Резолютивная часть решения оглашена "23" июля 2024 года.
В полном объеме решение изготовлено "26" июля 2024 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
...
в присутствии представителей:
государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовская областная станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф" (далее - ГБУЗ "ТОССМП и МК", Заказчик) - ...,
ООО "АСТ-ПЛАДА" (далее - Заявитель, Общество) - ....,
министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (далее - Уполномоченный орган) - ....,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "АСТ-ПЛАДА" на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовская областная станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф" при проведении электронного аукциона N 0164200001924002289 на поставку автомобиля скорой медицинской помощи класса С и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области 08.07.2024 на сайте единой информационной системы в сфере закупок опубликовало извещение N 0164200001924002289 о проведении электронного аукциона на поставку автомобиля скорой медицинской помощи класса С.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 580 000,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 18.07.2024 в 07:00 часов.
Заявитель, считая извещение о проведении электронного аукциона несоответствующим требованиям законодательства о контрактной системе, обратился с жалобой в Тамбовское УФАС России.
Заказчик, Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в ее удовлетворении.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы Заявителя, письменные пояснения Заказчика, Уполномоченного органа, заслушав представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. Заявитель считает, что Заказчик неправомерно установил в описании товара характеристики, которые не являются техническими, качественными и функциональными характеристиками товара.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод жалобы, приходит к следующему выводу.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе,
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (п.1);
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п.3).
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в извещении об осуществлении закупки требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения извещения о закупке не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
В рассматриваемой закупке Заказчиком установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, а также Описанию объекта закупки, размещенного отдельным файлом в единой информационной системы в сфере закупок, Заказчиком для закупаемого товара "Автомобиль скорой медицинской помощи класса "С" установлены, в том числе требования о наличии следующих характеристик:
- поставляемый Товар новый, не бывший в эксплуатации (пробег не более 200 км), не прошедший ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей или восстановление потребительских свойств, заводского исполнения;
- одобрение типа транспортного средства на автомобиль скорой медицинской помощи;
- комплект документов для регистрации в ГИБДД;
- сервисный центр технического обслуживания на территории Тамбовской области;
- соответствие требованиям ГОСТ 33665-2015 "Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний.
Согласно письменным и устным пояснениям Заказчика следует, что Заказчиком установлены характеристики исходя из своих потребностей и данные характеристики относятся к эксплуатационным и качественным характеристикам. Так, как указывает Заказчик, характеристика "Поставляемый Товар новый, не бывший в эксплуатации (пробег не более 200 км), не прошедший ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей или восстановление потребительских свойств, заводского исполнения" относится к эксплуатационным характеристикам объекта закупки, поскольку пробег влияет на состояние ходовой части и рулевого управления, а также на ресурс деталей. От количества пройденных километров зависит и состояние подвески и амортизаторов. Наличие одобрения типа транспортного средства на автомобиль и комплекта документов для регистрации в ГИБДД необходимо для выполнения правил государственной регистрации транспортных средств. Характеристика "Сервисный центр технического обслуживания на территории Тамбовской области" является необходимым условием, так как скорая помощь, являясь экстренной службой, должна оперативно производить гарантийные ремонт, гарантийное обслуживание без отрыва от производства, не допуская снятие автомобиля с линии на длительный срок. Перегон автомобиля в другие субъекты Российской Федерации на ремонт и техобслуживание влечет существенные дополнительные затраты. Заказчик считает, что характеристика "Соответствие требованиям ГОСТ 33665-2015 "Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний" относиться к качественным характеристикам объекта закупки, так как соответствие требованиям ГОСТа повышает доверие потребителя к реализуемой на рынке продукции конкретного изготовителя.
Кроме того, представители Заказчика сообщили, что установленным в описании объекта закупки требованиям соответствуют как минимума два автомобиля скорой медицинской помощи класса "С": Sollers Atlant тип 28575, ГАЗ А31R23 "Луидор-2250С3".
Основной задачей законодательства устанавливающего порядок проведения закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, является не только обеспечение максимального числа участников, но и в том числе выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям государственных заказчиков в товарах.
Разрабатывая описание объекта закупки и устанавливая требования к техническим и функциональным свойствам товара, Заказчик исходил сугубо из своих потребностей в целях эффективного и целевого расходования бюджетных средств, а также экстренного оказания медицинской помощи населению.
Постановлением N 616 и Законом о контрактной системе не установлен запрет на применение дополнительных характеристик при описании объекта закупки при наличии их обоснования применения и не установлен запрет на указание при описании объекта закупки оспариваемых характеристик.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что в извещении о проведении электронного аукциона установлены требования к закупаемому товару таким образом, чтобы получить товар с теми характеристиками, которые необходимы Заказчику и соответствуют его потребностям. Потенциальному участнику закупки необходимо поставить (не изготовить) требуемый Заказчику товар, требования к которому предусмотрены описанием объекта закупки. В связи с чем, потенциальный участник закупки может приобрести необходимый товар с требуемым набором характеристик у производителей такой продукции на конкурентном рынке.
