Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок О.А. Челновой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ГБУ НПГЦ: Л.М. Кандеро (по доверенности от 17.07.2024 N 153), О.С. Шкаревой (по доверенности от 10.01.2024 NДТЗ-04-01-01-03/24), ИП Касьян А.А.: А.А. Касьян, в отсутствие представителей ГБУ "Реабилитационный центр для инвалидов по зрению", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством размещения информации в Единой информационной системе, рассмотрев жалобу ИП Касьян А.А. (далее - Заявитель) на действия государственных заказчиков при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку средств дезинфицирующих (Закупка N 0373200136624000042) (далее - аукцион, электронный аукцион) в 2024-33335 2 соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые 2024-33335 3 предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Заявитель в составе жалобы указывает на то, что Заказчиком в Техническом задании неправомерно установлены дополнительные требования к товарам, непредусмотренные позицией каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), что, по мнению Заявителя, является нарушением п.6 Правил использования КТРУ, так, например, по п. 1 "Средство дезинфицирующее" Заказчиком установлены в том числе следующие требования: "Класс опасности: IV", "Концентрация основного действующего вещества: 2 20 %", "Срок годности рабочего раствора средства дезинфицирующего: Больше или равно 28 сут;^дн", "Назначение: Универсальное", "Средство концентрированное: Да", "Спектр антимикробного действия средства дезинфицирующего (активность в отношении различных возбудителей болезней): Активность в отношении болезней грибковой (кандида, дерматофитов) этиологии; Активность к возбудителям гриппа птиц; Активность в отношении плесневых грибов; Активность в отношении болезней вирусной (аденовирусов, герпесвирусов) этиологии; Активность в отношении особо опасных инфекций (чума, холера, туляремия); Активность в отношении болезней бактериальной этиологии (включая туберкулез); Широкого спектра действия", "Вид компонента отсутствующего в составе средства дезинфицирующего: Кислоты; Кислород; Фенолы; Хлор; Щелочь; Глиоксаль; Альдегиды; Спирты; Ферменты".
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения 2024-33335 4 государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пп."г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ. Пп."а" п.13 Правил формирования КТРУ установлено, что в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о 2024-33335 5 контрактной системе включается информация о потребительских свойствах и иных характеристиках товара, работы, услуги, в том числе функциональных, технических, качественных характеристиках, эксплуатационных характеристиках (при необходимости).
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). Комиссией Управления установлено, что в соответствии с изменениями извещения о проведении электронного аукциона от 09.07.2024 ИИ2 Заказчиком закупается, в том числе, товар по п.1 "Средство дезинфицирующее" с использованием позиции КТРУ 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее". Так, в позиции КТРУ 20.20.14.000-00000005 наличествует следующее описание товара: "Форма выпуска (характеристика является обязательной для применения): Жидкость". Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что в Техническом задании Заказчиком установлены следующие требования к товарам, так, по п. 1 "Средство дезинфицирующее": "Форма выпуска: Жидкость", "Вид тары, упаковки: Флакон", "Класс опасности: IV", "Концентрация основного действующего вещества: 2 20 %", "Назначение: Универсальное", "Объем: Больше или равно 1 л;^дм[3*]", "Основное действующее вещество: Амины", "Средство концентрированное: Да", "Срок годности рабочего раствора средства дезинфицирующего: Больше или равно 28 сут;^дн", "Вид компонента отсутствующего в составе средства дезинфицирующего: Кислоты; Кислород; Фенолы; Хлор; Щелочь; Глиоксаль; Альдегиды; Спирты; Ферменты", "Назначение средства дезинфицирующего универсального: Для дезинфекции 2024-33335 6 обуви из различных материалов; Для дезинфекции уборочного инвентаря; Для дезинфекции поверхностей из различных материалов; Для проведения дезинфекции (профилактической, текущей, заключительной); Для дезинфекции посуды; Для дезинфекции мягкого инвентаря; Для дезинфекции санитарно- технического оборудования; Для удаления плесени", "Спектр антимикробного действия средства дезинфицирующего (активность в отношении различных возбудителей болезней): Активность в отношении болезней грибковой (кандида, дерматофитов) этиологии; Активность к возбудителям гриппа птиц; Активность в отношении плесневых грибов; Активность в отношении болезней вирусной (аденовирусов, герпесвирусов) этиологии; Активность в отношении особо опасных инфекций (чума, холера, туляремия); Активность в отношении болезней бактериальной этиологии (включая туберкулез); Широкого спектра действия". Комиссией Управления установлено, что в описании позиции КТРУ 20.20.14.000-00000005 отсутствуют такие характеристики, например, как: "Класс опасности: IV", "Концентрация основного действующего вещества: 2 20 %", "Срок годности рабочего раствора средства дезинфицирующего: Больше или равно 28 сут;^дн", "Назначение: Универсальное", "Средство концентрированное: Да", "Спектр антимикробного действия средства дезинфицирующего (активность в отношении различных возбудителей болезней): Активность в отношении болезней грибковой (кандида, дерматофитов) этиологии; Активность к возбудителям гриппа птиц; Активность в отношении плесневых грибов; Активность в отношении болезней вирусной (аденовирусов, герпесвирусов) этиологии; Активность в отношении особо опасных инфекций (чума, холера, туляремия); Активность