Резолютивная часть решения оглашена "17" июля 2024 г.
В полном объеме решение изготовлено "19" июля 2024 г.
г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)
при участии посредством видеоконференц-связи представителей
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N141" Федерального медико-биологического агентства (далее - Заказчик): ***** (по доверенности),
представители ООО "Декстра" (далее - Победитель, Общество) на заседание не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, (далее - Правила), обращение Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) информацию об Исполнителе, а также проведя внеплановую проверку соблюдения Заказчиком законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проверку соблюдения Заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в Реестр,
УСТАНОВИЛА:
1. 27.12.2024 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий для нужд ФБУЗ ЦМСЧ N 141 ФМБА России в 2024 году (извещение 27.12.2024 N N 0336100008323000134); начальная (максимальная) цена контракта составила 999 800,00 рублей (далее - Аукцион).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.01.2024 N ИЭА2, подано 3 заявки на участие в закупке, все признаны соответствующими требованиям, победителем определен Исполнитель.
15.02.2024 заключен контракт N 1691601150924000049 на поставку медицинских изделий для нужд ФБУЗ ЦМСЧ N 141 ФМБА России в 2024 году; с ценой контракта 999 800,00 руб. (далее - Контракт).
15.07.2024 Заказчик обратился в Тверское УФАС России с заявлением о включении информации об Исполнителе в Реестр в связи с односторонним расторжением контракта по причине неоднократного нарушения сроков поставки.
2. Установлено, что 02.07.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (дата вступления в силу - 15.07.2024). В обоснование такого решения заказчик сослался на не поставку товара Обществом, что не соответствует пункту 5.1 Контракта.
3. Представители Общества на заседание Комиссии не явились, письменных пояснений не представили.
4. Заказчик в обоснование своей позиции ссылается на следующие обстоятельства.
Поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Договора, поставка осуществляется транспортом поставщика с даты заключения договора г. по 15.12.2024 г. по заявкам заказчика. Поставка товара осуществляется в течение 7 дней с момента поступления заявки от Заказчика (пункт 5.1. Договора).
Поставщиком неоднократно нарушались сроки поставки Товара, предусмотренные пунктом 5.1. Договора.
Так, 05.06.2024 года в адрес Поставщика была направлена Заявка N 1 от 05.06.2024 года, в соответствии с которой поставке подлежал товар в количестве 19000 пар, на общую сумму 36 000,00 (Тридцать шесть тысяч рублей 00 копеек).
С учетом пункта 5.1. Договора поставка должна быть осуществлена в течение 7 дней с момента поступления заявки от Заказчика.
По состоянию на 02.07.2024 года поставка перчаток в количестве 19000 пар на общую сумму 36 000,00 (Тридцать шесть тысяч рублей 00 копеек) не осуществлена.
17.06.2024 года в адрес Поставщика была направлена Заявка N б/н от 17.06.2024 года, в соответствии с которой поставке подлежал товар в количестве 13 000 пар, на общую сумму 585 740,00 (Пятьсот восемьдесят пять тысяч семьсот сорок рублей 00 копеек).
С учетом пункта 5.1. Договора поставка должна быть осуществлена в течение 7 дней с момента поступления заявки от Заказчика.
По состоянию на 02.07.2024 года поставка перчаток в количестве 13 000 пар, на общую сумму 585 740,00 (Пятьсот восемьдесят пять тысяч семьсот сорок рублей 00 копеек) не осуществлена.
Согласно претензионной работе срок исполнения обязательств со стороны Общества истек 01.07.2024, но данный срок поставщик проигнорировал, прислав письмо 10.07.2024 о невозможности поставить товар и переделать заявку заказчика на другой товар.
5. Комиссия, изучив собранные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.
"15" февраля 2024 года между Заказчиком и Обществом был заключен контракт на поставку медицинских изделий для нужд ФБУЗ ЦМСЧ N 141 ФМБА России в 2024 году реестровый номер контракта 1691601150924000049 (далее -Контракт).
В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Договором, осуществить поставку медицинских изделий (код ОКПД - 22.19.60.119) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар (пункт 1.1. Контракт).
Номенклатура Товара и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели - Техническими требованиями (приложение N 2 к Контракту) (пункт 1.2. Контракта).
Поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, поставка осуществляется транспортом поставщика с даты заключения договора по 15.12.2024 г. по заявкам заказчика. Поставка товара осуществляется в течение 7 дней с момента поступления заявки от Заказчика (пункт 5.1. Контракта).
Необходимо отметить, что Заказчиком принят и оплачен товар на сумму 405 000, 00 рублей по ранее направленным заявкам.
Вместе с тем, поставщиком неоднократно нарушались сроки поставки Товара, предусмотренные пунктом 5.1. Контракта.
Так, 05.06.2024 года в адрес Поставщика была направлена Заявка N 1 от 05.06.2024 года, в соответствии с которой поставке подлежал товар в количестве 19000 пар, на общую сумму 36 000,00 (Тридцать шесть тысяч рублей 00 копеек).
С учетом пункта 5.1. Контракта поставка должна быть осуществлена в течение 7 дней с момента поступления заявки от Заказчика.
