Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
<_> - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления,
<_> - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
<_> - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителя заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Новгородская областная клиническая больница" - <_> (доверенность N б/н от 23.07.2022);
уполномоченное учреждение - Государственное областное казенное учреждение "Медицинский центр мобрезерва "Резерв", надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения, заявил ходатайство о проведении заседания Комиссии без участия представителей со стороны уполномоченного учреждения;
податель жалобы - Индивидуальный предприниматель <_> надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения, своих представителей не направил, каких-либо ходатайств не заявлял,
рассмотрев жалобу участника закупки - Индивидуального предпринимателя <_> на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Новгородская областная клиническая больница" (173008, г. Великий Новгород, ул. Павла Левитта, д. 14; далее - ГОБУЗ "НОКБ") при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением - Государственным областным казенным учреждением "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (173020, Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24; далее - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ") закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий: устройств для сшивания, извещение N 0850200000424001425 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,
УСТАНОВИЛА:
11.07.2024 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - Индивидуального предпринимателя <_> на действия заказчика - ГОБУЗ "НОКБ" при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ" закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий: устройств для сшивания, извещение N 0850200000424001425 о проведении которого было размещено на официальном сайте 10.07.2024 (вх. N 4993-ЭП/24 от 11.07.2024 Новгородского УФАС России; далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
Согласно извещению о закупке, поставляемая продукция должна иметь определенного производителя, а именно "БИ.ДЖЕЙ.Ж.ЭФ Пантер Медикал Эквипмент Ко. Лтд" (Китай).
Так в описании объекта закупки заказчиком заявлено следующее требование: "Полная совместимость с эндоскопическими линейными сшивающе-режущими аппаратами Panther, серии СЕАА, СЕАВ, СЕАС (30, 45, 60), имеющимися у Заказчика, и позицией "Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования", приобретаемой в данной закупке, подтвержденная письмом производителя сшивающих аппаратов".
Однако по заявленным характеристикам к поставке подходят изделия мировых производителей в лице Covidien и Johnson and Johnson, которые присутствуют на российском рынке десятки лет и изделия которых используются всеми ЛПУ.
В итоге заказчик лишил возможности других поставщиков осуществить поставку подходящего по характеристикам товара другого производителя.
Заказчиком не представлено доказательств необходимости указания данного дополнительного требования к медицинским изделиям. Указанное требование существенно сужает круг потенциальных участников закупки, что негативно сказывается на расходовании средств заказчика поскольку снижает вероятность падения начальной максимальной цены контракта.
Таким образом, значимость установления данного параметра в части необходимой совместимости заказчиком не доказано, ввиду чего подобное описание объекта закупки является неправомерным.
На основании изложенного податель Жалобы просит признать в действиях заказчика нарушение Закона о контрактной системе и выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Согласно представленным ГОБУЗ "НОКБ" возражениям на Жалобу (вх. 5177/24 от 17.07.2024 Новгородского УФАС России) ее доводы заказчик считает необоснованными, а Жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
Закупка осуществляется в отношении по позиции 1 "Сменная кассета со скобками и лезвием к эндоскопическому сшивающе-режущему аппарату" полностью совместима с позицией 4 "Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования" (подтверждается письмом производителя сшивающих аппаратов), а также имеет полную совместимость с эндоскопическими линейными сшивающе-режущими аппаратами, имеющимися у заказчика; по позиции 2 "Сменная кассета со скобками и лезвием к эндоскопическому сшивающе-режущему аппарату" полностью совместим с позицией 4 "Степлер эндоскопический ручной режущий эндоскопический, одноразового использования", приобретаемой в данной закупке, подтвержденная письмом производителя сшивающих аппаратов, а также имеет полную совместимость с эндоскопическими линейными сшивающее-режущими аппаратами, имеющимися у заказчика.
Таким образом, включенные в состав закупки товары имеют одну область применения, единое однородное целевое назначение, обусловленное технологической взаимосвязью таких товаров.
Включение в один лот указанных изделий обусловлено технологической функциональной взаимосвязью, включенных в состав закупки товаров и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
При описании объектов закупки заказчик руководствовался имеющимся у него оборудованием, опытом использования закупаемых товаров. Установленные характеристики товара обусловлены клинико-технической необходимостью. Установленные заказчиком требования направлены на обеспечение оказания качественной медицинской помощи населению с учетом организации эффективной работы учреждения.
Законом о контрактной системе установлен приоритет потребностей заказчика при описании объекта закупки в целях обеспечения эффективности и результативности закупки.
Заказчик вправе самостоятельно определять свои потребности и описывать объект закупки в соответствии с ними.
