Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов Комиссии: Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), ФГБУ "НМИЦ Эндокринологии" Минздрава России: А.Н. Семернина (доверенность от 22.04.2024 N 37), в отсутствии представителей ООО "Медпоставщик", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством размещения информации в Единой информационной системе, рассмотрев жалобу ООО "Медпоставщик" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Минздрава России при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку перчаток (Закупка N 0373100059324000381) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-33157 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения об осуществлении закупки в нарушение Закона о контрактной системе. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе. П.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые 2024-33157 3 предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. 1.
Согласно доводам Заявителя Заказчиком при описании необходимых к поставке товаров установлено неправомерное и избыточное требование, так, в частности: по п. 1 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные": "Метод стерилизации: Радиационный", поскольку качество "стерильные" может быть обеспечено применением различных способов стерилизации: газовым, воздушным, паровым, химическим, смесью паров воды и формальдегида, ввиду чего конкретного указания на определенный вид стерилизации ГОСТ Р 52238-2004 не содержит.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на рынке медицинских изделий в настоящее время представлены стерильные медицинские перчатки только с двумя способами стерилизации: газовым методом (с применением этиленоксида) и радиационным, при этом радиационный метод стерилизации превалирует над другими методами в аспекте безопасности применения стерильного изделия.
Согласно Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 52238-2004 (ИСО 10282:2002) "Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые. Спецификация" пункту 6.4. Перчатки должны быть стерильными. В случае запроса должен быть указан метод стерилизации. Это означает что методы могут быть разные, и для потребителя имеет значение сам метод стерилизации, влияющий на потребительские свойства медицинского изделия.
Также представитель Заказчика добавил, что медицинское изделие, стерилизованное газом по ГОСТ, может считаться безопасным для контакта с телом 2024-33157 4 пациента, но не может считаться безопасным для контакта с кожей рук медицинского персонала, особенно при постоянном и частом использовании изделия, поскольку в отличие от пациентов медицинский персонал вынужден контактировать с этиленоксидом или этиленхлоргидрином (при ношении перчаток стерилизованных указанным методом) длительное время, поскольку перчатки в данном случае будут носить систематично каждый день по несколько часов (большую часть смены), что приводит к условиям, когда предельно допустимая концентрация указанных веществ будет существенно выше, чем это определено, как в ГОСТе, так и в СанПинах.
Таким образом, перчатки с радиационным методом стерилизации имеют преимущество в отношении безопасности как для пациента, так и для медицинского работника, при этом закупка изделий с отсутствием токсичности не противоречит нормам законодательства. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает следующее.
В соответствии с ч.3 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.4 ст.38 Закона об основах охраны здоровья граждан на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
В силу ч.8 ст.38 Закона об основах охраны здоровья граждан в целях государственной регистрации медицинских изделий в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, проводятся оценка соответствия в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний и экспертиза качества, эффективности и 2024-33157 5 безопасности медицинских изделий, а также испытания в целях утверждения типа средств измерений (в отношении медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти). Действие данных требований может быть изменено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", с учетом требований, установленных правом Евразийского экономического союза.
В соответствии с абз. 1 п.4 Правил государственной регистрации медицинских изделий Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" "безопасность медицинского изделия" - отсутствие недопустимого риска причинения вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде при использовании медицинского изделия по назначению в условиях, предусмотренных производителем (изготовителем).
Согласно п.35 Правил государственной регистрации медицинских изделий основаниями для принятия регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации медицинского изделия (за исключением медицинских изделий, включенных в перечень) являются:
а) получение от экспертного учреждения заключения по результатам экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинского изделия, свидетельствующего о том, что качество, и (или) эффективность, и (или) безопасность регистрируемого медицинского изделия не подтверждены полученными данными, и (или) о том, что риск причинения вреда здоровью граждан и медицинских работников вследствие применения медицинского изделия превышает эффективность его применения;
б) выявление регистрирующим органом по результатам государственного контроля за обращением медицинских изделий несоответствий данных об эффективности и о безопасности медицинского изделия данным о медицинском изделии, содержащимся в заявлении о регистрации и документах, указанных в пункте 10 настоящих Правил. На основе вышеизложенного, Комиссия Управления отмечает, что медицинское изделие, прошедшее государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, является безопасным как для здоровья граждан, так и для медицинских работников, в том числе медицинское изделие, стерилизованное газом по ГОСТ, вопреки утверждению представителя Заказчика об обратном.
Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком в Техническом задании неправомерно установлено избыточное требование "Метод стерилизации: Радиационный", обусловленное необходимостью использования максимально безопасных изделий как при работе с пациентами, так и для работы медицинского персонала, при этом как установлено выше медицинские изделия, прошедшие 2024-33157 6 государственную регистрации медицинского изделия, априори являются безопасными с отсутствием риска причинения вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде при использовании такого медицинского изделия.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о признании данного довода жалобы обоснованным и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем на заседании Комиссии Управления установлено, что данное нарушение не повлияло на ход проведения торгов, поскольку на рынке существует ряд производителей, использующих радиационный метод стерилизации, продукция которых зарегистрирована в РФ: Mоlnlycke, Cardinal Нealth, Ansell, WRP, SFM, Vogt Medical, P.Hartmann, Semperit, при этом согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.07.2024 NИЭА1 на участие в закупке поданы и признаны соответствующими 2 заявки, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки и объективной возможности формирования и подачи заявки на участие в закупке. 2.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком, в частности, по п. 3, 8, 11, 12 Технического задания установлено следующее требование: "Манжета обрезана (без венчика) для профилактики пережимания предплечья, с адгезивной полосой для препятствия скатывания и сползания перчатки в процессе продолжительных операций". В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком по п. 3, 8, 11, 12 Технического задания установлено требование к наличию адгезивной полосы для препятствия скатывания и сползания перчатки, при этом в п. 4 Технического задания данное требование отсутствует, ввиду чего, по мнению Заявителя, данная характеристика является избыточной, поскольку объектом закупки являются медицинские изделия одного вида, но описание вида манжеты установлено не ко всем позициям, либо имеет разночтение. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не согласился с доводом жалобы, при этом добавил, что требование к манжете соответствуют актам системы национальной стандартизации и приведены с объективным и надлежащим обоснованием, в соответствии с ст.33 Закона о контрактной системе. Так, в обоснование своей позиции представитель Заказчика приводит "ГОСТ Р 52238-2004 (ИСО 10282:2002).
Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые. Спецификация": "3.4.
Отделка Различают четыре вида отделки:
а) текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки;
б) гладкая поверхность;
в) опудренная поверхность; 2024-33157 7 г) поверхность без опудривания. Примечания 1. Перчатки считают опудренными в тех случаях, когда пудра добавлена при производственном процессе, как правило, для облегчения надевания. Неопудренные перчатки - перчатки, выпускаемые без добавления порошковых материалов.
2. Манжета перчатки может быть обрезана или закатана в венчик", а также Методические рекомендации для использования перчаток медперсоналом "МР 3.5.1.0113-16. 3.5.1.
Дезинфектология. Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях. Методические рекомендации": "3.7.
Медицинские перчатки различаются по способу обработки края манжеты:
- манжета с обрезанным краем (с полосой против скольжения и без нее);
- край манжеты закатан в валик (с полосой против скольжения и без нее)".
Таким образом, в данном конкретном случае Комиссия Управления приходит к выводу о том, что Заказчиком установлены в Техническом задании требования к манжете исходя из своей потребности, при этом такие требования являются исполнимыми, что также подтверждается протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.07.2024 NИЭА1.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Вместе с тем в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены документы и сведения свидетельствующие об ограничении количества участников закупки, а также о невозможности формирования заявки на участие в данном аукционе, а также сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении требований к поставляемым товарам. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в техническом задании требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Также Заявителем не представлено доказательств того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно тех товаров, с теми качественными, функциональными и техническими характеристиками и именно в той комплектации, которая указана в техническом задании. В свою очередь, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных товаров вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников закупки не приходится. Доказательств обратного Заявителем Комиссии Управления не представлено. Кроме того, Комиссия также отмечает, что предъявленные Заказчиком 2024-33157 8 требования к поставляемому товару в равной степени распространялись на всех участников аукциона, ввиду чего любое лицо обладало возможностью закупить и поставить требуемый товар. Каких-либо доказательств невозможности совершения данных действий Заявителем не представлено, ввиду чего у Комиссии отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным. 3.
