рассмотрев материалы дела N7-3/484 по обращению заказчика - ФКУ "Дальневосточное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Ошер" (ИНН 9721211974 / КПП 772101001), генеральном директоре/учредителе - Миронова Алекса Вадимовна (ИНН 772427578873) в связи с односторонним отказом от контракта N2324188203212002721025301 / 321 от 27.11.2023 (Реестровый номер контракта 1272102530123000220 ) на поставку костюмов и плащей для сотрудников органов внутренних дел и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ООО "Ошер",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила Постановления N1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее. Контракт N2324188203212002721025301/321 от 27.11.2023 на поставку костюмов и плащей для сотрудников органов внутренних дел между ФКУ "Дальневосточное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" и ООО "Ошер" заключен по результатам проведения электронного аукциона (извещение N0322100001923000301 от 03.11.2023) (далее - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта Поставщик обязуется поставить костюмы и плащи для сотрудников органов внутренних дел (далее - Товар) в соответствии со спецификациями (Приложение N1,2) являющимися неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить поставку Товара.
В соответствии с п. 2.1 контракта поставка Товара со всеми необходимыми документами производится Поставщиком с 09.01.2024 по 11.06.2024 включительно (окончательный срок поставки товара) в адрес обособленного подразделения Заказчика, ДВБХР ФКУ "ДВОУМТС МВД России", расположенного по адресу: 680032, г. Хабаровск, пер. Целинный, 41 (далее - Грузополучатель). Товар может быть поставлен партиями. Цена Контракта составляет 7 396 827 (семь миллионов триста девяносто шесть тысяч восемьсот двадцать семь) руб. 00 коп., НДС не облагается. Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта за исключением случаев, предусмотренных в пункте 6.6. Контракта (п. 6.1 контракта).
Согласно п. 7.1.1, 7.1.2 контракта поставщик обязан поставить Товар на условиях, предусмотренных Контрактом, в том числе по обеспечению с учетом специфики поставляемого Товара её соответствия обязательным требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) Контрактом; доставить и разгрузить Товар в склад Грузополучателя своими силами и средствами. Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением Контракта, в том числе на отдельных этапах его исполнения, без вмешательства в оперативную хозяйственную 2024-8461 2 деятельность Поставщика (п. 7.3.1 контракта). Заказчик вправе требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом (п. 7.4.2 контракта).
В соответствии с п. 8.1, 8.2 контракта в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Поставщик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Согласно п. 12.2 контракта настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, а также Заказчиком в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством. Расторжение Контракта не является основанием для прекращения неисполненных стороной обязательств по выплате штрафных санкций за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Контракту и убытков. Приложением N1 к контракту стороны согласовали спецификацию поставляемых товаров Nп Наименование товара Сведения о Информация в Един. Кол-во Цена за ед. в Сумма в /п товаре соответствии с п. руб.. руб. изм. 10 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N616 1 Костюм ТУ 8572-115- Реестровая запись компл. 300 5 313,38 1 594 ветровлагозащитный темно- 08836809-2010 N 5761\11\2022 014,00 синего цвета для изв. 1,2,3, 4,5 дата внесения в сотрудников органов реестр: 06.03.2023 внутренних дел, имеющих специальные звания внутренней службы (юстиции), тип Б 2 Костюм ТУ 8572-115- Реестровая запись компл. 700 6 005,79 4 204 ветровлагозащитный темно- 08836809-2010 N 5761 \11\2022 053,00 синего цвета для изв. 1, 2, 3, 4, 5 дата внесения в сотрудников органов реестр: 06.03.2023 внутренних дел, имеющих специальные звания полиции, тип А 3 Плащ влагозащитный ТУ 8512-114- Реестровая запись Шт. 300 5 329,20 1 598 темно- синего цвета для 08836809-2010, N 1718\87\2023 760,00 сотрудников органов изв. 1, 2, 3, 4, 5, дата внесения в внутренних дел, имеющих 6 реестр: 05.04.2023 специальные звания полиции, тип А ИТОГО: 7 396 827,00 Приложением N2 к контракту стороны согласовали спецификацию поставляемого товара. Как следует из обращения Заказчика, в соответствии с условиями Контракта поставщик принял на себя обязательства по своевременной поставке костюмов и плащей для сотрудников органов внутренних дел в связи с просрочкой выполнения обязательств по контракту, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от 2024-8461 3 исполнения контракта N2324188203212002721025301/321 от 27.11.2023 (решение от 27.06.2024 NД/6-2814).
