Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Руководитель инспекции:
;
Члены инспекции:
,
(далее - Инспекция)
В присутствии представителей от:
- уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края:;
- заказчика - Краевое государственное казенное учреждение "Управление административными зданиями Правительства Хабаровского края":;
- ООО "Забаланс": о дате, времени, месте уведомлены надлежащим образом, явку представителя не обеспечили,
в связи с поступлением обращения ООО "Забаланс" о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок проведена проверка действий заказчика - Краевое государственное казенное учреждение "Управление административными зданиями Правительства Хабаровского края", уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В ходе проведения проверки Инспекцией,
УСТАНОВЛЕНО:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение ООО "Забаланс", содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика - Краевое государственное казенное учреждение "Управление административными зданиями Правительства Хабаровского края", уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке территории объекта "Имущественный комплекс "Площадь им. В.И. Ленина" (извещение N 0122200002524002384).
Доводы обращения сводятся к нарушению Заказчиком требований Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки.
Уполномоченным органом, Заказчиком представлены мотивированные отзывы,
в соответствии с которыми считают доводы, указанные в обращении, необоснованными.
Указанное в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе послужило основанием для проведения внеплановой проверки действий заказчика.
По результатам рассмотрения документов и сведений, представленных заказчиком, Инспекцией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0122200002524002384 размещено в единой информационной системе в сфере закупок 05.06.2024.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): запрос котировк в электронной форме.
Объект закупки: оказание услуг по уборке территории объекта "Имущественный комплекс "Площадь им. В.И. Ленина".
Начальная (максимальная) цена контракта: 7 469 559,13 рублей.
Изучив доводы обращения, материалы дела N7-3/413, Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода ООО "Забаланс" о включении в один лот технологически и функционально не связанных между собой видов услуг, Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Приложением N3 к извещению о закупке "Техническая часть" (далее - Техническая часть) установлены в том числе следующие виды услуг:
- устранение неровности (выравнивание) поверхности гранитной и фризовой плитки в местах провалов и вспучиваний, образовавшихся вследствие механизированной уборки;
- мойка всех поверхностей большого фонтана, фризовой плитки вокруг фонтана моющими средствами с применением механических и химических методов очистки (при помощи щеток, наждачной шкурки, губки, полировочных паст и т.д.) с удалением высолов и следов от ржавчины, с полным сливом воды;
- окраска поверхности железобетонных урн в цвет, согласованный с заказчиком;
- окраска поверхности опор металлических на высоту до трех метров в цвет, согласованный с Заказчиком;
- окраска поверхности люков металлических в цвет, согласованный с Заказчиком;
- устранение неровности (выравнивание) поверхности бетонной брусчатки в местах провалов и вспучиваний, образовавшихся вследствие механизированной уборки;
- выравнивание бордюра тротуарного гранитного шириной 10 см, смещенного в результате механизированной уборки, за 1 пог.м.;
- и другие.
П. 2.13 приложения к Технической части указано, что Оказание услуг осуществляется Исполнителем в круглосуточном режиме по заявке Заказчика ручным и механизированным способом.
Ручной способ уборки - уборка территорий ручным способом с применением средств малой механизации.
Механизированный способ уборки - уборка территорий с применением специализированной уборочной техники.
Механизированный способ уборки включает в себя: удаление мусора и грязи подметально-уборочной техникой; организация погрузки и вывоза убранного снега.
Мойка поверхностей - влажная уборка с применением специальных средств очистки, ручного и сподручного инструмента, ручной и механизированной техники.
Заявитель указывает, что устранение неровности (выравнивание) поверхности плитки, брусчатки и бордюра и окраска различных поверхностей относятся к ремонтным работам, а не к услугам по уборке.
Представители уполномоченного органа и Заказчика пояснили, что в случае если после прохождения уборочной техники образовались провалы, вспучивания плитки, сдвиг бордюра, в описание объекта закупки включены виды работ, предусматривающие устранение неровностей (выравнивания) поверхности гранитной и фризовой плитки, бетонной брусчатки в местах провалов и вспучиваний, а также выравнивание бордюра (фигурного гранитного, тротуарного гранитного, у проезжей части бетонного и гранитного) которые могут образоваться вследствие механизированной уборки.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.11.2014 N 1554-с утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51870-2014 "Услуги профессиональной уборкиклининговые услуги. Общие технические условия" (далее - Стандарт, ГОСТ 51870-2014).
