Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов Комиссии: Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителя ФГБУ "НМИЦ Эндокринологии" Минздрава России: Д.А. Лазуткина (по доверенности N 39 от 22.04.2024), в отсутствии представителей ООО "ТРАНСМЕД", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством размещения информации в Единой информационной системе, рассмотрев жалобу ООО "ТРАНСМЕД" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НМИЦ Эндокринологии" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по вывозу и утилизации отходов А, Б, Г классов опасности (Закупка N 0373100059324000374) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-33735 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона. По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России посредством функционала единой информационной системы, Комиссия Управления
установила
следующее. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения об осуществлении закупки в нарушение Закона о контрактной системе. По мнению Заявителя в один лот объединены услуги, требующие лицензирования и услуги на осуществление которых лицензия не требуется, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки. Так, согласно доводам жалобы деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию медицинских отходов класса "А", "Б" в силу норм действующего законодательства лицензированию не подлежит, в то время как такая деятельность для медицинских отходов класса "Г" подлежит лицензированию.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в силу ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе. П.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с чч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования). 2024-33735 3 Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пп. "н" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и ч. 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Согласно ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст.43 Закона о контрактной системе, не допускается. Комиссией Управления установлено, что согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса "А", "Б" и "Г". Комиссией Управления также установлено, что в соответствии с изменениями извещения о проведении электронного аукциона от 08.07.2024 NИИ1 Заказчиком установлено требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ: право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, в части деятельности по транспортированию отходов. Вместе с тем, согласно Техническому заданию Заказчиком установлено: "Исполнитель должен иметь (и предоставить Заказчику копию):
- действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, в части деятельности по транспортированию отходов, а также - заверенную копию договора Исполнителя с предприятием, утилизирующим медицинские отходы класса Г, а также предоставить действующую лицензию данного предприятия на осуществление деятельности по сбору использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, в части деятельности по обезвреживанию и утилизации отходов".
Согласно Техническому заданию оказание услуг по вывозу медицинских отходов классов "А", "Б" и "Г" осуществляется согласно СанПина 2.1.3684-21 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21).
Комиссией Управления также установлено, что Техническим заданием установлены следующие виды работ в рамках данной закупочной процедуры:
- Сбор, транспортирование к месту обезвреживания, обезвреживание отходов класса "А";
- Обезвреживание медицинских отходов класса "Б", в том числе донорская 2024-33735 4 кровь;
- Обезвреживание медицинских отходов класса "Г": отходы диагностических подразделений, отделений химиотерапии, хим. лабораторий, лекарственных средств, транспортировка и размещение.
На основании п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В силу п. 5 ч. 4 ст. 1 Закона о лицензировании особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности по сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, размещениюотходов I - IV классов опасности.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы. При этом остатки, образующиеся в медицинских учреждениях, в соответствии с законодательством и санитарными правилам (СанПиН 2.1.3684-21, Постановление Правительства РФ N 681) классифицируются по собственным 5 классам: "А", "Б", "В", "Г", "Д".
Также в соответствии с ч.2 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323- ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. Так, в силу п. 1 вышеуказанной нормы, класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам, класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы; класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что порядок обращения с медицинскими отходами всех классов опасности, в медицинской организации един, технологически и функционально связан, не 2024-33735 5 ограничивает количество участников закупки, поскольку предметом закупки является обеспечение единой (одной) медицинской деятельности, реализуемой в виде сбора, хранения, транспортирования, утилизации и обезвреживания (сжигания) медицинских отходов, установленной законодательством единой (одной) процедурой обращения с медицинскими отходами. В свою очередь, Комиссия Управления отмечает, что требования по обращению с медицинскими отходами (сбор, обеззараживание, транспортирование, утилизация) регламентированы Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (ред. от 14.02.2022) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21.
Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62297) пунктами NN 197-212 раздела X Требования к обращению с отходами п.157 сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека.
Согласно п. 157 вышеуказанного постановления сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека:
- отходы, не имеющие контакт с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТКО, далее - класс А), в том числе: использованные средства личной гигиены и предметы ухода однократного применения больных неинфекционными заболеваниями; канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства; сметы от уборки территории; пищевые отходы центральных пищеблоков, столовых для работников медицинских организаций, а также структурных подразделений организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, кроме подразделений инфекционного, в том числе фтизиатрического профиля;
- отходы, инфицированные и потенциально инфицированные микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности (эпидемиологически опасные отходы, далее - класс Б), в том числе: материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и (или) другими биологическими жидкостями; патологоанатомические отходы; органические операционные отходы (органы, ткани); пищевые отходы и материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, вызванными микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности; 2024-33735 6 - отходы, не подлежащие последующему использованию (токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности, далее - класс Г), в том числе: ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование; лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфекционные средства; отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения, а также другие токсикологически опасные отходы, образующиеся в процессе осуществления медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях. При этом п. 161 СанПиН 2.1.3684-21 определено, что обращение с медицинскими отходами класса Г осуществляется в соответствии с требованиями главы Х Санитарных правил.
Согласно п. 205 СанПиН 2.1.3684-21 транспортирование, обезвреживание и захоронение медицинских отходов класса Г осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что по общему федеральному законодательству лицензия требуется для обращения с отходами I-IV класса, к которым среди медицинских отходов относится группа "Г". При этом Комиссия Управления приходит к выводу, что услуги по вывозу и утилизации медицинских отходов класса "А", "Б" и "Г" технологически и функционально связаны между собой, в связи с чем объединение в один лот не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки. Между тем Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлены требования к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, в части деятельности по транспортированию отходов, что является неправомерным, поскольку участник закупки имеет право привлечь организацию-соучастника к исполнению контракта, что предусмотрено требованиями Технического задания (копия договора Исполнителя с предприятием, утилизирующим медицинские отходы класса Г, а также лицензия данного предприятия на осуществление деятельности по сбору использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, в части деятельности по обезвреживанию и утилизации отходов).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении в действиях Заказчика ч.6 ст.31, ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе ввиду установления в извещении об осуществлении закупки требований к участнику закупки о наличии лицензии на соответствующий вид деятельности по обращению с медицинскими отходами класса Г, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена 2024-33735 7 ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ТРАНСМЕД" на действия ФГБУ "НМИЦ Эндокринологии" Минздрава России обоснованной в части неправомерного установления в извещении об осуществлении закупки требований к участнику закупки о наличии лицензии на соответствующий вид деятельности по обращению с медицинскими отходами класса Г.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.31, ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий С.И. Казарин Члены комиссии: А.А. Матюшенко Е.Д. Мартьянова Исп.Мартьянова Е.Д. тел.(495) 784-75-05 2024-33735
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 июля 2024 г. N 077/06/106-9764/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2024