а также фактической потребности заказчика, обусловленной необходимостью достижения цели предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев, предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц, гуманного отношения к животным без владельцев, предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания, оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии, возврата потерявшихся животных их владельцам. Из документов, представленных заказчиком, следует, что при формировании описания объекта закупки и обосновании начальной (максимальной) цены контракта на оказание услуг, являющихся объектом закупки, заказчик, будучи участником гражданских правоотношений, добросовестно исходил из наличия на момент проведении закупки на рынке предложений об 2024-12166 оказании требуемых услуг несколькими исполнителями, о чем свидетельствуют коммерческие предложения от ИП Поляковой Т.Р., КРОО ЗЖ "Мой пес", ООО "Берег", представленные в материалы проверки. Вместе с тем, поскольку на основании пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, заключенного по результатам проведения электронного конкурса, не относится к полномочиям ФАС России и ее территориальных органов, то у Инспекции отсутствуют полномочия по осуществлению контрольного мероприятия в части правомерности определения и обоснования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, заключенного по результатам проведения электронного конкурса. В рассматриваемой части обращение заявителя было своевременно перенаправлено антимонопольным органом в адрес Департамента финансов Администрации города Красноярска, о чем заявитель был проинформирован в письменной форме (исх. N МД/10698/24 от 04.07.2024).
В данном случае поскольку заказчик в необходимой ему мере детализировал объект закупки, исходя из вышеуказанных целей, то включение в извещение о проведении электронного конкурса оспариваемых заявителем характеристик услуг, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не способных оказать объективно требуемые заказчику услуги, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в электронной процедуре. Поскольку в зависимости от своих потребностей муниципальный заказчик имеет право установить неизменные, максимальные и (или) минимальные показатели функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, т.е. потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих характеристик, то действия заказчика, связанные с формированием описания объекта закупки, отражающего действительную потребность заказчика, в отсутствие доказательств того, что такое описание объекта закупки влечет ограничение конкуренции, не противоречат Закону о контрактной системе. В отношении довода заявителя о том, что порядок оценки заявок на участие в электронном конкурсе не позволяет, по его мнению, произвести объективную оценку поступивших заявок на участие в электронном конкурсе (недостаточно критериев), Инспекция считает необходимым сообщить следующее.
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе. Вышепоименованный порядок установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 2024-12166 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 18 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок. Пунктом 20 Положения предусмотрено, что если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из формул, указанных в рассматриваемом пункте. Если установлены предусмотренные пунктом 20 Положения предельное максимальное и (или) предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше и (или) ниже такого предельного значения соответственно, баллы по детализирующему показателю в соответствии с пунктом 20 Положения присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки. Пунктом 26 Положения определено, что оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
На основании пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно подпункту "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В силу подпункта "б" пункта 28 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
-устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
-устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, 2024-12166 выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
-может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Инспекцией установлено, что в порядке рассмотрения и оценки заявок извещения о проведении электронного конкурса заказчиком были предусмотрены следующие критерии оценки, показатели оценки, детализирующие их показатели:
- "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" - значимость 60%, - "Квалификация участников закупки" - значимость 40%, с установлением показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" и его детализирующего показателя "Общее количество исполненных участником закупки договоров". При этом в рамках нестоимостного критерия определен порядок, согласно которому оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом з) пункта 20 Положения, с учетом пункта 21 Положения. При этом, предельное минимальное значение характеристики объекта закупки: X пред min - 2.00 Предельное максимальное значение характеристики объекта закупки: X пред max - 5.00 шт. исполненных гражданско-правовых договоров, в том числе заключенных и исполненных в соответствии с Законом о контрактной системе Также в рамках указанного критерия определен порядок, согласно которому к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе, на выполнение работ ИЛИ оказание услуг по обращению с животными без владельцев ИЛИ по отлову, транспортировке, учету, содержанию, вакцинации, стерилизации, мечению, эвтаназии и утилизации безнадзорных и бродячих животных (животных без владельца) ИЛИ по отлову и содержанию безнадзорных животных ИЛИ по отлову и содержанию животных без владельцев ИЛИ по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев. Инспекция отмечает, что возможность установления предельных минимальных (максимальных) значений в отношении критериев оценки заявок на участие в конкурсе предоставлена заказчику/уполномоченному органу на основании части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, пунктов 18, 20 Положения, в их правовой взаимосвязи. При этом, действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено каких бы то ни было методик определения, либо иным образом сформированных требований к определению таких предельных показателей и значений, следовательно, заказчику/уполномоченному органу предоставлена свобода усмотрения в определении таких показателей и значений, исходя из целей проведения конкурса - выявления лучших условий исполнения контракта путем сопоставления предложений участников закупки, имеющих необходимый опыт выполнения работ/услуг. Установленные требования к сопоставимому опыту оказания услуг не направлены на ограничение заказчиком/уполномоченным органом количества участников закупки, а распространяется на всех участников закупки, и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя объективно требуемых заказчику услуг. У заказчика/уполномоченного органа имеется возможность в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе определить вышеуказанные наименьшее и (или) наибольшее значения (экстремумы), между которыми будет производиться оценка заявок от 0 до 100 баллов, путем применения формул с установлением предельных значений (подпункты "в" - "з" пункта 20 Положения). Указанная позиция находит свое подтверждение в информационном письме Минфина России от 14.02.2022 N 24-01-09/10138 "О направлении информации о применении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ", в письме Минфина России от 17.01.2023 N 24-06-06/2611.
