Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В. Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителей: ГБУЗ "ГКБ N 67 им Л.А. Ворохобова ДЗМ": А.В. Романова (по доверенности от 28.06.2023 Nб/н), М.И. Киричковой (по доверенности от 28.06.2023 Nб/н), ООО "СПИТЭК": Е.С. Елагиной (по доверенности от 02.04.2024 N10), рассмотрев жалобу ООО "СПИТЭК" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 67 им Л.А. Ворохобова ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку перчаток нитриловых нестерильных(на единицу продукции) (Закупка N 0373200011424000807) (далее - электронный аукцион, аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-34015 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
1.В составе своей жалобы Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в установлении неправомерного требования к конкретному классу потенциального риска без указания диапазона возможных значений. Так, по мнению Заявителя, класс потенциального риска медицинского изделия не является терапевтически или диагностически значимой характеристикой, а включение в описании объекта закупки требований о соответствии медицинских изделий определенному классу потенциального риска применения может привести к сокращению количества участников закупки.
В соответствии с п.1, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать электронные документы с описанием объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, с требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки извещения об осуществлении закупки установлены следующие требования к закупаемым товарам, в том числе по п.1 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные Идентификатор: 155680598" позиции КТРУ 22.19.60.119-00000008: "Класс потенциального риска применения медицинского изделия: 2А: Значение характеристики не может изменяться участником закупки". 2024-34015 3 В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика, не согласившись с данным доводом жалобы, пояснил, что необходимость использования смотровых перчаток с определенным классом риска обусловлена риском и особенностями отдельных выполняемых манипуляций, при этом требование к использованию медицинских изделий (в т.ч. медицинских смотровых перчаток) с классом потенциального риска регламентировано правилами и требованиями ГОСТ 31508- 2012 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования" (далее - ГОСТ 31508-2012).
Таким образом, Заказчик отмечает, что подобное требование к конкретному классу риска закупаемых медицинских изделий не влияет на возможность формирования предложения потенциального участника закупки, поскольку на рынке широко представлены перчатки с классом потенциального риска 2а. В обоснование своей позиции представитель Заказчика указал на медицинские изделия, обладающие потенциальным риском 2а, в частности перчатки Nulife производства MRK Healthcare регистрационного удостоверения NФСЗ 2010/07815 от 10.09.2010 и перчатки Benovy производства ТГ Медикал Сдн. Бхд. регистрационного удостоверения NФСЗ 2012/12488 от 19.07.2012.
Комиссия Управления также считает необходимым отметить, что согласно п.4.1. ГОСТ 31508-2012 все медицинские изделия (далее - МИ) подразделяют в зависимости от степени потенциального риска их применения в медицинских целях на четыре класса.
Согласно раздела 5 "Правила классификации медицинских изделий"вышеуказанного ГОСТа: Правило 1- Неинвазивные МИ относят к классу 1, если только не применяют одно из нижеследующих правил. Правило 2 - Неинвазивные МИ, предназначенные для хранения органов, частей органов или хранения или введения в организм пациента крови, других жидкостей, газов, паров или тканей, относят к классу 2а, в том числе если их используют с активным МИ класса 2а или более высокого класса. Правило 3 - Неинвазивные МИ для изменения биологического или физикохимического состава и свойств крови, других физиологических жидкостей или жидкостей, которые должны поступать в организм, относят к классу 2б. Однако если их действие заключается только в фильтрации, обработке на центрифуге или газо- или теплообмене, то указанные МИ относят к классу 2а. Правило 4 - Неинвазивные МИ, которые соприкасаются с поврежденной кожей:
а) относят к классу 1, если их используют как механические барьеры или для компрессии;
б) относят к классу 26, если их используют для ран, которые можно залечить только посредством вторичного заживления;
в) во всех иных случаях относят к классу 2а, к ним также относят МИ, которые предназначены преимущественно для воздействия на микросреду ран. 2024-34015 4 Таким образом, речь идет в первую очередь о манипуляциях, связанных с риском заражения и инфицирования персонала. И это не только барьерная защита кожи рук персонала, но, в том числе, активное взаимодействие с инфицированной и зараженной средами, которое обусловлено повышенной частотой возникновения опасности, а также усиления степени тяжести состояния от причиненного вреда как пациенту, так и персоналу. В данном случае Заказчик, устанавливая конкретные требования к перчаткам, не нарушает требований российского законодательства, в частности ГОСТ. Данное требование является функциональной характеристикой товара, являющейся значимой для реализации потребности Заказчика. Доказательств обратно Заявителем не представлено.
