Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя Инспекции:
Члены Инспекции:
в отсутствии представителей:
- от заказчика - ОСФР по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области: о дате, времени и месте рассмотрения рассмотрении внеплановой проверки уведомлены надлежащим образом,
в соответствии с в связи с поступлением информации из ФАС России проведена внеплановая проверка действий заказчика - ОСФР по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (ИНН 2700000313) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку кресло-стульев с санитарным оснащением для обеспечения инвалидов в 2023 году (извещение N0222100000123000115) на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В ходе проведения проверки Инспекцией,
УСТАНОВЛЕНО:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступил перечень закупок технических средств реабилитации извещения о которых размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) в 2023 - 2024 году.
В представленный в ФАС России перечень закупок с признаками нарушения требований Закона о контрактной системе входит электронный аукцион на поставку кресло-стульев с санитарным оснащением для обеспечения инвалидов в 2023 году (извещение N0222100000123000115), что в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе стало основанием для проведения настоящей внеплановой проверки.
В ходе внеплановой проверки установлено, что заказчиком проведен электронный аукцион N 0222100000123000115.
Извещение N 0222100000123000115 о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 29.06.2023.
Объектом закупки является поставка кресло-стульев с санитарным оснащением для обеспечения инвалидов в 2023 году.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 318747,48 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 07.07.2023 в 07:00.
Дата подведения итогов определения поставщика: 10.07.2023.
К участникам закупки установлены следующие требования:
Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе;
Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе;
Ограничения:
- Условие допуска - Постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102);
- Условие допуска - Приказ Минфина России N 126н от 04.06.2018
- Ограничение допуска - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N617).
Преимущества: Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N0222100000123000115 от 10.07.2023 на участие в закупке подана 1 заявка, заявка признана закупочной комиссией соответствующей требованиям извещения о проведении закупки.
21.07.2023 Заказчиком заключен контракт с ООО "ИНВА-ТЕХ" на сумму 318 747,48 рублей.
В ходе проведения внеплановой проверки, в рамках полномочий, предоставленных Закона о контрактной системе, Инспекцией изучены и проверены на соответствие Закона о контрактной системе следующие документы:
- извещение о проведении электронного аукциона;
- приложения к извещению (проект контракта, техническая часть (описание объекта закупки), требования к содержанию и составу заявки);
- протокол, составленный в ходе проведения электронного аукциона.
- заявка участника закупки.
В ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Как следует из п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях реализации части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе приняты, в том числе: Постановление N102; Постановление N617.
Постановлением N102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N1 Постановления N102).
Постановлением N617 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень Постановления N617).
Согласно извещению, объектом закупки является поставка кресло-стульев с санитарным оснащением для обеспечения инвалидов в 2023 году. При этом закупаемый Заказчиком товар является медицинским изделием, что подтверждается требованием Заказчика о предоставлении в составе заявок участников закупки регистрационного удостоверения на медицинское изделие.
В соответствии с извещением объект закупки отнесен Заказчиком к коду ОКПД2 32.50.22.129 "Приспособления ортопедические прочие", который содержится как в Перечне N1 Постановления N102, так и в Перечне Постановления N617.
В извещении Заказчиком одновременно установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением N617 и ограничение допуска в соответствии с Постановлением N102, что является неправомерным в связи со следующим.
Перечень N1 Постановления N102 содержит в себе указание на коды товаров по ОКПД2, а также указание на наименования вида медицинских изделий.
При этом согласно примечанию к Перечню N1 Постановления N102 при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.
Таким образом, при установлении ограничения в соответствии с Постановлением N102 заказчик руководствуется наличием совпадения кода ОКПД 2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия, указанных в Перечне N1.
В данном случае в Перечне N1 Постановления N102 указан как код 32.50.22.129, так и наименование закупаемого Заказчиком товара - кресла-стулья с санитарным оснащением.
Перечень Постановлением N617 содержит код ОКПД2 32.50.22.129 "Приспособления ортопедические прочие".
То есть, Перечень N1 Постановления N102 содержит более уточненный код ОКПД2.
Минпромторг России письмом от 05.06.2020 N 39247/12 "О разъяснении некоторых положений постановлений N616 и N617" по вопросу "пересечения" отдельных кодов ОКПД2 разъяснил, что в целях определения нормативного правового акта, в соответствии с которым необходимо применять соответствующие ограничения, необходимо руководствоваться более "уточненным" кодом.
Следовательно, Постановление N102 применяется при наличии совпадения кода ОКПД2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия с указанными в Перечне N1 Постановления N102.
При этом в случае несовпадения кода ОКПД2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия с указанными в Перечне N1 Постановления N102 применяется Постановление N617.
Указанное подтверждается также письмами Минфина России от 30.03.2020 N 24-03-08/25087, от 17.02.2020 N 24-03-07/10737 и от 15.07.2020 N 24-03-07/61763, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021 N09АП-20608/2021 по делу NА40-235067/2020.
Учитывая, что в данном случае совпадают как наименование вида закупаемого изделия (кресла-стулья с санитарным оснащением), так и код по ОКПД2, Заказчику надлежало установить ограничения только по Постановлению N102.
Установление Заказчиком ограничения по Постановлению N617 является излишним и нарушает положения части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
При этом, так как на момент проведения внеплановой проверки контракт по результатам рассматриваемой закупки заключен, Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии основании для выдачи Заказчику предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика - ОСФР по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области нарушившим требования части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела N 7-3/533 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 23 июля 2024 г. N 176 (ключевые темы: изделия медицинского назначения - государственные и муниципальные нужды - электронный аукцион - товары, происходящих из иностранных государств - внеплановая проверка)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2024