Резолютивная часть решения оглашена "22" июля 2024 года.
В полном объеме решение изготовлено "25" июля 2024 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:...
в присутствии представителей:
государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер" (далее - ГБУЗ "ТООКД", Заказчик) - ...,
ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" (далее - Заявитель, Общество) - ...,
в отсутствие представителей министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (далее - Уполномоченный орган),
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "РЕСЕССАНС-МЕД" на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер" при проведении электронного аукциона N0164200001924002275 на поставку сшивающих аппаратов и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области 05.07.2024 на сайте единой информационной системы в сфере закупок опубликовало извещение N 0164200001924002275 о проведении электронного аукциона на поставку сшивающих аппаратов.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 497 673,66 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 16.07.2024 в 07:00 часов.
Заявитель, считая извещение о проведении электронного аукциона несоответствующим требованиям законодательства о контрактной системе, обратился с жалобой в Тамбовское УФАС России.
Заказчик, Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в ее удовлетворении.
Рассмотрение жалобы назначено на 19.07.2024. После объявленного перерыва рассмотрение продолжено 22.07.2024.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы Заявителя, письменные пояснения Заказчика, Уполномоченного органа, заслушав представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в извещении об осуществлении закупки требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения извещения о закупке не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
Установлено, что при описании объекта закупки в рассматриваемом извещении Заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Согласно извещению об осуществлении закупки Заказчику необходимо приобрести сшивающие аппараты.
Требование к товару (Описание объекта закупки) размещено Заказчиком отдельным файлом.
1. Заявитель указывает, что по позиции 1 Описания объекта закупки поставка товара ограничена единственным производителем Touchstone International Medical Science Co. В настоящее время это единственный производитель, у которого степлер имеет загрузочное устройство.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод жалобы, приходит к следующему выводу.
По позиции 1 Описания объекта закупки к поставке требуется "Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования", у которого, в числе прочих характеристик, указано о необходимости наличия загрузочного устройства.
Согласно письменным и устным пояснениям Заказчика под совокупность требований, установленных по позиции 1 Описания объекта закупки "Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования" подпадает товар 2-х производителей: "Тачстоун Интернешнл Медикал Сайенс Ко., Лтд." КНР и "Мэрил Эндо Серджери Прайвит Лимитед", Индия. В подтверждение указанного Заказчиком представлена сравнительная таблица, копия регистрационного удостоверения на медицинское изделие от 19.03.2024 NРУ 2024/22234, копия инструкции по применению.
Комиссия Тамбовского УФАС России по информации, размещенной в реестре медицинских изделий на официальном сайте Росздравнадзора относительно изделия производства Мэрил Эндо Серджери Прайвит Лимитед ( Индия), установила, что согласно инструкции по применению для медицинского изделия степлер линейный эндоскопический сшивающе-режущий со сменными кассетами со скобками, одноразовый, стерильный (стр. 86) у медицинского изделия имеется загрузочное устройство. Обратное Заявителем не доказано.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что рассмотренный довод Заявителя не подтвердился.
2. Заявитель указывает, что по позициям 2-5 Описания объекта Заказчиком неправомерно объединена закупка степлеров и кассет. Ни один из имеющихся на рынке производителей не может предоставить комплектность степлеров с количеством указанных картриджей, в связи с этим поставщику необходимо покупать картриджи отдельно.
Рассмотрев указанный довод жалобы, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о его необоснованности.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что, когда в одном лоте объединены разные товары, работы или услуги, наличие функциональной и технологической связи определяется общей сферой применения товаров, их целевым назначением, достижением единой цели. Например, необходимостью в использовании оборудования как единого комплекса, в качестве единой технологической цепочки; направленностью на предотвращение несовместимости и ненадлежащей работы комплекса оборудования; товары являются однородными по своему потребительскому назначению, что предполагает их аналогичность и взаимозаменяемость; в связи с этим их объединение в один лот допустимо и не влечет ущемления прав и законных интересов участников закупки; между товарами существует функциональная связь, обусловленная достижением одной цели, максимального результата.
Представители Заказчика пояснили, что все закупаемые товары предназначаются для выполнения разных хирургических оперативных манипуляций в процессе одной операции. Объединение закупаемых товаров в один лот связано с целью своевременной, комплексной поставки требуемых товаров для оказания бесперебойной медицинской помощи при проведении хирургических оперативных вмешательств. Заказчиком представлена информация, согласно которой на рынке медицинских изделий имеются производители, у которых в комплектность входят сменные картриджи, в количестве необходимом Заказчику (РУ РЗН 2023/20103, РУ 2024/22234, РУ РЗН 2023/20101, РУ РЗН 2021/14965, РУ РЗН 2023/20094).