В силу чего, при таких обстоятельствах Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2.Одновременно с этим в составе жалобы Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в установлении требования об обработке внутренней поверхности изделия протеином шелка. В обоснование своей позиции о неправомерности указания данного вида обработки Заявитель отмечает, что в выбранной Заказчиком позиции КТРУ 22.19.60.119-00000008 указано, что описываемый КТРУ товар является "Нестерильное изделие, изготавливаемое из нитрила для использования в качестве защитного барьера на руках медицинского работника во время осмотра/лечения пациента или для других санитарных целей; внутренняя поверхность перчаток неопудрена, и они не содержат антибактериальных веществ/материалов. Используется, главным образом, как двухсторонний барьер для защиты пациента/персонала от различной контаминации и минимизации риска аллергии на латекс. Изделие должно иметь соответствующие характеристики в отношении осязания и удобства использования, а также соответствующие физические свойства (например, прочность на растяжение, устойчивость к проколам, эластичность) и однотипные размеры (т.е., сопоставимость размеров). Это изделие для одноразового использования.". При этом, как отмечено в жалобе, представленное Заказчиком обоснование использования конкретного вещества не отражает потребность Заказчика, ввиду чего установления данного требования о внутреннем покрытии протеинами шелка технически некорректно и направлено исключительно на ограничение количества участников закупки. Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки извещения об осуществлении закупки установлены следующие требования к закупаемым товарам, в том числе по п.1 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные Идентификатор: 155680598" позиции КТРУ 22.19.60.119-00000008: "Обработка внутренней поверхности изделия: Протеины шелка: Значение характеристики не может изменяться участником закупки".
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе представитель Заказчика 2024-34015 5 пояснил, что учреждению Заказчика необходимы медицинские перчатки, имеющие обработку внутренней поверхности протеинами шелка для профилактики дерматитов различного рода и иных нежелательных кожных проявлений. Подобная обработка оказывает регенерирующее действие, способствует увлажнению кожи рук медицинского персонала при длительной работе, для облегчения надевания перчаток, устойчивости к кожным антисептикам на спиртовой основе. При этом шелк имеет ряд преимуществ по сравнению с другими обычно используемыми компонентами: обладает высокой молекулярной массой, что способствует осмотической активности слоя с протеинами натурального шёлка и создает гидрофильный слой внутри перчатки. Представитель Заказчика также акцентировал внимание, что, как минимум, четыре производителя изготавливают товар, содержащий протеины шелка, в частности перчатки производства Mercator Medical Ltd. (регистрационное удостоверение NФСЗ 2012/13339 от 29.11.2012) и перчатки IMGTOUCH (регистрационное удостоверение NРЗН 2024/22697 от 27.05.2024).
Таким образом, представитель Заказчика приходит к выводу, что сформированное Заказчиком описание объекта закупки соответствует ст.33 Закона о контрактной системе. Более того, Комиссия Управления считает необходимым отметить, что согласно пп. "а" п. 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145) каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки.
Согласно п.5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Постановления N145 Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе. Вместе с тем в силу п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно сведениям единой информационной системы в сфере закупок 2024-34015 6 характеристики используемой в данной закупочной процедуре Заказчиком позиции КТРУ 22.19.60.119-00000008 не сформированы. Вместе с тем Комиссия Управления обращает внимание, что Заявителем не учтено, что в понимании ст.33 Закона о контрактной закупки код номенклатурной классификации медицинского изделия, указанного в составе карточки позиции КТРУ 22.19.60.119-00000008, не образует описания объекта закупки. Аналогичная правовая позиция изложена Министерством финансов Российской Федерации в письме от 04.09.2020 N24-06-08/77872, письме от 23.03.2020 N24-06-07/22512.
Резюмируя вышеизложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в описании объекта закупки требование является непреодолимым для участия в закупки, а также каким-либо иным образом повлекло за собой ограничение количества участников закупки.
Также Заявителем не представлено доказательств того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно тех товаров, с теми качественными, функциональными и техническими характеристиками и именно в той комплектации, которая указана в Техническом задании.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-34015 7
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СПИТЭК" на действия ГБУЗ "ГКБ N 67 им Л.А. Ворохобова ДЗМ" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Н.А. Узкий
Члены Комиссии: Е.Д. Мартьянова М.В. Сорбучева Исп.Сорбучева М.В. тел.8(495)784-75-05 2024-34015
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 июля 2024 г. N 077/06/106-9634/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2024