Также Инспекцией принято во внимание то обстоятельство, что законодательство о 2024-12166 контрактной системе при осуществлении закупки услуг, являющихся объектом закупки, не обязывает заказчика устанавливать какие-либо определенные критерии оценки заявок, из предусмотренных статьей 32 Закона о контрактной системе и Положения, равно не обязывает заказчика устанавливать их в каком-либо определенном минимальном и (или) максимальном количестве в рамках порядка оценки заявок, следовательно, заказчик вправе выбрать такие критерии, их показатели и детализирующие показатели (равно выбрать само по себе их количество) из требований Положения в том объеме, в котором они позволят выявить лучшие условия исполнения контракта с учетом специфики объекта закупки, в котором они будут достаточными для такого выявления. Выше по тексту настоящего решения Инспекция установила, что в силу своей социальной значимости услуги, являющиеся объектом закупки, находятся под усиленным контролем со стороны надзорных органов за их качеством и результатами их оказания, следовательно, в целях выявления лучших условий исполнения контракта необходимо, в том числе, использовать правовые механизмы Положения, позволяющие наиболее эффективно осуществить определение исполнителя, обладающего, в том числе, опытом, сопоставимым и достаточным для удовлетворения потребности заказчика, действующего в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев, предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц, гуманного отношения к животным без владельцев, предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания, оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии, возврата потерявшихся животных их владельцам, что не противоречит требованиям действующего законодательства. Анализ положений порядка рассмотрения и оценки заявок извещения о проведении конкурса показал Инспекции, что по своему содержанию такой порядок не противоречит требованиям Положения и статьи 32 Закона о контрактной системе, способствует выявлению заказчиком лучших условий исполнения контракта с учетом специфики объекта закупки, в отсутствие доказательств обратного. Кроме того, Инспекцией принято во внимание, что согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе от 19.04.2024 NПРОII1, протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.04.2024 NИЭОК1 на участие в электронном конкурсе было подано 2 (две) заявки, которые были рассмотрены и оценены комиссией уполномоченного органа по осуществлению закупок в соответствии с требованиями извещения о проведении электронного конкурса, в том числе, в соответствии с порядком оценки заявок, предусмотренным таким извещением, и требованиями статьи 48 Закона о контрактной системе. Обе заявки были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного конкурса, что также свидетельствует об отсутствии ограничения доступа к участию в закупке. Резолютивная часть По результатам проведения внеплановой проверки, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Инспекция Красноярского УФАС России не
установила
в действиях Муниципального казенного учреждения города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства", Департамента муниципального заказа Администрации города Красноярска, 2024-12166 комиссии уполномоченного органа по осуществлению закупок нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по обращению с животными без владельцев на территории города Красноярска". Руководитель инспекции М.А. Дударева Члены инспекции: Е.А. Шмыгина А.Р. Мулагалеев Е.М. Хоменко А.Н. Пшенникова Исп.Хоменко Е.М. тел.8(391)2110144 2024-12166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 июля 2024 г. N 024/10/99-2169/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2024