Указание конкретных технических характеристик товара, поставляемого и/или используемого при выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд, предусмотрено законодательством и поэтому не влечет нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении числа участников закупки.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что описание объекта закупки Заказчиком сформировано таким образом, что необоснованно создало одним участникам закупки преимущество перед другими, является непреодолимым для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекло за собой ограничение количества участников закупки.
Также заявителем не представлены документы, подтверждающие нарушение прав и законных интересов ООО "АСТ-ПЛАДА", а также невозможность заявителя поставить товар, предусмотренный извещением об аукционе.
С учетом изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что оспариваемые характеристики товара установлены с учетом потребностей Заказчика и не противоречат Закону о контрактной системе.
Рассмотренный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Заявитель указывает, что Заказчик включил в описание объекта закупки требования, не предусмотренные действующими стандартами, и не включил обоснование необходимости использования таких требований. При этом, Заявитель считает, что обоснование должно содержать подробное описание каждой дополнительной характеристики.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод, считает его необоснованным по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При этом согласно ч. 2 ст. 33 3акона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Для оснащения автотранспорта, используемого медицинскими учреждениями, разработан Межгосударственный стандарт ГОСТ 33665-2015 "Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний". Данный стандарт устанавливает требования к конструкции, эксплуатационным характеристикам, оснащению автомобилей скорой медицинской помощи и методам их испытаний при разработке, изготовлении и эксплуатации транспортных средств. Данный ГОСТ не содержит запрета на включение иной информации.
Требование о соответствии указанному ГОСТу Заказчиком установлено в извещении о проведении электронного аукциона.
Как уже отмечалось выше, в описании объекта закупки Заказчиком установлены требования к закупаемому товару таким образом, чтобы получить товар с теми характеристиками, которые необходимы Заказчику и соответствуют его потребностям.
Установлено, что обозначения и терминологии, используемые в описании объекта закупки предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной стандартизации: ГОСТ 33665-2015 "Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний", межгосударственный стандарт ГОСТ 33997-2016 "Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки".
Требования Заказчика к закупаемому товару не противоречат требованиям действующего законодательства, составлены с учетом положений актов стандартизации, в том числе ГОСТ 33665-2015. Обратного Заявителем не доказано.
Установленные Заказчиком в описании объекта закупки требования позволяют обеспечить исполнение условий контракта и оказать качественные медицинские услуги, а, следовательно, у Комиссии Тамбовского УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что Заказчиком установлены ненадлежащие требования к участникам закупки.
В обосновании использования дополнительных требований Заказчик указал: "Данная характеристика необходима для приобретения товара максимально отвечающего требованиям заказчика".
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Законом о контрактной системе не определена форма либо критерии допустимости к обоснованию указания дополнительных характеристик в описание объекта закупки. Сам по себе факт установления определенных требований к товару, являющемуся предметом поставки, не свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
Рассмотренный довод жалобы признается необоснованным.
3. Заявитель считает, что Заказчик сузил требования, предусмотренные стандартом без указания объективных причин.
Комиссия Тамбовского УФАС России признает данный жалоб необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 5.1.2 ГОСТа 33665-2015 габаритные размеры автомобилей скорой медицинской помощи не должны превышать следующих значений:
- длина - 6500 мм (возможно увеличение длины транспортного средства в соответствии с требованиям стандартов, действующих на территории государств - членов Таможенного союза);
- высота - 4000 мм (без учета гибких антенн);
- ширина - 2200 мм (без учета наружных зеркал).
Заказчиком в описании объекта закупки установлены, в том числе следующие характеристики:
- длина фургона (базы) без дополнительного оборудование - 5607 мм;
- высота фургона (базы) (без учета гибких антенн) - 3000;
- ширина фургона (базы) (без учета наружных зеркал) - 2200 мм.
Согласно пояснениям Заказчика, указанные требований установлены Заказчиком исходя из своих потребностей с учетом опыта работ. Данные параметры оптимальны для возможности проезда автомобиля скорой помощи с учетом региональных условий (узкие улицы, арки, припаркованные автомобили и прочее). Кроме того учитывались размеры гаражного помещения Заказчика.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что оспариваемые Заявителем характеристики приобретаемого Заказчиком автомобиля скорой медицинской помощи не превышают и не выходят за ограничения, установленные пунктом 5.1.2 ГОСТа 33665-2015 значения.
Изучив документы и сведения, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика в части описания объекта закупки не ограничивают участников закупки и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АСТ-ПЛАДА" необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в Арбитражный суд Тамбовской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 26 июля 2024 г. N 068/06/42-489/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2024