На основании вышеизложенного, считаем, что нарушения Закона о контрактной системе заказчиком при описании объекта закупки в извещении о закупки нет, а жалоба на положения аукционной документации к аукциону необоснованная.
На заседании Комиссии представитель заказчика поддержал указанные возражения на жалобу в полном объеме.
Согласно пояснениям ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ" (вх. 5066-ЭП/24 от 15.07.2024 Новгородского УФАС России), порядок взаимодействия полномочии по разработке и утверждению извещения о проведении закупки (в том числе требования к товару, обоснование начальной (максимальной) цены контракта) осуществляет заказчик. Уполномоченное учреждение разрабатывает и утверждает извещение о закупке (а также принимает решение о внесении изменений в извещение) только в части установления сроков и места подачи заявок, сроков окончания рассмотрения заявок на участие в закупке и подведения итогов определения поставщика, порядка предоставления разъяснений положений извещения.
По проведению процедуры определения поставщика 12.07.2024 по решению заказчика внесены изменения.
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В июле 2024 года заказчиком - ГОБУЗ "НОКБ" совместно с уполномоченным учреждением - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ" осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий: устройств для сшивания.
Извещение было утверждено начальником отдела государственных закупок ГОБУЗ "НОКБ" <_> (далее - Извещение).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки приведено в Извещении в структурированном виде.
По закупаемым позициям 1 и 2 (Сменная кассета о скобками и лезвием к эндоскопическому сшивающее-режущему аппарату) заказчиком установлено требование "Полная совместимость с эндоскопическими линейными сшивающе-режущими аппаратами Panther, серии СЕАА, СЕАВ, СЕАС (30, 45, 60), имеющимися у Заказчика, и позицией "Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования", приобретаемой в данной закупке, подтвержденная письмом производителя сшивающих аппаратов".
Таким образом, указание на товарный знак осуществлены заказчиком правомерно с учетом положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом доказательства, что изделия других производителей, присутствующих на российском рынке, не совместимы с закупаемыми позициями 3 и 4 (Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования) материалы Жалобы не содержат.
В то время как в приложенных к извещению документах на официальном сайте содержится письмо производителя о совместимости (приложение N 1.2 к описанию объекта закупки) следующего содержания.
"БИ.ДЖЕЙ.Ж.ЭФ Пантер Медикал Эквипмент Ко. Лтд" (Китай) являющийся разработчиком и производителем изделий медицинского назначения:
- Степлеры сшивающие хирургические серий SSAB, FLSLF, CEAA, CEAB, CEAC, CAAB, PEAS, PEAM, PEAL
Информирует, что данные инструменты разрабатывались и тестировались при использовании расходных материалов производства "БИ.ДЖЕЙ.Ж.ЭФ Пантер Медикал Эквипмент Ко. Лтд" и могут использоваться только с соответствующими им кассетами производства "БИ.ДЖЕЙ.Ж.ЭФ Пантер Медикал Эквипмент Ко. Лтд", а именно сменными кассетами со скобками серий SADB, FLSLH, CADA, CADC, CADD, CADE, CADF,CAZB, что указано в инструкции к указанным аппаратам, которые имеют специальную конструкцию для правильной и безопасной работы.
"БИ.ДЖЕЙ.Ж.ЭФ Пантер Медикал Эквипмент Ко. Лтд" не гарантирует штатную и безопасную работу указанных выше инструментов с расходными материалами других производителей и снимает с себя ответственность в результате некорректной работы хирургических инструментов. Использование нерегламентированных расходных материалов связано с риском отказа аппарата, его неправильной работой и телесными повреждениями".
Вместе с тем, заказчик требования к производителю закупаемых медицинских изделий не устанавливает, а лишь, реализуя свое право предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 33 указывает на товарный знак медицинского оборудования, с которым должны взаимодействовать и быть совместимы закупаемые товары.
При этом, формирование объекта закупки является правом заказчика, который не должен нарушать запрет, предусмотренный статьей 33 Закона о контрактной системе в части установления требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчика, уполномоченного учреждения и его аукционной комиссии в результате проведения внеплановой проверки рассматриваемой закупки Комиссией не установлено.
Руководствуясь статьями 33, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу участника закупки - Индивидуального предпринимателя <_> на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Новгородская областная клиническая больница" (173008, г. Великий Новгород, ул. Павла Левитта, д. 14) при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением - Государственным областным казенным учреждением "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (173020, Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий: устройств для сшивания, извещение N 0850200000424001425 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.07.2024, необоснованной.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 18 июля 2024 г. N 053/06/33-412/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2024