Также в составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком в техническом задании установлено избыточное неправомерное требование, а именно: по п. 3 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные": "Наружное покрытие: Наружное полимерное покрытие (указать состав в заявке)", поскольку из проведенного Заявителем анализа инструкций перчаток медицинских, размещенных на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, следует, что не существует ни одной инструкции с таким значением. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что установленное требование не противоречит положениям ст. 33 Закона о контрактной системе, которая указывает на необходимость использования по возможности требований, предусмотренных положениями системы национальной стандартизации. Так, в ГОСТе 52238-2004 содержится прямое указание: "4. Материалы Перчатки должны быть изготовлены из смеси на основе натурального латекса или нитрильного латекса, или полихлоропренового латекса, или раствора бутадиен- стирольного каучука, или раствора термоэластопласта, или смеси на основе бутадиен-стирольной каучуковой эмульсии. Для облегчения надевания перчаток могут быть применены обработка поверхности, смазка, пудра или полимерное покрытие при условии соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 10993-3, ГОСТ Р ИСО 10993-10, ГОСТ Р ИСО 10993-11, ГОСТ Р ИСО 10993-13".
Аналогичные стандарты, содержатся в "ГОСТ ISO 10282-2017.
Межгосударственный стандарт. Перчатки хирургические резиновые стерильные одноразовые. Технические требования": "4 Материалы Перчатки должны быть изготовлены из смеси на основе натурального латекса или нитрильного латекса, изопренового латекса, хлоропренового латекса, раствора бутадиен-стирольного каучука, раствора термоэластопласта или эмульсии бутадиен- стирольного каучука. Для облегчения надевания перчаток можно использовать любую обработку поверхности, смазку, пудру или полимерное покрытие при условии соблюдения требований ISO 10993".
Кроме того, Заказчик помимо ГОСТа учитывал положения Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики 2024-33157 9 инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях", в п.4.2 которого указано, что перед выбором перчаток необходимо оценить характер выполняемых процедур, инфекционные, механические, химические, радиационные риски, а также возможность развития кожных заболеваний и патологических реакций на материал перчаток. Алгоритм подбора медицинских перчаток в соответствии с классификацией можно условно разделить на несколько этапов: ...
- выбор по способу обработки внутренней поверхности перчаток; ... В пункте 3.4 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 в зависимости от способа обработки внутренней поверхности, медицинские перчатки делятся на:
- опудренные;
- неопудренные;
- обработанные полимерным покрытием (полиуретан, силикон и др.).
Таким образом, устанавливая указанное требование, Заказчик руководствовался необходимостью обеспечить надлежащий уровень барьерной защиты, как для медицинского персонала, так и для пациентов, поскольку оба субъекта подвержены риску заражения, а также для необходимости снижения риска аллергических реакций у пациентов, поскольку указанные перчатки напрямую контактируют с незащищенной областью тела пациента в ходе операций. В свою очередь, Комиссия Управления также отмечает, что представителем Заказчика на заседании представлена техническая документация производителей, соответствующих данному требованию, а именно: хирургические перчатки "Gammex Latex", "Ansell", хирургические латексные стерильные неопудренные перчатки "Heliomed".
Вместе с тем в силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, при этом в заседании Комиссии Управления Заявитель участие не принял, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки в соответствии с требованиями извещения об осуществлении закупки, отсутствуют документы и сведения, подтверждающие проведение анализа рынка, что не позволяет говорить о достаточной доказательной базе со стороны подателя, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. Кроме того, Заявитель в составе жалобы указывает, что в п. 11 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные" Заказчиком установлено неправомерное требование "Внутреннее покрытие: Полимерное с увлажнителем (указать состав в заявке)", поскольку в соответствии с п. 3478 требованиями СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" указано, что медицинский персонал должен быть 2024-33157 10 обеспечен в достаточном количестве эффективными средствами для мытья, обеззараживания рук; для снижения риска возникновения контактных дерматитов - средствами по уходу за кожей рук (кремы, лосьоны, бальзамы и другие), в связи с чем наличие требования увлажнителя в перчатках не имеет практического смысла. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не согласился с доводом жалобы, при этом добавил, что увлажнитель во внутреннем покрытии перчаток необходим, так как при проблемной коже рук у медицинских сотрудников, указанные увлажнители оказывают благоприятный эффект, а конкретно удерживают влагу в коже, что влияет на комфорт и тактильную чувствительность при выполнении медицинских манипуляций.
