Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов Комиссии: Cпециалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок О.А. Челновой, Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) при участии представителя Аппарата СД МО Братеево: Порхунова В.А. (дов.N1 от 18.07.2024), в отсутствие представителей ООО "ПГС-Групп", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством размещения сведений в Единой информационной системе, рассмотрев жалобу ООО "ПГС-Групп" (далее - Заявитель) на действия аппарата СД МО Братеево (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту помещения аппарата Совета депутатов муниципального округа Братеево (Закупка N 0173300000324000004) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-34326 2 УСТАНОВЛЕНО: В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России. По мнению Заявителя, комиссией по осуществлению закупок Заказчика нарушены нормы Закона о контрактной системе в результате отклонения заявки Заявителя.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 11.07.2024 NПРОII1 заявка ООО "ПГС-Групп", с идентификационным номером 866933, отклонена на следующем основании: "Отклонить заявку на участие в закупке по п.8 ч.12 ст.48 N44-ФЗ "Выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке" Выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке".
Согласно ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п.2 ч.10 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п.2 ч.10 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу ч.12. ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим 2024-34326 3 Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.1 ст.31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч.1 ст.43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п.4 ст.2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п.3 или п.4 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.13 ст.48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений Закона о контрактной системе, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют Закону о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки. 2024-34326 4 Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что заявка участника закупки ООО "ПГС-Групп" отклонена комиссией по осуществлению закупок Заказчика в связи с представлением недостоверной информации об опыте исполнения участником закупки договоров, сопоставимых с предметом контракта, заключаемого по результатам обжалуемой конкурентной процедуры. При этом представитель Заказчика отметил, что факт недостоверности представляемой информации подтверждается несоответствием адреса ООО "ИННОВАЦИОННАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ", указанного в ряде договоров, заключенных между ООО "ПГС-Групп" и ООО "ИННОВАЦИОННАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ", действующему на момент заключения таких договоров адресу ООО "ИННОВАЦИОННАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ".
Например в договоре NЖУК-102 от 11.01.2021 указано: "Адрес 129347, г. Москва, ул.Палехская, дом 131, э.1, помещение I, комната 12, офис 5" в то время как в едином государственном реестре юридических лиц на дату заключения договора указан иной юридический адрес общества: "Москва г, Палехская ул., д. N 131, кв. Э/ПОМ/К/ОФ 1/I/11/3".
Комиссия Управления отмечает, что, исходя из приведенной в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 11.07.2024 NПРОII1 формулировки отклонения заявки участника закупки, не представляется возможным определить точную причину отклонения заявки участника закупки, поскольку использованная Заказчиком формулировка представляет собой исключительно отсылку к положениям п.8 ч.12.ст.48 Закона о контрактной системе без какой-либо конкретизации основания отклонения, что нарушает п.2 ч.13 ст.48 Закона о контрактной системе, так как в основании отклонении заявки участника закупки не конкретизированы положения заявки на участие в закупке, которые не соответствуют Закону о контрактной системе, в частности не указано какая именно информация из заявки участника закупки является недостоверной. Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что в целях обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере, представляется возможным сделать вывод о том, что обязательному доведению до сведения участников закупки подлежит вся информация, касающаяся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников. Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения поданной заявки с указанием на то, каким именно положениям извещения не соответствует такая заявка и в какой именно ее части, с тем, чтобы исключить возможность заказчиков в последующем субъективно трактовать 2024-34326 5 причины такого отклонения и предоставить участникам закупки возможность в случае несогласия с таким решением заказчика оспорить в установленном законом порядке. Названный правовой подход наиболее полно отвечает законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений (ч.1 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), и данного подхода последовательно придерживаются арбитражные суды Московского округа, в частности по делам NN А40-137048/12, А40-5013/14, А40-43124/14, А40-219113/14.
Таким образом, отклонение заявки участника закупки без размещения корректного обоснования отклонения заявки такого участника закупки в протоколе изначально нельзя признать правомерным ввиду несоответствия таких действий целям обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе), а также законодательно установленному запрету на злоупотребление правом (ч.2 ст.10 ГК РФ) и принципу недопустимости извлечения преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч.4 ст.1 ГК РФ).
Кроме того Комиссия Управления отмечает, что отсутствие оснований отклонения в составе протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок причин не позволяет участникам закупки надлежащим образом обжаловать такие причины отклонения в случае несогласия с принятым комиссией по осуществлению закупок Заказчика решением.