В результате изучения материалов дела N7-3/484, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства. Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об 2024-8461 4 одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Письмом исх. от 11.06.2024 NД/6-2554 заказчик уведомил общество о необходимости предоставить информацию о ходе исполнения контракта, в том числе сообщить о планируемой дате исполнения обязательств по поставке товара. 18.06.2024 заказчиком направлено письмо NД/6-2649 с уведомлением о согласии осуществить приёмку товара по окончании срока поставки, предусмотренного п.2.1. государственного контракта, но не позднее 25.06.2024.
В указанный срок обществом в адрес заказчика товар не поставлен.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 27.06.2024 в связи с тем, что обществом допущено существенное нарушение условий контракта. 2024-8461 5 27.06.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения договора опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
Дата по истечению десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта - 07.07.2024.
В десятидневный срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения. 09.07.2024 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут. Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что контракт на поставку костюмов и плащей для сотрудников органов внутренних дел заключен на сумму 7 396 827,00 руб. Стоимость исполненных обязательств ООО "Ошер" составляет - 0 руб.
В соответствии с условиями контракта обществом должен быть поставлен товар сроком с 09.01.2024 по 11.06.2024 включительно (п. 2.1 контракта), однако ООО "Ошер" товар в срок, определенный контрактом не поставлен. При этом Общество, подавая заявку на участие в торгах, ознакомилось с условиями закупки, приняв обязательство по выполнению работ по текущему ремонту эвакуационных выходов. Однако в нарушение указанных условий государственного контракта, Общество в установленный срок работы по контракту не выполнило. Объективных препятствий, не позволяющих в срок, определенный контрактом, исполнить обязательства по контракту, Комиссией Хабаровского УФАС России не установлено.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. 2024-8461 6 Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств. Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта. Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от 2024-8461 7 исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ООО "Ошер", в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Также, Комиссия Хабаровского УФАС России учла, что в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления Исполнителя о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта ООО "Ошер" не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения. Принимая участие в закупке, ООО "Ошер" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 ГК РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами. При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке. Поскольку хозяйствующий субъект ООО "Ошер", обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России принимает решение о включении информации об ООО "Ошер" (ИНН 9721211974 / КПП 772101001), генеральном директоре/учредителе - Миронова Алекса Вадимовна (ИНН 772427578873) в реестр недобросовестных поставщиков.
Также в ходе проведения проверки от ООО "Ошер" в адрес Хабаровского УФАС России пояснений о нарушении условий контракта N2324188203212002721025301 / 321 от 27.11.2023 (Реестровый номер контракта 1272102530123000220) на поставку костюмов и плащей для сотрудников органов внутренних дел, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, не поступало.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Хабаровского УФАС России, 2024-8461 8
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - ФКУ "Дальневосточное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" в отношении ООО "Ошер" (ИНН 9721211974 / КПП 772101001), генерального директора/учредителя - Миронова Алекса Вадимовна (ИНН 772427578873) в связи с односторонним отказом от контракта N2324188203212002721025301/321 от 27.11.2023 (Реестровый номер контракта 1272102530123000220 ) на поставку костюмов и плащей для сотрудников органов внутренних дел, сроком на два года. Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд. Председатель комиссии Л.А. Ильченко Члены комиссии: А.А. Михайлова М.А. Пилипенко Исп.Михайлова А.А. тел.7 (4212) 30-68-93 2024-8461 9
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17 июля 2024 г. N РНП-27-322
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2024