Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В. Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителей: ГБУЗ "ГКБ N 67 им Л.А. Ворохобова ДЗМ": А.В. Романова (по доверенности от 28.06.2023 Nб/н), М.И. Киричковой (по доверенности от 28.06.2023 Nб/н), в отсутствие представителей ИП Тужина С.В., о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством размещения сведений в Единой информационной системы, рассмотрев жалобу ИП Тужина С.В. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 67 им Л.А. Ворохобова ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку перчаток нитриловых нестерильных(на единицу продукции) (Закупка N 0373200011424000807) (далее - электронный аукцион, аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере 2024-34283 2 закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе. П.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, 2024-34283 3 работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в описании объекта закупки должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
1.В составе жалобы Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в установлении избыточного и необоснованного требования об обработке внутренней поверхности изделия протеином шелка. По мнению подателя жалобы, применение смотровых перчаток при смотровых в клинико-диагностических манипуляциях ограничено коротким промежутком времени (1-20 мин), специалисты до и после надевания перчаток обязаны произвести гигиеническую обработку кожи рук с применением специальных средств, с учетом необходимости частой смены перчаток в соответствии с санитарными правилами и нормами, наличие конкретных увлажняющих и косметических компонентов в покрытии смотровых перчаток не имеет практического смысла, поскольку они не будут иметь преимуществ перед иными компонентами. Более того, в отношении конкретного компонента обработки изделия протеины шелка Заявитель отметил, что Заказчик не коим образом не обосновывает выбор этого компонента. Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки извещения об осуществлении закупки установлены следующие требования к закупаемым товарам, в том числе по п.1 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные Идентификатор: 155680598" позиции КТРУ 22.19.60.119-00000008: "Обработка внутренней поверхности изделия: Протеины шелка: Значение характеристики не может изменяться участником закупки".
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения 2024-34283 4 жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседание Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что учреждению Заказчика необходимы медицинские перчатки, имеющие обработку внутренней поверхности протеинами шелка для профилактики дерматитов различного рода и иных нежелательных кожных проявлений. Подобная обработка оказывает регенерирующее действие, способствует увлажнению кожи рук медицинского персонала при длительной работе, для облегчения надевания перчаток, устойчивости к кожным антисептикам на спиртовой основе. При этом шелк имеет ряд преимуществ по сравнению с другими обычно используемыми компонентами: обладает высокой молекулярной массой, что способствует осмотической активности слоя с протеинами натурального шёлка и создает гидрофильный слой внутри перчатки. В свою очередь, требуемые медицинские перчатки используются практически всю рабочую смену с соответствующей периодичностью, но, фактически, непрерывно находятся на руках персонала.
Таким образом, представитель Заказчика приходит к выводу, что сформированное Заказчиком описание объекта закупки соответствует ст.33 Закона о контрактной системе. Более того, Комиссия Управления считает необходимым отметить, что согласно пп. "а" п. 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145) каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки.
Согласно п.5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Постановления N145 Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе. Вместе с тем в силу п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). 2024-34283 5 Согласно сведениям единой информационной системы в сфере закупок характеристики используемой в данной закупочной процедуре Заказчиком позиции КТРУ 22.19.60.119-00000008 не сформированы. В данном случае Заказчик, устанавливая конкретные требования к перчаткам, не нарушает положения Закона о контрактной системе. Данное требование является функциональной характеристикой товара, являющейся значимой для реализации потребности Заказчика. Резюмируя вышеизложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в описании объекта закупки требование является непреодолимым для участия в закупки, а также каким-либо иным образом повлекло за собой ограничение количества участников закупки.
Также Заявителем не представлено доказательств того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно тех товаров, с теми качественными, функциональными и техническими характеристиками и именно в той комплектации, которая указана в Техническом задании.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным. 2.
Согласно доводам Заявителя в нарушение требований ст.33 Закона совокупности установленным Заказчиком требований к закупаемому товару по п. описания объектов закупки по п.1-5 Технического задания "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" позиции КТРУ 22.19.60.119-00000008 соответствует товар единственного производителя. При этом ограничивающим требованием к поставке товаров иных производителей является: "Обработка внутренней поверхности изделия: Протеины шелка; Количество перчаток в упаковке: 25 < 30 пар." В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе представитель Заказчика, не согласившись с данным доводом жалобы, отметил, что установленному описанию объектов закупки по п.1-5 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" позиции КТРУ 22.19.60.119-00000008 соответствуют как минимум товары следующих производителей:
- перчатки диагностические нитриловые IMGTOUCH регистрационного удостоверения NРЗН 2024/22697 от 27.05.2024;
- перчатки производства "Mercator Medical Ltd." регистрационного удостоверения NФСЗ 2012/13339 от 29.11.2012;
- перчатки производства "Бейсик Интернэшнл Инк." регистрационного удостоверения NФСЗ 2011/11418 от 30.12.2011;
- перчатки производства "Жентианг Сухуи Латекс Продактс Ко., Лтд." регистрационного удостоверения NФСЗ 2011/10864 от 26.10.2011.