Таким образом, озвученное представителем Заказчика основание отклонения заявки участника закупки не может быть рассмотрено Комиссией Управления, так как сведения о таком основании, в частности об иных документах, содержащих, по мнению представителя Заказчика, недостоверные сведения, отсутствуют в протоколе подведения итогов.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, о нарушении Заказчиком п.2 ч.13 ст.48 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Одновременно с этим Комиссия Управления, рассматривая по существу представленные представителем Заказчика сведения, отмечает следующее.
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей, при этом вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп."м" - "р" п.1, пп."в" п.2, п.5 ч.1 ст.43 Закона о 2024-34326 6 контрактной системе.
Согласно пп."р" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе. П.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе. На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации": "Подпункт "а" пункта 28 Положения. Требования к документам для оценки показателя: Предмет контракта(ов) (договора(ов), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Под работами (услугами) сопоставимого характера понимаются работы (услуги) текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Сведения о наличии опыта участника по выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера подтверждаются следующими документами:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ (оказание услуг) сопоставимого характера;
- копия акта (актов) или иных предусмотренных контрактом (договором) документов, подтверждающего(их) приемку работ по исполнению контракта (договора). К оценке принимаются документы в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Оценке не подлежат нечитаемые или допускающие двусмысленные 2024-34326 7 толкования копии документов. Оценке не подлежат контракты (договоры), выполнение работ (оказание услуг) по которым не завершено (являются незавершенными). Контракты, заключенные в электронном виде, должны содержать сведения о подписании их в электронном виде, позволяющим Комиссии произвести идентификацию лиц (подписывающих сторон), с указанием дат и времени подписания документа(ов) в электронном виде. Установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного(ых) контракта(ов) (договора(ов), при исполнении которого(ых) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
Последний акт, составленный при исполнении контракта (договора), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок". Комиссией Управления установлено, что в составе заявки участником закупки в том числе представлен договор NЖУК-102 от 11.01.2021, заключенный между ООО "ПГС-Групп" и ООО "ИННОВАЦИОННАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ" на выполнение работ по ремонту помещения с ценой договора 6 400 руб, при этом в договоре в том числе указано: "Адрес 129347, г. Москва, ул.Палехская, дом 131, э.1, помещение I, комната 12, офис 5". Комиссия Управления отмечает, что фактическое различие в адресе юридического лица, указанного в договоре и в общедоступных источниках, как самостоятельный факт, не может однозначным образом свидетельствовать о том, что работы, указанные в спорном договоре не осуществились, либо договор не заключался, в связи с чем, в данном конкретном случае, также не может однозначным образом свидетельствовать о представлении участником закупки недостоверных сведений в составе заявки на участие в закупке. Кроме того, Комиссия Управления также считает необходимым отметить, что представителем Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих, что указанный в договоре адрес не принадлежал обществу, а также общество не осуществляло по данному адресу свою деятельность. Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения (п. 7). Кроме того, предоставленное заказчику право отклонить поданную заявку в случае обнаружения в ней недостоверных сведений свидетельствует о том, что располагать такой информацией заказчик должен непосредственно на момент 2024-34326 8 принятия соответствующего решения, причем располагать именно доказательствами такой недостоверности, но не руководствоваться предположениями. Вместе с этим в материалы дела не представлены документы и сведения, однозначно подтверждающие факт неисполнения спорных договоров.
Таким образом, изучив представленные документы и сведения, Комиссия Управления приходит к выводу, что основания отклонения заявки ООО "ПГС-Групп" не находят своего подтверждения. Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что решение комиссии по осуществлению закупок Заказчика об отклонении заявки участника закупки ООО "ПГС-Групп" принято в нарушение пп."а" п.1 ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях комиссии по осуществлению закупок Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также Комиссия Управления считает необходимым отметить, что в рамках рассмотрения жалобы представитель Заказчика ходатайствовал о направлении Московским УФАС России в ФНС России запроса о наличии или отсутствии договорных отношений между ООО "ПГС-Групп" и ООО "ИННОВАЦИОННАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ", в связи с чем соответствующий запрос направлен в адрес налогового органа, однако на дату оглашения резолютивной части решения ответа на запрос в Комиссию Управления не представлено. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-34326 9
Р Е Ш И Л А
:
1. Признать жалобу ООО "ПГС-Групп" на действия комиссии по осуществлению закупок Аппарата СД МО Братеево обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок Заказчика нарушение пп."а" п.1 ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.13 ст.48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий: С.И. Казарин Члены комиссии: А.А. Матюшенко О.А. Челнова Исп. Матюшенко А.А., 8(495) 784-75-05 2024-34326
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 июля 2024 г. N 077/06/106-9958/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2024