Указанный стандарт устанавливает общие технические условия к предоставлению услуг профессиональной уборки - клининговых услуг на объектах недвижимости, территориях, транспортных средствах, а также требования безопасности клининговых услуг для жизни и здоровья потребителей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.
Согласно п. 3.2 ГОСТ 51870-2014 услуги профессиональной уборки -клининговые услуги представляют собой деятельность по поддержанию, сохранению и восстановлению эстетических и эксплуатационных свойств различных поверхностей объектов недвижимости, территорий, транспорта, удалению загрязнений и поддержанию санитарного состояния объектов в соответствии с потребностями потребителей услуг.
Уход за металлическими поверхностями предусматривает в том числе следующий технологический процесс: нанесение и снятие защитных покрытий и лаков(п. 5.11. ГОСТ).
После проведения процессов нанесения защитных пленок и лаков на твердые покрытия на поверхности должен образоваться равномерный стойкий к истиранию блестящий или матовый не скользкий слой с низкой загрязняемостью и грязеудержанием. Не допускается образования пятен от впитывания лака, вуалирования, наплывов, кратеров, оспин, пузырей, отлипа, вспучивания, белесоватости, проплешин, растрескивания, сморщивания, отслаивания (п. 7.2.10 ГОСТ).
Уборка и обслуживание прилегающих территорий включает в себя: восстановление (замена) утраченных либо поврежденных в результате проведения уборочных работ или по каким либо другим причинам ограждений (п. Б.9 ГОСТ).
Согласно пп. 22.1 и 23.1 Технической части исполнителем в ходе оказания услуг по уборке должна быть осуществлена мойка всех поверхностей большого и малого фонтана, фризовой плитки вокруг фонтана моющими средствами с применением механических и химических методов очистки (при помощи щеток, наждачной шкурки, губки, полировочных паст и т.д.) с удалением высолов и следов от ржавчины, с полным сливом воды.
Как пояснили представители уполномоченного органа и Заказчика без слива воды мойку поверхностей большого и малого фонтана осуществить невозможно.
Имущественный комплекс "Площадь им. В.И. Ленина" находится в Центральном районе, между улицами по периметру Пушкина, МуравьёваАмурского и Гоголя, в связи с чем вид услуг, указанный в п. 3.1 Технической части по механизированной уборке, подметанию, в том числе от снега, территории пешеходной зоны (бетонная брусчатка, асфальтобетонное покрытие), проезжей части обусловлен необходимостью мойки всей ширины проезжей части площади, а также необходимостью поддержания ее в надлежащем санитарном состоянии.
Также указанное условие подтверждает, что услуги по уборке оказываются на единой территории.
Таким образом, включение оспариваемых положений Технической части обусловлено санитарным содержанием (уборка, поддержание) объектов, указанных в Технической части и приложении к ней, и не предусматривает создание новых объектов благоустройства, в том числе их ремонт или капитальный ремонт.
2. Довод Заявителя о включении в описание объекта лицензируемых и нелицензируемых услуг признается необоснованным ввиду следующего.
Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) ряд работ может выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения).
Технической частью предусмотрены такие виды услуг как организация погрузки и вывоза убранного снега, уборка мусора с территории площади, со сбором и упаковкой мусора в мешки, складированием в отведенное Заказчиком место, организация погрузки и вывоза собранного мусора.
Согласно п. 4.3.5 проекта контракта Исполнитель вправе привлекать к выполнению настоящего контракта соисполнителей.
Исходя из вышеуказанного следует, что включение видов услуг, для выполнения которых требуется наличие специальной правоспособности (лицензии), которые составляют не основной объем оказываемых услуг, а также которые могут оказываться посредством привлечения соисполнителей, обладающих соответствующей лицензией, включение в один лот лицензируемых с нелицензируемыми видами деятельности в данном случае не нарушает требований Закона о контрактной системе.
