На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" проведена внеплановая проверка соблюдения ГУФССП России по г. Москве законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Предмет проверки: на оказание медицинских услуг (Контракты N21/МТО-2024, N22/МТО-2024, N20/МТО-2024).
Комиссией по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) проведена внеплановая проверка посредством видеоконференцсвязи в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Алексеевой - главного специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: К.В. Змиевской - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок; С.Р. Гаришина - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, 2024-34156 2 при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в отсутствие уполномоченных представителей ГУФССП России по г. Москве (о месте, времени и дате заседания комиссии уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России исх.NЕИ/27446/24 от 08.07.2024), УСТАНОВЛЕНО: Московским УФАС России проведена внеплановая проверка на предмет нарушений, допущенных государственным заказчиком - ГУФССП России по г. Москве (далее - Заказчик) при осуществлении закупок у единственного поставщика на оказание медицинских услуг (Контракты N21/МТО-2024, N22/МТО-2024, N20/МТО- 2024). 01.07.2024 Заказчик на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заключил с ГБУЗ "Городская клиническая больница N52" ДЗМ контракт N21/МТО- 2024 на оказание медицинских услуг. 01.07.2024 Заказчик на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заключил с ГБУЗ "ГКБ им С.П. Боткина ДЗМ" контракт N20/МТО-2024 на оказание медицинских услуг. 01.07.2024 Заказчик на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заключил с ГБУЗ "Городская клиническая больница N52" ДЗМ контракт N22/МТО- 2024 на оказание медицинских услуг.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае если работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации. Из письменных пояснений Заказчика следует, что в рамках вышеуказанных договоров выбор медицинской организации осуществляется непосредственно получателем (военнослужащим или лицом, приравненным по медицинскому обеспечению к военнослужащему) медицинских услуг, исходя из перечня медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих медицинскую помощь по профилю "акушерство и гинекология", B соответствии с Постановлением 2024-34156 3 Правительства РФ от 03.06.2020 N 806 "О порядке медицинского обеспечения сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации" по тарифам не превышающим тарифы на оплату медицинской помощи, оказываемой по территориальной программе обязательного медицинского страхования г. Москвы.
На основании вышеизложенного, Заказчик считает нецелесообразным проведение закупки по общему правилу путем выбора соответствующего способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание плановой медицинской помощи, а именно проведение беременности и в последующем роды. В свою очередь, Комиссия Управления отмечает, что согласно Письма Минфина России N 24-02-08/107795, ФАС России NМЕ/107414-ПР/20 от 08.12.2020 "О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи военнослужащим и лицам, приравненным по медицинскому обеспечению к военнослужащим, медицинскими организациями" в случае, если выбор медицинской организации осуществляет соответствующий орган исполнительной власти (а не военнослужащий или лицо, приравненное по медицинскому обеспечению к военнослужащему) путем осуществления закупки и заключения с медицинской организацией контракта - заключение такого контракта осуществляется в порядке, установленном Законом о контрактной системе, при этом:
а) при необходимости закупки на оказание медицинской помощи в неотложной или экстренной форме контракт может быть заключен с единственным исполнителем на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, предусматривающего возможность такой закупки в требуемом объеме и вне зависимости от возникновения обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайной ситуации;
б) при необходимости закупки на оказание плановой медицинской помощи - закупка осуществляется по общему правилу путем выбора соответствующего способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Комиссия Управления отмечает, что вышеуказанное письмо не относится к нормативным правовым актам, однако само по себе это обстоятельство не позволяет отклонить то нормативное обоснование, которое приведено Минфином России и ФАС России в указанном письме. Вышеуказанные выводы подтверждаются постановлением Арбитражного суда Московского округа по делу NА40-117387/2022 от 06.04.2023, в котором отмечено, что само по себе родовысвобождение не свидетельствует об основаниях заключения контракта у единственного поставщика и предполагает получение представления о необходимости предстоящего оказания соответствующей услуги за несколько месяцев до ее предоставления. Из вышеизложенного следует, что в рассматриваемом случае осуществление Заказчиком закупок на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе является неправомерным. Учитывая вышеизложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком при проведении закупок допущено нарушены положения п. 6 ч. 1 ст. 93, ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст.7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Изучив представленные документы и материалы, в соответствии с ч. 15 и ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия Управления 2024-34156 4
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 6 ч. 1 ст. 93, ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Алексеева Члены Комиссии Управления: К.В. Змиевская С.Р. Гаришин Исп.Гаришин С.Р. 2024-34156
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 июля 2024 г. N 077/06/99-9112/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2024