Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Алексеевой - главного специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: К.В. Змиевской - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок, С.Р. Гаришина - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченного представителя ФГБУ "НМИЦ гематологии" Минздрава России: О.Г. Шмигельского (доверенность N55 от 08.02.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "ТВС АКТИВМЕД": Д.Д. Домбровского (доверенность б/н от 18.07.2024), рассмотрев обращение ФГБУ "НМИЦ гематологии" Минздрава России о включении сведений об ООО "ТВС АКТИВМЕД" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ФГБУ "НМИЦ гематологии" Минздрава России (далее - Заказчик) о 2024-33782 2 включении сведений об ООО "ТВС АКТИВМЕД" (далее - Исполнитель, Общество, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Насосы инфузионные общего назначения, с питанием от батареи) (реестровый N0373100056623000872). 08.12.2023 между Заказчиком и ООО "ТВС АКТИВМЕД" заключен государственный контракт N0373100056623000872 46047 (реестровый N1771406175623000956) на поставку медицинского оборудования (Насосы инфузионные общего назначения, с питанием от батареи) (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 05.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) по причине неисполнения ООО "ТВС АКТИВМЕД" существенных условий Контракта. В ч. 12.1 ст. 95 Закон о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе 05.07.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в 2024-33782 3 единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 5.1 Контракта поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в срок не позднее 15 декабря 2023. Поставщик несет полную ответственность за доступность указанного в Контракте средства связи. Товар должен быть поставлен в рабочее время Заказчика (Пн-Чт с 9-00 до 15.00; Пт с 9-00 до 14-30).
В случае доставки Товара вне установленного времени Заказчик вправе отказать Поставщику в приемке Товаров. Поставщик за 1 (один) рабочий день до осуществления поставки Оборудования направляет в адрес Заказчика уведомление о времени доставки Оборудования в Место доставки. Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что 20.12.2023 Исполнителю была направлена претензия о нарушении договорных обязательств N7590-27 от 20.12.2023 с расчетом неустойки на сумму 241 172,80 руб., с требованием в течение 2 (двух) рабочих дней с момента получения Поставщиком настоящей претензии поставить товар, а также в течение 7 (семи) рабочих дней со дня получения настоящего требования (претензии) оплатить неустойку (пени) за несвоевременное исполнение обязательств по контракту. Исполнитель в письмах заверял о поставке товара в 2024 и оплате неустойки в полном объеме после поставки товара Заказчику исх. 93ИА/23 от 15.12.2023, исх. 010ИА/24 от 08.02.2024, исх. 024/ИА/24 от 29.03.2024.
Заказчик выразил заинтересованность в исполнении контракта и получении необходимого товара. Заинтересованность Заказчика обусловлена следующими причинами:
- в учреждении заказчика имеется на балансе оборудование необходимое для использования поставляемого товара;
- в штате учреждения заказчика имеются сертифицированные специалисты, прошедшие обучение у производителя и способные обслуживать указанное оборудование без дополнительных издержек для учреждения;
- стоимость поставляемого товара, достигнутая на торгах экономически выгодна для учреждения (стоимость за единицу комплекта товара составляет 274 060,00 руб.);
- заключение контракта со вторым участником закупки невозможно, в силу указания конкретной даты поставки товара - до 15.12.2023 (т.к. контракт 2024-33782 4 заключается на тех же условиях извещения);
- проведение новой закупки приведет к значительному удорожанию стоимости контракта и как следствие к неэффективному расходованию бюджетных средств учреждения;
- периодичность введения санкций в отношении Российской Федерации свидетельствует о возможном увеличении стоимости аналогичного товара и сроков их поставки. 01.07.2024 Исполнитель уведомил Заказчика письмом от 01.07.2024 исх. 054ИА/24 о невозможности поставить товар в связи с дополнительным пакетом санкций и предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон. 02.07.2024 Заказчик уведомил Исполнителя письмом исх.3802-08 от 02.07.2024 об отказе в расторжении контракта по соглашению сторон, при наличии потребности в товаре. По состоянию на 02.07.2024 Исполнитель поставку товара на сумму 90 439 800, 00 руб. Заказчику не осуществил, неустойку (пени) не оплатил. Представитель Общества на заседании Комиссии Управления пояснил, что исполнение Исполнителем обязательств по Контракту гарантировалось предоставленным коммерческим предложением официального представителя производителя на территории Российской Федерации - ООО "Б.Браун Медикал" исх. N03 от 05.12.2023, счетами N370329853, N370329851 от 05.12.2023 гарантирующего поставку товара в 1 квартале. Во исполнение обязательств по Контракту Исполнитель неоднократно направлял запросы о дате поставки товара официальному представительству немецкого производителя на территории Российской Федерации - ООО "Б.Браун Медикал", с которым у Исполнителя 31.07.2018 заключен Договор поставки N76149760.
Указанный ООО "Б.Браун Медикал" в письмах, счетах срок поставки позволял ООО "ТВС АКТИВМЕД" надлежаще исполнить свои обязательства по Контракту перед Заказчиком.
1. Запрос от ООО ТВС Активмед Исх. N89ИА/23 от 11.12.2023; 2.
