Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Алексеевой - главного специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: Е.Ю. Давыденко - ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, Н.А. Гришиной - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, в присутствии уполномоченных представителей ГБУ "Ритуал": В.С. Голубихина (доверенность N 01-18/1360 от 08.11.2023), Н.В. Федорова (доверенность N 01-18/686 от 05.07.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "МОНАРХ": Д.А. Лыжин (доверенность N 15/08 от 15.08.2022) рассмотрев обращение ГБУ "Ритуал" о включении сведений в отношении ООО "МОНАРХ" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-34340 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУ "Ритуал" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО "МОНАРХ" (далее - Исполнитель, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на поставку стальной сетки (реестровый N0373200657324000049). 19.04.2024 между Заказчиком и ООО "МОНАРХ" заключен государственный контракт N0373200657324000049-44/2024 (реестровый N 2774309622424000107) на поставку стальной сетки(далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 05.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением ООО "МОНАРХ" существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) 2024-34340 3 об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с требованиями ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 05.07.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ст. 3.1. Контракта: "Начало срока поставки: 1 (один) рабочий день с даты заключения контракта.".
Согласно 3.2 Контракта: "Окончание срока поставки: 20 (двадцать) рабочих дней с даты заключения контракта.". На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в связи с нарушением обязательств Поставщиком в части срока поставки товара, Заказчик направил претензионное письмо от 28.05.2024 N28-10/253 с требованием исполнить обязательства согласно условиям Контракта. 10.06.2024 от Поставщика в адрес Заказчика поступило письмо с согласованием времени поставки. 17.06.2024 от Поставщика в адрес Заказчика поступило письмо с предложением о заключении дополнительного соглашения на поставку товара с улучшенными характеристиками, а именно: Сетка арматурная Длина ячейки 120 мм, Ширина ячейки: 120 мм. Вместе с тем критерии определения улучшенных характеристик товара подтверждаются товароведческой экспертизой. При этом, доказательства в подтверждение того, что предлагаемый к поставке товар имеет улучшенные характеристики по сравнению с характеристиками, указанными в Контракте, Поставщиком не представлены. Так как по состоянию на 05.07.2024 Поставщик не исполнил свои обязательства по Контракту, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N б/н от 05.07.2024.
На заседании Комиссии Управления представитель Исполнителя пояснил, что в целях исполнения обязательств по Контракту ООО "МОНАРХ" заключило договор поставки N 18/04 от 18.04.2024.
В связи с нарушением сроков поставки, Исполнитель направил в адрес поставщика претензию исх. N 28/05 от 28.05.2024 с требованием осуществить 2024-34340 4 поставку товара в срок до 07.06.2024, а также оплатить неустойку по Контракту. Вместе с тем 10.06.2024 письмом исх. N 10/06 от 10.06.2024 Исполнитель предложил Заказчику к поставке товар с улучшенными характеристиками, а именно "Сетка арматурная стальная сварная, Форма выпуска: Лист. Диаметр прута: 6 мм.; Длина листа: 6 м.; Длина ячейки: 100 мм.; Наличие оцинкованного покрытия: Нет. Форма ячейки: Квадратная. Ширина листа: 2 м. Ширина ячейки: 100 мм.".
Также Исполнитель отметил, что в ответ на вышеуказанное предложение Заказчик направил в адрес Исполнителя информационное письмо исх. N 28-10/298 от 18.06.2024, в котором сообщил, что согласен принять предложенную сетку с характеристиками при условии подтверждения соответствия товароведческой экспертизой. Однако однозначные сроки предоставления такой экспертизы или сроки восполнения непоставки не были сообщены. Комиссией Управления установлено, что согласно сведениям из Единой информационной системы Исполнителем заключено и исполнено более 23 государственных контрактов. Исполнитель ранее выполнял аналогичные контракты, то есть имеет необходимый опыт.
Таким образом, заключение аналогичных контрактов в предшествующие периоды и их надлежащее исполнение свидетельствует об отсутствии оснований для включения информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков. При этом исполненные контракты свидетельствуют о систематической направленности на надлежащее исполнение контракта, данная позиция поддержана определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2023 по делу А40-47485/2022.
По мнению Комиссии Управления, Исполнителем были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 2024-34340 5 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России 2024-34340 6
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБУ "Ритуал" во включении сведений в отношении ООО "МОНАРХ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Алексеева Члены Комиссии Управления: Е.Ю. Давыденко Н.А. Гришина Исп.Гришина Н.А. 2024-34340
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 июля 2024 г. N 077/10/104-9543/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2024