3. Относительно довода о том, что условия договора не позволяют определить требуемые для оказания услуг ресурсы Инспекция Хабаровского УФАС России поясняет следующее.
В соответствии с ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги.
Согласно п. 2.2 и п. 2.3 приложения к Технической части услуги оказываются по заявке Заказчика.
Для получения заявки Исполнитель любыми средствами связи с 20 по 25 число каждого месяца приглашается Заказчиком в учреждение по адресу: г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 56. Заявка содержит место, виды, объемы, сроки оказываемых услуг на следующий месяц. Заявка подписывается уполномоченными представителями Заказчика и Исполнителя. Заявка может корректироваться по соглашению Сторон. О корректировке заявки Стороны своевременно уведомляют друг друга. После согласования заявки Исполнитель приступает к оказанию услуг по уборке территории объекта "Имущественный комплекс "Площадь им. В.И. Ленина". Отказ от получения заявки расценивается как отказ от оказания услуг.
Инспекция Хабаровского УФАС России, проанализировав положения Технической части, приходит к выводу о ее соответствии требованиям Закона о контрактной системе.
Доводы о невозможности определить требуемые для оказания услуг ресурсы опровергаются вышеупомянутыми положениями Технической части в которых указано, что заявка составляется на следующий месяц, что позволяет Исполнителю надлежащим образом организовать ее исполнение.
4. Доводы Заявителя о том, что схема участков (Приложение 1 к Технической части), размещенная в составе извещения, составлена на основании устаревших данных, так как на схеме не указаны расположенные на площади торговые объекты (NAZA и СКА) признается необоснованным Инспекцией Хабаровского УФАС России.
Представители уполномоченного органа и Заказчика пояснили, что при определении места оказания услуг заказчиком исключены площади территорий, занятых строениями (СКА и NAZA), не подлежащие уборке и оплате.
Таким образом, положения Технического задания в данной части не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
5. Относительно доводов ООО "Забаланс" о соблюдении законодательства при формировании начальной (максимальной) цены контракта Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к следующему выводу.
Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу п. 8 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
При таких обстоятельствах контроль за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта не относится к компетенции Хабаровского УФАС России, в связи с чем Инспекция Хабаровского УФАС России принимает решение о передаче обращения в части доводов, касающихся формировании начальной (максимальной) цены контракта в Комитет государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края для рассмотрения по существу.
Исходя из вышеизложенного Инспекция Хабаровского УФАС России не усматривает в действиях уполномоченного органа, Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, учитывая, что в обращении ООО "Забаланс" содержатся сведения о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Инспекцией Хабаровского УФАС России принято решение передать указанные сведения в отдел контроля органов власти Хабаровского УФАС России для принятия решения о наличии/отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция
РЕШИЛА:
1. В действиях заказчика - Краевое государственное казенное учреждение "Управление административными зданиями Правительства Хабаровского края", уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке территории объекта "Имущественный комплекс "Площадь им. В.И. Ленина" (извещение N 0122200002524002384) отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
2. Обращение ООО "Забаланс" на действия заказчика - Краевое государственное казенное учреждение "Управление административными зданиями Правительства Хабаровского края", уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке территории объекта "Имущественный комплекс "Площадь им. В.И. Ленина" (извещение N 0122200002524002384) в части доводов, касающихся соблюдения законодательства при формировании начальной (максимальной) цены контракта передать в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля для рассмотрения в пределах компетенции.
3. Обращение ООО "Забаланс" на действия заказчика - Краевое государственное казенное учреждение "Управление административными зданиями Правительства Хабаровского края", уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке территории объекта "Имущественный комплекс "Площадь им. В.И. Ленина" (извещение N 0122200002524002384) в части доводов, касающихся соблюдения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" передать в отдел контроля органов власти Хабаровского УФАС России для рассмотрения в пределах компетенции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в трехмесячный срок со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 23 июля 2024 г. N 187 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - уборка территории - контрактная система в сфере закупок - имущественный комплекс - административное здание)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2024