В обоснование своей позиции представитель Заказчика приложил вышеуказанные номера регистрационных удостоверений, а также запросы и ответы на запросы дистрибьюторов, в том числе, ООО "Торговый дом Евразия", представленные в рамках материалов дела. 2024-34283 6 В свою очередь, в силу нормы ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалоб, при этом в заседании Комиссии Управления Заявитель участие не принял, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3.Заявитель также обжалует неправомерное установленное требование описание объекта закупки, в частности, по п.1 Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" позиции КТРУ 22.19.60.119-00000008: "Допустимый уровень качества AQL, герметичность: 1.5".
В обоснование своей позиции Заявитель отмечает, что AQL устанавливается методами испытания конкретной партии товара, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе представитель Заказчика пояснил, что AQL - максимальное допустимое количество дефектов в партии образцов определенного размера. AQL - один из важнейших показателей качества для массового производства. Основываясь на полученных результатах, может быть сделан вывод о качестве всей партии продукции. В свою очередь, как отметил представитель Заказчика, учреждение Заказчика стремиться закупить качественный товар с минимальным возможным уровнем брака, ввиду чего данное требование описание объекта закупки необходимо Заказчику. Вместе с тем Комиссия Управления не может согласиться с позицией Заказчика, поскольку согласно п.5 ГОСТ Р 52238-2004 "Выборочный контроль и отбор образцов для испытаний" установлено следующее: "5.1 В целях контроля отбирают и проверяют перчатки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50779.71.
Уровни контроля и приемлемые уровни качества (AQL) перчаток приведены в таблице 1, если размер партии неизвестен, то следует принимать размер партии от 35001 до 150000 шт. перчаток", при этом п.5.2 ГОСТ Р 52238-2004 "Отбор образцов для проведения испытаний" определено, что образцы пленки материала должны быть вырублены из ладонной или тыльной стороны перчаток. Вместе с этим п.1.1 ГОСТ Р ИСО 2859-1-2007 "Статистические методы. Процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку. Часть 1. Планы выборочного контроля последовательных партий на основе приемлемого уровня качества" определено, что настоящий стандарт устанавливает планы и процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку для штучной продукции на 2024-34283 7 основе приемлемого уровня качества (AQL).
Таким образом комиссия Управления приходит к вводу, что значение "AQL" устанавливается методами испытания конкретной партии товара, при этом такое значение указывается в отношении конкретных показателей изделий входящих в такую партию. Вышеописанные обстоятельства свидетельствует о том, что установленное требование носят избыточный характер и препятствует корректному формированию и подаче заявки на участие в закупочной процедуре. В свою очередь, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании извещения, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4.В составе жалобы Заявитель указывает, что в документации извещения об осуществлении электронного аукциона отсутствует указание срока и способа исполнения контракта, что не позволяет участникам закупки оценить свои возможности по исполнению заказов. Так, Заявитель отмечает, что проект контракта не содержит формулировок о том, что поставка товара осуществляется по заявкам Заказчика, одновременно с этим, в п. 3.1 проекта контракта указано, что начало срока поставки 0 календарных дней, при этом согласно п.3.3 проекта контракта поставка осуществляется в сроки, установленные Контрактом и Техническим заданием.
В силу п.7 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного ч.24 ст. 22 Закона о контрактной системе), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги. Комиссией Управления установлено, что согласно п.1.4, 1.5 Технического задания, являющегося частью извещения об осуществлении закупки, регламентировано, что срок и место поставки товаров определяются Приложением 1 и заявкам, направляемым Заказчиком поставщику по форме, установленной 2024-34283 8 Приложением 2 Технического задания. В свою очередь, п. 2.1 Технического задания определено, что поставщик обязан осуществить поставку перчаток медицинских в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом и Техническим заданием, а также в соответствии с требованиями актов, указанных в разделе 6 Технического задания. Вместе с этим Комиссией Управления также установлено, что в Приложение 1 к Техническому заданию конкретизирован срок поставки товаров: "c 0-го по 365- й календарный день c даты заключения контракта". Одновременно с этим Комиссией Управления установлено, что в форме заявки, размещенной в составе Приложения 2 к Техническому заданию, содержится срок и дата поставки. Комиссия Управления также не может согласится с доводом Заявителя, поскольку согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. Ввиду чего Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком определены срок поставки товара и способ исполнения контракта. Более того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в форме заявки на поставку товара отображена информация о количестве, объеме, сроки поставляемой партии товара. В свою очередь, Заказчик самостоятельно определяет срок направления заявки в соответствии с формой заявки, предусмотренной Техническим заданием, до проведения мероприятия, оценивая риска. При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным. Между тем при разрешении вопроса о выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе по извещению об осуществлении закупки Комиссия Управления исходит из того, что выявленные нарушения не влияют на результаты определения поставщика, (подрядчика, исполнителя), так как согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.07.2024 NИЭА1 на участие в аукционе подано 5 заявок, 3 из которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. При этом согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.07.2024 NИЭА1 две заявки с идентификационными номерами 891613, 892942 признаны несоответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки на основании ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-34283 9
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тужина С.В. на действия ГБУЗ "ГКБ N 67 им Л.А. Ворохобова ДЗМ" обоснованной в части неправомерного описания объекта закупки.
2.Признать в действиях Заказчика п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Н.А. Узкий
Члены Комиссии: М.О. Мацнева М.В. Сорбучева Исп.Сорбучева М.В. тел.8(495)784-75-05 2024-34283
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 июля 2024 г. N 077/06/106-9705/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2024