Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления)в составе: Председательствующего Комиссии Управления: Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: А.А. Белолипецкой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, А.А. Луневича - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, в присутствии уполномоченного представителя ГУП "Мосгортранс": Д.С. Сметанина (доверенность N ДТЗ-04-01-01-25/24 от 17.04.2024), в присутствии уполномоченного представителя ООО "НОВА-ХИМ": С.А. Смирнова (доверенность N б/н от 10.01.2024), а также в отсутствие представителей АО "Реалист Банк" (о месте, времени и дате заседания комиссии уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России исх.N ЕИ/28452/24 от 15.07.2024), рассмотрев обращение ГУП "Мосгортранс" о включении сведений в 2024-33548 2 отношении ООО "НОВА-ХИМ" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение ГУП "Мосгортранс" (далее - Заказчик) о рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО "НОВА-ХИМ" (далее - Победитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения государственного контракта с ГУП "Мосгортранс" по результатам электронного аукциона на поставку жидкости охлаждающей для системы охлаждения двигателя и отопления салона линейного подвижного состава (реестровый N0373200082124000206) (далее - Аукцион).
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 04.07.2024 ООО "НОВА-ХИМ" признано победителем Аукциона.
Согласно ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта. 08.07.2024 Заказчиком размещен на электронной площадке проект контракта.
Согласно п.1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе). 10.07.2024 Победителем размещен на электронной площадке подписанный проект контракта, а также представлено обеспечение исполнения контракта в виде независимой гарантии от 10.07.2024 N 263308/ЭГ-2024, выданной АО "Реалист Банк" (далее - Банк) (представлена в материалах дела).
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе) и ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе: 2024-33548 3 1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 ст. 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки. 11.07.2024 Заказчиком в единой информационной системе размещен протокол о признании Победителя уклонившимся от заключения контракта по итогам Аукциона на основании несоответствия представленного обеспечения исполнения Контракта требованиям законодательства. Комиссия Управления отмечает, что представление независимой гарантии в установленный Законом о контрактной системе срок в момент подписания проекта Контракта свидетельствует о намерении заключить Контракт, при этом наличие в независимой гарантии не соответствующих положений, не может свидетельствовать о недобросовестности Победителя. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном уклонении от заключения государственного контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное уклонение от заключения государственного контракта, Комиссией Управления не установлено. Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что в рассмотренном случае включение ООО "НОВА-ХИМ" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения такого реестра, так и Закона о контрактной системе. Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 ст. 45 Закона о контрактной системы. Ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которая должна содержать банковская гарантия. Комиссией Управления установлено, что победителем аукциона в адрес Заказчика направлен подписанный контракт и приложено обеспечение 2024-33548 4 исполнения контракта в виде независимой гарантииот 10.07.2024 N 263308/ЭГ- 2024, выданной АО "Реалист Банк" (далее - независимая гарантия), согласно п. 16 которой: "Требование с прилагаемыми документами должно быть представлено бенефициаром и получено гарантом до окончания срока действия настоящей независимой гарантии." Согласно ч. 5 ст. 45 Закона о контрактной системе Заказчик рассматривает поступившую независимую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления, если Законом о контрактной системе не установлено иное.
Согласно ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. Условие относительно получения Гарантом требования по независимой гарантии до окончания срока ее действия не соответствует статьям 374, 376 Гражданского кодекса и условиям пункта 3 Типовой формы независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, утвержденной Постановлением N 1005, поскольку содержащаяся в п. 1 ст. 374 ГК РФ и вменяемая бенефициару обязанность представления требования по независимой гарантии до окончания срока, на который она выдана, должна толковаться с учетом положений п. 2 ст. 194 ГК РФ, согласно которому письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
Таким образом, требование должно быть направлено в срок, а не получено. Кроме того, условие независимой гарантии, согласно которому "требование, полученное гарантом (доставленное гаранту) по окончании срока ее действия настоящей независимой гарантии, удовлетворению не подлежит" также должно трактоваться с учетом п. 2 ст. 194 ГК РФ.
Также, согласно п. 19 независимой гарантии: "иные изменения в независимую гарантию осуществляются с согласия бенефициара, за исключением изменений, не ухудшающих его прав. Согласие бенефициара на изменения в независимую гарантию не ухудшающие его права не требуется." 2024-33548 5 Условие, указанное в подпункте "в" п. 19 независимой гарантии не предусмотрено типовой формой независимой гарантии, утвержденной Постановлением N 1005.
Представитель Заказчика отмечает, что дополнительное условие в п. 19 гарантии является абстрактным понятием и по своей сути, подразумевает возможность внесения изменений любых условий в положения гарантии банком без согласия бенефициара. Что может привести к ограничению прав и законных интересов бенефициара, в том числе к ограничению получения денежной суммы по гарантии по требованию.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям Закона о контрактной системе. Вместе с тем представители АО "Реалист Банк" на заседании Комиссии Управления отсутствовали, а также не представили письменные пояснения по существу выданной независимой гарантии. Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, принявшего решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения контракта, не противоречат положениям п. 2 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе. При этом Комиссия приходит к выводу, что независимая гарантия, выданная Банком, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Вышеуказанные действия Банка нарушают ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе.
Таким образом, представленная Победителем независимая гарантия не свидетельствует о намеренном недобросовестном уклонении Победителя от заключения государственного контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном уклонении от заключения государственного контракта. Рассмотрев представленные документы и сведения, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления. 2024-33548 6
Р Е Ш И Л А
:
1. Отказать ГУП "Мосгортранс" во включении информации об ООО "НОВА- ХИМ" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Банка нарушение части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки, Банку предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. Председательствующий Д.А. Аносов Комиссии Управления: Члены Комиссии Управления: А.А. Белолипецкая А.А. Луневич Исп.Белолипецкая А.А. 2024-33548
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 июля 2024 г. N 077/10/104-9411/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2024