По состоянию на 02.07.2024 года поставка перчаток в количестве 19000 пар на общую сумму 36 000,00 (Тридцать шесть тысяч рублей 00 копеек) не осуществлена.
17.06.2024 года в адрес Поставщика была направлена Заявка N б/н от 17.06.2024 года, в соответствии с которой поставке подлежал товар в количестве 13 000 пар, на общую сумму 585 740,00 (Пятьсот восемьдесят пять тысяч семьсот сорок рублей 00 копеек).
С учетом пункта 5.1. Контракта поставка должна быть осуществлена в течение 7 дней с момента поступления заявки от Заказчика.
По состоянию на 02.07.2024 года поставка перчаток в количестве 13 000 пар, на общую сумму 585 740,00 (Пятьсот восемьдесят пять тысяч семьсот сорок рублей 00 копеек) не осуществлена.
10.07.2024 Поставщиком в адрес Заказчика направлено информационное письмо исх. N 22/3 от 10.07.2024 в котором Поставщик указал, что настоящим сообщаем, что по заявкам от 06.05.2024 г. и 06.06.2024 г, сделанными аптечным складом на (перчатки смотровые нитриловые по цене, 9,00 рублей) исполнены в полном объеме.
В соответствии с частью 14 Федерального закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
На основании изложенного просим отменить решение об одностороннем отказе.
Кроме того, предлагаем пересмотреть заявку от 17.06.2024 г (перчатки смотровые нитриловые с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев по цене, 20,80 рублей) на иной товар, предусмотренный контрактом, например, перчатки нитриловые по 9,00 рублей.
Такой пересмотр заявки позволит медицинскому учреждению сэкономить дополнительные денежные средства, а также уменьшит риск дефицита медицинских перчаток в учреждении.
Также обращаем Ваше внимание, что в настоящее время отсутствуют исследования, подтверждающие тот факт, что перфорация в виде колец на пальцах имеет какое-либо дополнительное положительное воздействие на руки персонала по сравнению с перчаткой, на которой отсутствует такая перфорация.
Дополнительно сообщаем, что готовы осуществить поставку перчаток нитриловых в самые короткие сроки.
В соответствии с частью 7 статьи 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона о контрактной системе) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
В указанном информационном письме не представлено доказательств того, что предлагаемый к замене товар имеет улучшенные характеристики, кроме того, цена предлагаемой замены значительно ниже, цены товара соответствующего характеристикам указанным в СПЕЦИФИКАЦИИ к контракту, что позволяет Комиссии предположить, то, что предложенный, как альтернатива товар, не имеет улучшенные характеристики.
Таким образом у Заказчика отсутствовали основания для отмены принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поставщик, заключая настоящий Контракт, ознакомился с извещением о проведении закупки и приложениями к нему, выразил согласие на поставку товара определенного спецификацией, однако обязательства свои не исполнил в полном объеме и в регламентированные сроки.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, самостоятельно совершая определенные действия, в частности непосредственно заключая контракт на условиях оказываемой услуги как в рассматриваемом случае, участник закупки действует самостоятельно и добровольно на свой предпринимательский риск, при этом участник обязан предполагать возможные последствия своих действий и нести риски.
6. Осуществив проверку соблюдения Заказчиком порядка расторжения в одностороннем порядке Контракта, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, внеплановую проверку соблюдения заказчиком, комиссией заказчика законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия нарушений не выявила.
Так, 02.07.2024 в связи с неисполнением Поставщиком условий Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое размещено на официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с пунктом 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления является 02.07.2024; датой вступления в силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является 15.07.2024.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Материалами дела не подтверждено наличие оснований, установленных пунктом 15 Правил.
При этом Комиссия отмечает, что включение в Реестр является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. Одним из последствий такого включения может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В силу статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 10 ГК РФ участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно.
Материалами дела установлен факт существенного нарушения Обществом принятых на себя обязательств по контракту, а именно: неоднократное нарушение сроков поставки товара, а также то обстоятельство, что Заказчик в конечном итоге был лишен того, на что он рассчитывал при заключении Контракта, Комиссия Тверского УФАС России приходит к выводу о допущенной Обществом недобросовестности, а потому считает в настоящем случае целесообразным применение к Подрядчику мер публично-правовой ответственности в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Общество явку представителей не обеспечило, не представило Комиссии письменные пояснения о причинах ненадлежащего исполнения им условий контракта.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, подпунктом "б" пункта 13 Правил, пунктом 7.10 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15,
РЕШИЛА:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года информацию об ООО "Декстра" (620142, Свердловская область, г. о. Екатеринбург, ул. Чайковского, д. 56, помещ. 48, ИНН 6679168276), о генеральном директоре Никояне Азате Геворговиче (ИНН 668509067448) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
2. Датой включения сведений в РНП считать дату размещения информации в ЕИС.
3. Признать неустановленными нарушения требований Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и его Аукционной комиссии.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его изготовления может быть обжаловано в Арбитражный суд Тверской области, находящийся по адресу: 170100 г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, д. 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 23 июля 2024 г. N 069/10/104-962/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2024