Необходимо отметить, что, заказчики не ограничены в правомочиях формулировать объект закупки исходя из собственной потребности, которую они определяют самостоятельно, с учетом норм Закона о контрактной системе. При этом, повышенные требования к описанию объекта закупки также могут являться отражением потребности Заказчика в оказании медицинских услуг лучшего качества.
Основной задачей законодательства устанавливающего порядок проведения закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, является не только обеспечение максимального числа участников, но и в том числе выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям государственных заказчиков в товарах.
Разрабатывая описание объекта закупки и устанавливая требования к техническим и функциональным свойствам товара, Заказчик исходил сугубо из своих потребностей в целях эффективного и целевого расходования бюджетных средств, а также эффективного оказания медицинской помощи пациентам.
В данном случае в рамках формирования извещения ГБУЗ "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер" руководствовалось существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности; Заказчик учитывал необходимость конечного результата - обеспечение лечебного учреждения необходимыми медицинскими изделиями для оказания качественной медицинской помощи гражданам и обеспечения непрерывного лечебного процесса.
Более того, предметом электронного аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара. Поставщиком медицинских изделий может выступить любое физическое или юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям извещения о закупке и удовлетворяющее потребности Заказчика.
При установлении признаков нарушения Закона о контрактной системе имеет значение не тот факт, что один или несколько производителей производят соответствующий товар, а возможность участников торгов осуществить его поставку.
Кроме того, Комиссия Тамбовского УФАС России, проанализировав нормы действующего законодательства, установила следующее.
В пункте 1 Постановления Правительства РФ N 620 определены требования к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласно которому при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на акупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 620 установлено, что указанное в пункте 1 настоящего постановления требование не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий.
Комиссия Тамбовского УФАС России, проанализировав извещение, установила, что все объединенные в рамках рассматриваемой закупки товары имеют общее функциональное назначение.
Кроме того, заказчиком пояснено, что перечень медицинских изделий, предлагаемый к поставке, является составным единого процесса хирургического вмешательства, которые не могут быть использованы друг без друга.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что общий функционал и использование в одном технологическом процессе медицинских изделий свидетельствует о наличии функционально-технологической связи между закупаемыми изделиями, ввиду чего, объединение в один лот закупаемые медицинские изделия не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Также, Заявителем не представлено доказательств невозможности участия в аукционе и поставки товара в соответствии с требованиями извещения о закупке.
3. В ходе проведения внеплановой проверки выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту н) пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила государственной регистрации медицинских изделий на территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N1416 (далее - Правила N1416).
Согласно пункту 6 Правил N1416 документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что в п.8 Информационного паспорта рассматриваемой закупки Заказчиком установлено требование о наличии документов, подтверждающие соответствие поставляемого товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно, наличие регистрационного удостоверения на медицинское изделие.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Подпунктом а) пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Согласно подпункту а) пункта 1 части 5 статьи 49 закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.07.2024 комиссия по осуществлению закупок Заказчика признала соответствующей требованиям извещения о проведении аукциона единственную заявку N1.
Комиссия Тамбовского УФАС России не согласна с выводом комиссии по осуществлению закупок Заказчика в отношении указанной заявки по следующему основанию.
Согласно сведениям заявки N 1 по позиции N3 участником закупки к поставке предложено медицинское изделие "Степлер хирургический линейный, производитель Рич Сёрджикал, Инк.", Китай, РУ N РЗН 2020/10662". В составе заявки по данной позиции участником представлено РУ N РЗН 2020/10662. Также, участником закупки по позиции N3 указано о наличии сменных картриджей в количестве 4 и 10 штук.
Согласно информации, размещенной на сайте Росздравнадзора, предложенный участником закупки степлер (РУ N РЗН 2020/10662) в своей комплектности не имеет сменных картриджей, картриджи поставляются отдельно.
Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что картриджи одноразовые со скобами к степлерам хирургическим, производства Рич Сёрджикал, Инк, поставляются отдельно и имеют регистрационное удостоверение NРЗН 2020/10104.
Однако, участником закупки N1 не представлено в составе заявки копии действующего регистрационного удостоверения на сменные картриджи, как того требовало извещение о закупке. В связи с этим, данная заявка подлежала отклонению.
Рассмотренные действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика нарушают требования пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" необоснованной.
2. Признать комиссию по осуществлению закупок государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер" нарушившей п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер", его комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки (АО "Единая электронная торговая площадка") предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в Арбитражный суд Тамбовской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 25 июля 2024 г. N 068/06/42-481/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2024