Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В.Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителей: ГБУ г. Москвы "Жилищник района Текстильщики": К.В. Алесеич (по доверенности от 12.07.2024 N12-07/24), ООО "Ай Аутдор": А.В. Глазкова (действующего на основании Устава), в отсутствие представителей ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЮВАО", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством размещения информации в Единой информационной системе, рассмотрев жалобу ООО "Ай Аутдор" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Текстильщики" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по изготовлению и установке стелы (Закупка N0373200041124000652) (далее - конкурс, электронный конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных 2024-33634 2 нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного конкурса. На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее. 1.
В составе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в отсутствии в составе извещения об осуществлении электронного конкурса эскиза изготавливаемой стелы. В обоснование своей позиции о необходимости указания данного эскиза податель жалобы отмечает, что описание объекта закупки должно отражать полную информацию о функциональных, технических и качественных характеристиках изготавливаемой и устанавливаемой стелы. При этом на отсутствие такой информации указывает количество поданных запросов о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки, в которых участники закупки просят предоставить макет и конструктивные решения стелы, не отраженные в извещения об осуществлении конкурса.
Согласно п.1, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
На основании ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. В соответствие с п.3 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а 2024-33634 3 также в отношении условных обозначений и терминологии. Комиссией Управления определено, что согласно описанию объекта закупки Заказчиком закупаются, в частности, "работы строительные по строительству гражданских сооружений, не включенные в другие группировки, кроме работ по сохранению и воссозданию объектов культурного наследия" кода ОКПД2 42.99.29.100, при этом видом МАФ таких работ является стела. Вместе с тем в составе извещения об осуществлении закупки отсутствует эскиз и технические характеристики изготовляемой стелы.
Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком определены все характеристики закупаемых работ, в соответствии с поступившими запросами о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки даны соответствующие разъяснения в установленных Законом о контрактной системе срок. В свою очередь, Комиссия Управления считает необходимым отметить, что согласно ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе, контракт заключается, в том числе, на условиях извещения и условиях, указанных в заявке участника закупки.
Таким образом, в отсутствии данного эскиза в составе извещения об осуществлении закупки приводит к тому, что участник закупки лишен возможности формирования корректного предложения на основании условий извещения об осуществлении электронного конкурса. Более того, Комиссия Управления обращает особое внимание, что в соответствии с положениями ст.33 и ст.42 Закона о контрактной системе разъяснения положений извещения об осуществлении закупки не являются частью описания объекта закупки, что свидетельствует как об отсутствии обязанности участника закупочной по ознакомлению с такими разъяснениями, так и об обязанности идентификации таких разъяснений как части описания объекта закупки. Резюмируя вышеизложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что описание объекта закупки составлено Заказчиком так, что не позволяет однозначным образом определить потребность Заказчика в части значения необходимой Заказчику стелы. Ввиду чего, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании требований извещения об осуществлении закупки, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.Согласно доводам жалобы срок исполнения контракта, указанный в структурированной форме извещения об осуществлении закупки, не совпадает со сроком исполнения контракта, указанного в файле "Проект контракта (договора)", что приводит к заблуждению потенциальных участников конкурса. 2024-33634 4 В силу ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы). Комиссией Управления установлено, что в структурированный форме извещения об осуществлении закупочной процедуры определен следующий срок исполнения контракта - 43 календарных дней. Комиссией Управления также установлено, что согласно п.12.1 проекта государственного контракта, размещенного в составе извещения об осуществлении электронного конкурса, срок исполнения контракта составляет 44 календарных дня с даты заключения контракта.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе представитель Заказчика отметил, что, действительно, в составе извещения об осуществлении закупки присутствует техническая ошибка при указании срока исполнения контракта, которая будет исправлена после обращения в техническую поддержку.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии противоречивой информации о сроке исполнения контракта в составе извещения.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о признании данного довода жалобы обоснованным и о нарушении Заказчиком п.8 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3.Одновременно с этим Заявитель указывает, что в составе извещения об осуществлении закупки установлен заранее невыполнимый срок исполнения обязательств ввиду следующего. Так, согласно условиями извещения об осуществлении электронного конкурса период выполнения работ определен с 1 по 14 календарный день с даты заключения контракта. При этом, в том числе, Заказчиком закупаются работы, предусматривающие разработку грунта и устройство фундаментной железобетонной плиты. 2024-33634 5 Согласно строительным нормам и правилам, монтаж конструкции на подготовленный подрядчиком фундамент возможен при условии достижения бетоном необходимого проектного возраста, который обеспечит возможность загружения конструкции фундамента проектными нагрузками. В обоснование своей позиции в составе жалобы Заявитель отмечает, что в соответствии с п. 5.1.4 СП 52-101-2003 "Бетонные и железобетонные конструкции", возраст бетона, отвечающий его классу по прочности на сжатие и осевое растяжение (проектный возраст), назначают при проектировании исходя из возможных реальных сроков загружения конструкций проектными нагрузками. При отсутствии этих данных класс бетона устанавливают в возрасте 28 суток.
В силу скрытого характера данных работ, закрытие работ будет производится подрядчиком на основании актов освидетельствования скрытых работ по каждому виду работ (разработка грунта, подготовка песчаного основания, устройство бетонной подготовки, гидроизоляция "подбетонки" и устройство железобетонной плиты), подтверждающих их соответствие условиям контракта и являющихся основанием для переходу подрядчика к следующему этапу (виду) работ.
Согласно положениям ГОСТ 222690-2012 и 17624-2012, определение прочностных характеристик железобетонных конструкций может производится методами неразрушающегося контроля при достижения заданного проектного возраста бетона. Как изложено в жалобе, в связи с отсутствием в Техническом задании к контракту данных о сроке набора железобетонным фундаментом необходимых прочностных характеристик, приемка фундамента заказчиком с проверкой соблюдения целевого показателя класса прочности бетона на сжатие В25 возможно в проектном возрасте 28 суток с даты заливки.
Таким образом, по мнению Заявителя, установленный контрактом порядок приемки не может быть реализован с учетом установленных сроков исполнения работ без нарушения обязательных правил приемки железобетонных конструкций по качеству.
Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе представитель Заказчика пояснил, что в извещении об осуществлении закупки предусмотрены достаточные сроки для выполнения работ, при этом этапы исполнения контракта сформированы ЕАИСТ автоматически по выбранным критериям Заказчика. Вместе с этим Комиссия Управления считает необходимым отметить, что Заявителем не учтено, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом Закон о контрактной системе не вменяет Заказчикам обязанность обеспечить возможность участия в закупочной процедуре всех хозяйствующих субъектов оценивая их возможности при планировании закупки. Обратного на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя 2024-33634 6 доказано не было. Исходя из вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Ай Аутдор" на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Текстильщики" обоснованной в части установления неправомерного описания объекта закупки.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение ч.1 ст.33, п.8 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3.Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе 4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Н.А. Узкий
Члены Комиссии: М.О. Мацнева М.В. Сорбучева Исп.Сорбучева М.В. тел.8(495)784-75-05 2024-33634
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 июля 2024 г. N 077/06/106-9503/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2024