Письмо от Б.Брауна Исх. N1859/23 ББМ от 12.12.2023 обозначен срок поставки товара - 20.02.2024; 3.
Запрос от ООО ТВС Активмед Исх.N102ИА/24 от 06.02.2024; 4.
Письмо от Б.Брауна Исх. N222/24 ББМ от 08.02.2024 обозначен срок поставки в течении февраля 2024; 5.
Запрос от ООО ТВС Активмед Исх. N021ИА/24 от 19.03.2024; 6.
Письмо от Б.Брауна Исх. N420/24 ББМ от 19.03.2024 обозначена поставка в качестве исключения в гуманитарных целях в течении 2 квартала 2024; 7.
Письмо от Б.Брауна Исх.N876/24 ББМ от 20.05.2024 обозначена невозможность поставки из-за санкций, разрешение на экспорт в Российскую Федерацию, в том числе и в гуманитарных.
Таким образом, Исполнитель не поставил Оборудование в установленные Контрактном сроки - в течении 5 рабочих дней с даты подписания Контракта и до 29 декабря 2023. При этом Заказчик понимая возникшие проблемы с поставкой, внес изменения по срокам поставки товара, продлив их до 31.03.2024. 2024-33782 5 На момент участия в аукционе на поставку товара, код товарной группы, конкретного Оборудования не был прописан в списке запрета на экспорт. Конкретный код товарной группы появился в списке позже, только в 2024. Исполнитель рассчитывал на ввоз товара в том числе с учетом наличия такой возможности в рамках гуманитарных целей для медицинских учреждений с целью применения Оборудования для осуществления лечения населения. На момент заключения контракта, была возможность экспорта товара из Германии на территорию Российской Федерации (на основании выданного уполномоченным органом Германии - лицензии, разрешения). В последующем ситуация изменилась с учетом принятия очередных пакетов санкции и введения ограничений, к запрету на экспорт в Российскую Федерацию, был определен в том числе необходимый к поставке товар (оборудование). Исполнитель осведомлял Заказчика о ситуации с поставкой товара и о наступлении обстоятельств, препятствующих поставке Оборудования по Контракту со ссылкой на аналогичные уведомления официального немецкого представительства производителя и введенные санкционные ограничения запретительного характера, не позволяющие осуществить поставку товара:
1.
- Письмо от ООО ТВС Активмед Исх.N93ИА/23 от 15.12.2023;
2.
- Письмо от ООО ТВС Активмед Исх.N010ИА/24 от 08.02.2024;
3.
- Письмо Заказчику Исх. N024/ИА/24 от 29.03.2024;
4.
- Письмо Заказчику Исх. N048/ИА/24 от 30.05.2024.
Письмом от 06.02.2024 за N737-20, Заказчик согласился ожидать товар с учетом возникших затруднений. В свою очередь, в условиях наступивших препятствующих обстоятельств Исполнитель предпринял действия по поиску альтернативных вариантов поставки путем переговоров с партнерами из других стран. Результат переговорного процесса был безуспешен из-за установки уполномоченным органом ФРГ санкционных ограничений, третьи страны не готовы взять на себя ответственность по обходу установленных Европейским союзом санкций, транспортировка оборудования через третьи страны, поддерживающие санкции, невозможна. При этом аналоги товара отсутствуют, что подтверждается сравнительным анализом с товаром иных иностранных производителей. Подходящее по своим характеристикам Оборудование, согласно письму ООО "Миндрей Медикал Рус", официального представителя производителя КНР, не производится. Аналоги российского производства отсутствуют. Поставщик обратился с заявлением о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы в уполномоченный орган - ТПП г. Москвы. В ответ на обращение ТПП г. Москвы сообщило, что рассмотрение заявлений о выдаче заключений о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы по договорам, заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности в связи с санкционными ограничениями в отношении иностранных комплектующих и оборудования, на основании предписаний ТПП РФ, указанных в письмах NПР/0181, ПР/0233 от 22.03.2022 и 07.04.2022.
Таким образом инструмент, в виде получения заключения уполномоченного органа о подтверждении обстоятельств, свидетельствующих о форсмажоре, в настоящее время на территории Российской 2024-33782 6 Федерации, отсутствует. Заказчик 02.07.2024 за N3802-08, в ответ на предложение о расторжении Контракта по соглашению Сторон, направил письмо, в котором указал, что расторгать Контракт по соглашению Сторон при сохранении потребности в товаре, учреждение не планирует. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика ходатайствовал о не включении сведений в отношении ООО "ТВС АКТИВМЕД" в реестр недобросовестных поставщиков. По мнению Комиссии Управления, Подрядчиком были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Подрядчиком совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без 2024-33782 7 оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
Р Е Ш И Л А
: Отказать ФГБУ "НМИЦ гематологии" Минздрава России во включении сведений в отношении ООО "ТВС АКТИВМЕД" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Алексеева Члены Комиссии Управления: С.Р. Гаришин К.В. Змиевская Исп.Гаришин С.Р. 2024-33782
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 июля 2024 г. N 077/10/104-9535/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2024