Согласно пункту 4 ГОСТ Р 52238-2004 может быть применена обработка поверхности полимерным покрытием, при этом в данном стандарте не конкретизировано, каким именно полимером может быть обработана поверхность. Кроме того, перчатки используются медицинским персоналом на протяжении продолжительного времени, так эффект от кремов и лосьонов не может обеспечивать долговременное влияние на кожу рук, когда перчатки позволяют большее время питать кожу рук и обеспечивать уровень комфорта при ношении и замены изделий во время смены. Требования в описании объекта закупки к перчаткам с увлажняющим эффектом обусловлены медицинской необходимостью, проверены врачебной практикой, имели хорошие отзывы у специалистов, использовавших перчатки и соответствуют требованиям профильных приказов, регламентирующих деятельность организаций здравоохранения, в соответствии с пунктом 3478 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней": Пункт 3478 - Медицинский персонал должен быть обеспечен в достаточном количестве эффективными средствами для мытья, обеззараживания рук; для снижения риска возникновения контактных дерматитов - средствами по уходу за кожей рук (кремы, лосьоны, бальзамы и другие). Наличие требования увлажнителя в перчатках обусловлено необходимостью защиты кожи рук от контактных дерматитов и прочих негативных влияний, возникающих при длительном использовании. Более того, Методические рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 в пункте 4.11 указывают: Обработка внутренней поверхности перчаток применяется для предотвращения слипания перчаток при хранении, а также для облегчения надевания перчаток. С этой целью используются: ... обработка внутренней поверхности перчаток полимерными покрытиями (полиуретан, силикон, полиакрилат и др.) дополнительно усиливает барьерные свойства медицинских перчаток.
Также в пункте 2.4 МР указывают, что медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства: ... 2024-33157 11 - безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала;
- удобство/комфортность;
- функциональность.
Таким образом, данное требование установлено на основании потребности Заказчика в перчатках с такими характеристиками, для обеспечения надлежащего уровня защиты медицинского персонала.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседании Комиссии Управления, а так же в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения свидетельствующие об ограничении количества участников закупки, а также о невозможности формирования заявки на участие в данном запросе котировок, а также сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении оспариваемого требования.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным. 5.
Также в составе жалобы Заявитель указывает на установление Заказчиком неправомерного требования по п.12 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные": "Внутреннее покрытие: Полимерное, обладает антимикробным (противовирусным) действием (указать состав)". При этом в обоснование своей позиции Заявитель указывает, что санитарные правила делят помещения медицинских организаций на 4 класса чистоты в зависимости от необходимости соблюдать меры асептики при выполнении различных вмешательств, манипуляций и вспомогательных работ. От класса чистоты напрямую зависят параметры микробной обсемененности воздушной среды, которые определены документом СП 2.1.3678-20.
Перчатки хирургические используются в условиях помещений класса А и Б, где соблюдаются либо условия строгой стерильности, либо асептические условия. Гигиеническая обработка рук проводится в соответствии с СанПиН 3.3686-21 и МУ 3.5.1.3674-20 "Обеззараживание рук медицинских работников и кожных покровов пациентов при оказании медицинской помощи", которая
предписывает
неоднократную обработку рук медицинского персонала антисептическими средствами, целью которой является обеззараживание рук и удаление всей патогенной микрофлоры, ввиду чего область применения хирургических перчаток исключает наличие патогенной микрофлоры на руках медперсонала, что делает необоснованным требование наличия внутреннего антибактериального покрытия. Кроме того, в инструкциях о применении хирургических перчаток, размещенных на сайте Росздравнадзора ни у одного производителя не указаны особые показания к применению, отличные от перчаток без покрытия, эффективность и спектр действий антибактериального покрытия, а лишь отмечен факт его наличия, что подтверждает избыточность и клиническую необоснованность установления данного требования. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика по данному доводу жалобы пояснил, что в силу п. 5 Правил использования КТРУ Заказчик 2024-33157 12 вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Таким образом, Заказчик при использовании позиции каталога, по которой описание объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога, самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе. Требование антисептика во внутреннем покрытии перчаток обусловлено тем, что Заказчику необходима непрерывная антисептическая обработка кожи под перчаткой, защищающая и пациента, и персонал в случае повреждения перчатки от заражений и инфекций, что прямо предусмотрено упомянутым ранее пунктом 4.6 Методических рекомендаций. Вместе с тем на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки в соответствии с требованиями аукционной документации, отсутствуют документы и сведения, подтверждающие проведение анализа рынка, что не позволяет говорить о достаточной доказательной базе со стороны подателя, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-33157 13
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Медпоставщик" на действия ФГБУ "НМИЦ Эндокринологии" Минздрава России обоснованной в части установления неправомерного требования: "Метод стерилизации: Радиационный".
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий С.И. Казарин Члены комиссии: Е.Д. Мартьянова А.А. Матюшенко Исп.Мартьянова Е.Д. тел.(495) 784-75-05 2024-33157
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 июля 2024 г. N 077/06/106-9643/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2024