Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В. Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео-конференц-связи), при участии представителей: ГКУ "ДТЗ", ГУП г. Москвы "Мосгортранс": И.Г. Русановой (по доверенности от 10.01.2024 NДТЗ-04-01-01-03/24), ООО "НОВА-ХИМ": С.А. Смирнова (по доверенности от 10.01.2024 Nб/н), в отсутствие представителей АО "Реалист Банк", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных Московским УФАС России, рассмотрев жалобу ООО "НОВА-ХИМ" (далее - Заявитель) на действия ГУП г. Москвы "Мосгортранс" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку жидкости охлаждающей для системы охлаждения двигателя и отопления салона линейного подвижного состава (Закупка N 0373200082124000206) (далее - аукцион, электронный аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-34122 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московского УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 11.07.2024 NППУ20 1 в связи с предоставлением в качестве обеспечения исполнения контракта независимой гарантии не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.07.2024 NИЭА3 ООО "НОВА-ХИМ" с идентификационным номером 1 признан победителем аукциона.
Согласно п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в ч.1 ст.51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
В силу п.1 ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе).
В соответствии с ч.4 ст.96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта.
В силу ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям ст.45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой 2024-34122 3 гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст.95 Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.1 ст.45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный ч.1.2 ст.45 Закона о контрактной системы.
В соответствии с ч.5 ст.96 Закона о контактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно ч.4 ст.44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной ст.45 Закона о контрактной системе. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно.
Согласно ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных ст.45 Закона о контрактной системе реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 ст.45 Закона о контрактной системе;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки. Комиссией Управления установлено, что победителем процедуры в адрес Заказчика направлен подписанный контракт и приложено обеспечение исполнения контракта в виде независимой гарантии N263308/ЭГ-2024 от 10.07.2024, выданной АО "Реалист Банк" (далее - независимая гарантия). Ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которую должна содержать независимая гарантия. Комиссией Управления установлено, что п.19.1 Информационной карты извещения определены, в том числе, следующие требования к независимой гарантии: "Независимая гарантия, выданная участнику закупки банком, государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ", фондами содействия кредитованию, Евразийским банком развития (если участник закупки является юридическим лицом, зарегистрированным на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическим лицом, являющимся гражданином государства - члена Евразийского 2024-34122 4 экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей обеспечения заявки на участие в закупке, должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 г. N 1005.
Независимая гарантия должна в том числе содержать:
- указание на то, что все споры по независимой гарантии подлежат рассмотрению в Арбитражном суде города Москвы.
- условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования. Срок действия независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок".
В соответствии с ч.8.2 ст.45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации. Комиссия Управления отмечает, что согласно Постановлению N 1005 утверждены в том числе:
- дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе (далее - Дополнительные требования);
- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Типовая форма).
Согласно абз.9 Типовой формы дополнительные условия не должны противоречить положениям извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), проекта контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (при наличии).
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно п.16 представленной независимой гарантии требование с прилагаемыми документами должно быть представлено бенефициаром и получено гарантом до окончания срока действия настоящей независимой гарантии. 2024-34122 5 Вместе с тем, согласно п.2 ст. 374 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), требование бенефициара должно быть представлено гаранту до окончания срока действия независимой гарантии.
Таким образом, исходя из положений п.2 ст.374 ГК РФ, требование бенефициара должно быть предъявлено гаранту до окончания срока действия гарантии, что, по мнению Заказчика, не может в ряде случаев считаться действием, совпадающим по времени совершения с моментом получения гарантом такого требования. Кроме того, Заказчик отметил, что в силу п.2 ст.194 ГК РФ письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок. Исходя из совокупности применения п.2 ст.194 и п.2 ст.374 ГК РФ отправленные бенефициаром требования по банковской гарантии посредством организации связи в срок действия гарантии должны быть приняты и рассмотрены гарантом, даже если получены им за пределами срока действия гарантии. Из положений гарантии следует, что в случае получения гарантом требования после истечения срока действия гарантии, которое направлено Заказчиком до истечения такого срока, исключается исполнение гарантом своих обязательств по гарантии, что фактически лишает Заказчика права на получение выплат, предусмотренных положениями Закона о контрактной системе, ведет к сокращению времени на подготовку Заказчиком такого требования и направления его банку- гаранту, поскольку в данном случае также необходимо учитывать сроки на получение такого требования банком. В отношении п.19 оспариваемой независимой гарантии представитель Заказчика пояснил, что условия, предусмотренные п.19 независимой гарантии, не предусмотрено типовой формой независимой гарантии, утвержденной Постановлением N 1005.
Более того, положения п.19 независимой гарантии предусматривают внесение изменений в независимую гарантию без согласия бенефициара, что, по мнению представителя Заказчика, ухудшают права Заказчика и не соответствует положениям Постановления N1005 и Закона о контрактной системе. Вместе с этим Комиссия Управления считает необходимым отметить, что согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. Условие относительно получения гарантом требования по независимой гарантии до окончания срока ее действия не соответствует ст.374, 376 ГК РФ и условиям п.3 Типовой формы независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, утвержденной Постановлением N 1005, поскольку содержащаяся в п.1 ст.374 ГК РФ и вменяемая бенефициару обязанность представления требования по независимой гарантии до окончания срока, на который она выдана, должна толковаться с учетом положений п. 2 ст. 194 ГК РФ, 2024-34122 6 согласно которому письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
Таким образом, требование должно быть направлено в срок, а не получено. Кроме того, условие независимой гарантии, согласно которому "требование, полученное гарантом (доставленное гаранту) по окончании срока ее действия настоящей независимой гарантии, удовлетворению не подлежит" также должно трактоваться с учетом п. 2 ст. 194 ГК РФ.
Между тем при разрешении вопроса о выдаче Заказчику, Оператору электронной площадки, Банку обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Комиссией Управления исходит из того, что ранее проведена проверка N 202400132489012349 от 17.07.2024 по факту уклонения от заключения государственного контракта, по результатам которой выявлены нарушения в действиях АО "Реалист Банк", в связи с чем выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе N077/10/104-9411/2024 от 17.07.2024, согласно которому Заказчику надлежит отменить протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 11.07.2024 NППУ20 1 и повторно направить проект государственного контракта на подписание победителю закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что у Заказчика имелись основания для признания независимой гарантии не соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона, и принятие Заказчиком решения о признании участника уклонившимся от заключения контракта по основанию, указанному в протоколе, не противоречит положениям Закона о контрактной системе. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-34122 7
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "НОВА-ХИМ" на действия комиссии ГУП г. Москвы "Мосгортранс" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Н.А. Узкий
Члены Комиссии: Е.Д. Мартьянова М.В. Сорбучева Исп.Сорбучева М.В. тел.8(495)784-75-05 2024-34122
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 июля 2024 г. N 077/06/106-9639/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2024