в отношении болезней бактериальной этиологии (включая туберкулез); Широкого спектра действия", "Вид компонента отсутствующего в составе средства дезинфицирующего: Кислоты; Кислород; Фенолы; Хлор; Щелочь; Глиоксаль; Альдегиды; Спирты; Ферменты", что в силу п.6 Правил использования КТРУ обязывает Заказчика включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации. Вместе с тем Заказчиком в файле "Обоснование характеристик" в графе "Обоснование использования дополнительных характеристик (в соответствии с п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 145)" указано следующее: "Класс опасности: IV": "Данная характеристика требуется для идентификации класса опасности", "Концентрация основного действующего вещества: 2 20 %"; "Данная характеристика установлена с целью определения частоты поставки товара", "Срок годности рабочего раствора средства дезинфицирующего: Больше или равно 28 сут;^дн": "Данная характеристика установлена для определения срока 2024-33335 7 годности рабочего раствора средства дезинфицирующего", "Назначение: Универсальное": "Для определения назначения использования дезинфицирующего средства", "Средство концентрированное: Да": "Данная характеристика выбрана для определения вида концентрации средства. Для возможности применения средства при обработке различных объектов требующих дезинфекции с различным содержанием действующего вещества в рабочем растворе. Концентрат позволяет при разведении средства получить необходимое количество (из расчета потребности) рабочего раствора", "Спектр антимикробного действия средства дезинфицирующего (активность в отношении различных возбудителей болезней): Активность в отношении болезней грибковой (кандида, дерматофитов) этиологии; Активность к возбудителям гриппа птиц; Активность в отношении плесневых грибов; Активность в отношении болезней вирусной (аденовирусов, герпесвирусов) этиологии; Активность в отношении особо опасных инфекций (чума, холера, туляремия); Активность в отношении болезней бактериальной этиологии (включая туберкулез); Широкого спектра действия": "Данная характеристика определяет области активности средства в отношении различных возбудителей болезней для возможности своевременно, целенаправленно и эффективно проводить профилактические мероприятия при выявлении предвестников эпидемиологического неблагополучия, а также при обнаружении циркуляции указанных возбудителей болезней", "Вид компонента отсутствующего в составе средства дезинфицирующего: Кислоты; Кислород; Фенолы; Хлор; Щелочь; Глиоксаль; Альдегиды; Спирты; Ферменты": "Данная характеристика необходима для определения состава средства дезинфицирующего".
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком в приложении к Извещению "Обоснование дополнительных характеристик при поставке товара по КТРУ" по каждой позиции дано исчерпывающее обоснование необходимости использования дополнительной информации о товаре, предусмотренной пунктом 5 Правил, а также установлено, что включение дополнительных характеристик продукции обосновано отсутствием в КТРУ обязательных к применению характеристик объекта закупки, а также в связи с необходимостью соблюдения требований ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в части указания функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки, заказчиком определены значимые для осуществления своей деятельности характеристики объекта закупки. Применение параметров, условных обозначений и терминологии, касающихся технических, функциональных (потребительских свойств) и качественных характеристик товара, не учтенных каталогом товаров, работ, услуг обусловлено необходимостью поставки товара надлежащего качества, с 2024-33335 8 параметрами в наибольшей степени удовлетворяющими потребности Заказчика. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что в случае реализации права, предусмотренного п. 5 Правил использования каталога, в обоснование, установленное п. 6 указанных правил, целесообразно включить:
- обстоятельство, влекущее невозможность осуществления закупки без дополнительной информации, дополнительных потребительских свойств;
- причинно-следственную связь между такими дополнительной информацией (каждым видом), потребительскими свойствами (каждым свойством) и соответствующей потребностью заказчика, подлежащей удовлетворению в связи с такими дополнительными информацией, свойствами. В то же время Комиссия Управления отмечает, что размещенное в составе описания объекта закупки отдельного файла "Обоснование характеристик" обоснование необходимости использования дополнительной информации, по вышеуказанной характеристике, не соответствует п.6 Правил использования КТРУ, так как не обосновывает и не раскрывает потребность Заказчика в установлении таких характеристик, а указывает исключительно на эксплуатационные свойства установленных параметров..
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем на заседании Комиссии Управления установлено, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.07.2024 NИЭА1 на участие в закупке поданы и признаны соответствующими 7 заявок, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки и объективной возможности формирования и подачи заявки на участие в закупке. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-33335 9
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Касьян А.А. на действия государственных заказчиков обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.23, ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Н.А. Узкий Члены комиссии: Е.Д. Мартьянова О.А. Челнова Исп.Мартьянова Е.Д. тел.(495) 784-75-05 2024-33335
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 июля 2024 г. N 077/06/106-9574/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2024