Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителей: ГБУЗ "НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ": Бедина О.Н. (дов.N539 от 03.09.2023), Сучковой Т.В. (дов.N725 от 19.07.2024), ИП Шлыков В.А.: Амелина А.В. (дов.Nб/н от 19.07.2024), рассмотрев жалобу ИП Шлыков В.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по мытью окон и фасадов для нужд ГБУЗ "НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ" в 2024 году (Закупка N 0373200067024000634) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-34429 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России. Рассмотрев представленные документы и сведения Комиссия Управления
установила
следующее. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения в нарушение Закона о контрактной системе. В составе жалобы Заявитель указывает, что в извещении об осуществлении закупки Заказчиком указан не соответствующий закупаемым услугам код по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2) 43.99.90.190 "Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки", в то время как закупаемые услуги соответствуют виду кодов ОКПД2 81.21.10 "Услуги по общей уборке зданий". При этом Заявитель также указывает, что некорректное определение кода ОКПД2 закупаемых услуг повлекло за собой неправомерное неустановление Заказчиком дополнительных требований к участникам закупочной процедуры в соответствии с п.36 приложения "Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приложение) Постановления Правительства N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571).
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. 2024-34429 3 Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки в том числе указано: "2.2 Исполнитель обязуется оказать услуги, указанные в Приложении 1 "Перечень объектов закупки" к настоящему Техническому заданию, согласно, Приложению 6 "Сметная документация" к настоящему Техническому заданию и заявке Заказчика, составленной по форме, указанной в Приложении 5 "Форма заявки" к настоящему Техническому заданию". При этом в Приложении 1 "Перечень объектов закупки" предусмотрено 10 позиций "Мытье фасада нежилого здания", в ряде которых указано "Вид поверхности конструктивного элемента здания: Стеклянные".
Согласно п.2 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Комиссией Управления установлено, что в электронном документе "Расчет НМЦК(Д)" Заказчиком размещена локальная смета закупаемых услуг, в рамках которой указаны следующие виды работ: "Мытье наружной поверхности окон", "Промывка поверхностей фасадов, окрашенных масляными красками - с телескопических вышек".
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Вместе с этим пп."а" п.1 Постановления N2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно Приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными Приложением.
Согласно пп."а" п.3 Постановления N2571 положения Постановления N2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
- позиция Приложения применяется с учетом положений п.3 Постановления N2571 в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей 2024-34429 4 позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок";
- позиции 14, 15 и 36 Приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн.рублей.
Согласно п.36 Приложения при проведении закупочной процедуры объектом которой являются услуги по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий к участникам закупочной процедуры предъявляются дополнительные требования о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий.
Согласно п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 ст.31 Закона контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно п.9 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об 2024-34429 5 осуществлении закупки должно содержать, в том числе, информацию о начальной (максимальной) цене контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы). Комиссией Управления установлено, что, согласно извещению об осуществлении закупки, объектом закупки является оказание услуг по мытью окон и фасадов для нужд ГБУЗ "НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ" в 2024 году, начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 287 357,74 руб., при этом Заказчиком указано на соответствие закупаемых услуг коду ОКПД2 43.99.90.190 "Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки".
Также Комиссией Управления установлено, что в извещении об осуществлении закупки дополнительные требования к участникам закупки, в соответствии ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, Заказчиком не устанавливались.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при выборе в справочнике предметов государственного заказа объекта закупки "Мытье фасада нежилого здания" код ОКПД2 43.99.90.190 "Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки" присваивается таким работам автоматически. В отношении неустановления дополнительных требований к участникам закупки представителем Заказчика пояснений не представлено.
Согласно п.13 ч.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). Вместе с этим, как установлено Комиссией Управления, в рамках закупаемых работ Заказчиком не осуществляются работы по строительству зданий, сооружений, в связи с чем указание в составе извещения кода ОКПД2 43.99.90.190 "Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки" является неправомерным.
Также Комиссия Управления отмечает, что в приложении Б "Примерный перечень услуг профессиональной уборки - клининговых услуг" ГОСТ Р 51870- 2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 51870-2014) в том числе включены следующие работы: "Б.7.
Очистка стеклянных поверхностей и фасадные работы включают в себя:
- мойку доступных окон с использованием ручного инвентаря;
- мойку доступных окон с перемещением предметов, ограничивающих доступ (мебель, цветочные горшки, пр.); 2024-34429 6 - мойку высоко расположенных окон с использованием лестниц, стремянок, подмостей;
- мойку высоко расположенных окон с использованием лесов (инвентарных лесов, передвижных лесов/тур);
- мойку высоко расположенных окон с использованием передвижных автовышек, локтевых подъемников, электрических и гидравлических подъемных платформ;
- мойку высоко расположенных (до 21 м) окон деминерализованной водой;
- мойку не доступных из помещения окон методом промышленного альпинизма;
- мойку витражей, витрин, панорамных стекол и стеклянных перегородок (включая внутреннее пространство) и остекления фасада с использованием ручного инвентаря;
- удаление твердых загрязнений (краска, цементный раствор, наклеенная бумага) с поверхностей фасада и стекол использованием ручного инвентаря;
- очистку фасада на высоте до 2 м с использованием ручного инвентаря;
- очистку фасада с использованием лестниц, стремянок, подмостей;
- очистку фасада с использованием лесов (инвентарных лесов, передвижных лесов /тур);
- очистку фасада (до 21 м) окон деминерализованной водой;
- очистку фасада с использованием передвижных автовышек, локтевых подъемников, электрических и гидравлических подъемных платформ;
- очистку фасада методом промышленного альпинизма;
- очистку внешней пожарной лестницы;
- очистку козырьков над входами в здание;
- очистку вывесок, рекламных щитов;
- мойку маркиз". Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что такие виды работ как "мойка не доступных из помещения окон методом промышленного альпинизма", "мойка фасада" - относятся к услугам по уборке зданий, сооружений, что, как следствие, указывает на обязанность Заказчика установить соответствующие закупаемым услугам дополнительные требования к участникам закупки. Иного на заседании Комиссии Управления не выявлено, документов и сведений о возможности отнесения закупаемых услуг к иной категории работ в ходе заседания не представлено.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.4 ст.31, п.1 ч.1 ст.33, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2024-34429 7 Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шлыков В.А. на действия ГБУЗ "НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.4 ст.31, п.1 ч.1 ст.33, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде г. Москвы) в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ, в течение 3(трех) месяцев с даты его принятия. Председательствующий: Е.А. Миронова
Члены Комиссии: А.А. Матюшенко А.А. Кутейников Исп. Матюшенко А.А., 8(495) 784-75-05 2024-34429
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 июля 2024 г. N 077/06/106-9988/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2024