Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя;
члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии
в присутствии
представителей Заказчика БУЗ УР "Республиканский офтальмологическая клиническая больница МЗ УР" (далее - Заказчик, Учреждение) - <_> (доверенность от 09.04.2024 N7), <_> (доверенность от 02.07.2024 N21),
в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
законного представителя ООО "Трансстрой" (далее - Подрядчик, Общество) - <_>,
в отсутствие:
уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
рассмотрев обращение Заказчика - БУЗ УР "Республиканский офтальмологическая клиническая больница МЗ УР" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ООО "Трансстрой" (ИНН1658084570) в связи с односторонним отказом Подрядчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-0017-22186 - 2024 "Выполнение работ по текущему ремонту: восстановление отмостки, вертикальной гидроизоляции и водоотведению" (номер извещения в ЕИС - 0813500000124007969) и на проведение внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
УСТАНОВИЛА:
21.05.2024 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта 9 093 772,24 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 29.05.2024 NИЭА1 было подано две заявки, соответствующих извещению. Победителем признано ООО "Трансстрой"
10.06.2024 между Подрядчиком и Заказчиком был заключен контракт, согласно которому Подрядчик берет на себя обязательства по выполнению работ по текущему ремонту: восстановление отмостки, вертикальной гидроизоляции и водоотведению (далее - Контракт).
Цена Контракта 8 548 145,92 рублей.
Дата начала исполнения Контракта: 10.06.2024;
Срок исполнения Контракта: в течение 90 календарных дней с даты заключения Контракта.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, Подрядчик к выполнению работ не приступал, просил расторгнуть Контракт по соглашению сторон, что подтверждает отсутствие намерения выполнить работы по Контракту.
Согласно пояснениям представителя Подрядчика, работы по Контракту были приостановлены Обществом по причине недостатков проектной документации Заказчика, о чем Заказчик был уведомлен. На данный момент выполнить работы согласно условиям Контракта технически невозможно по причине аварийности Объекта и опасности выполнения работ для жизни и здоровья сотрудников Подрядчика, сотрудников и пациентов Учреждения.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
10.06.2024 Заказчиком Подрядчику была передана проектная документация N 24-013АС;
19.06.2024 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо N1906 о приостановке работ в связи с недостатками проектно-сметной документации:
- неверная расценка оплаты некоторых видов работ;
- наличие непредусмотренных технической документацией дополнительных работ;
-невозможность выполнения некоторых видов работ, предусмотренных технической документации, с соблюдением действующих строительных норм и норм безопасности;
Попросил Заказчика расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
20.06.2024 Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо N 537/01-18, в котором попросил Подрядчика обеспечить прибытие представителя Подрядчика 25.06.2024 для проведения совместно с представителем разработчика проектной документации осмотра места производства работ, составления акта;
24.06.2024 Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо разработчика проектной документации от 24.06.2024 ИП <_> (далее - Разработчик), согласно которому Разработчик не сможет явиться 25.06.2024 для проведения совместного осмотра. В письме Разработчик дал пояснения по поводу недочетов технической документации, обнаруженными Подрядчиком;
25.06.2024 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо N2506, в котором дал обоснованный ответ на пояснения Разработчика по поводу выявленных недостатков технической документации. Попросил расторгнуть Контракт по соглашению сторон;
26.06.2024 Подрядчик принял решение об одностороннем отказе в связи с недостатками технической документации. Дата вступления решения в силу - 07.07.2024;
01.07.2024 Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо N 579/01-18, в котором предложил Подрядчику обеспечить прибытие представителя 04.07.2024 для согласования дополнительных видов и объемов работ;
08.07.2024 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо N 0807, в котором сообщил, что согласно отчету NА-0052 от 17.07.2023 г. ООО "Инженерно-технический центр "Анфилада" (далее - Отчет), предоставленного Заказчиком Подрядчику на встрече представителей 04.07.2024, здание, в отношении которого должны проводится работы по Контракту, может считаться аварийным. Таким образом, работы по Контракту могут привести к его повреждению, угрозе жизни и здоровья сотрудников Заказчика и Подрядчика, пациентов Учреждения. В связи с чем, работы по Контракту выполнить не представляется возможным.
В силу 1.1. пункта Контракта объектом закупки, предметом контракта является выполнение работ по текущему ремонту: восстановление отмостки, вертикальной гидроизоляции и водоотведению.
В соответствии с 1.2. пунктом Контракта Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы, указанные в п. 1.1. Контракта (далее по тексту - работы), в соответствии с перечнем и объёмами работ, указанными в Сметной документации (Приложение N 1 к Контракту) (далее - техническая документация) в установленный Контрактом срок.
В силу 1.5.пункта Контракта место выполнения работ: Удмуртская Республика, город Ижевск, улица Ленина, 98а (далее - Объект);
Согласно 3.1. пункта Контракта работы по Контракту должны быть начаты и завершены Подрядчиком в соответствии с графиком производства работ. Этапы исполнения контракта Контрактом не устанавливаются.
В силу 3.2. пункта Контракта срок выполнения работ:
- дата начала выполнения работ: с даты заключения Контракта;
- срок выполнения работ: 90 календарных дней с даты начала выполнения работ.
Согласно 4.2.3. пункту Контракта Подрядчик обязан качественно выполнить все работы в объеме и в сроки, предусмотренные Контрактом, технической документацией и СНиП, действующими нормами и правилами выполнения работ, техническими условиями.
В соответствии с 4.2.4. пункта Контракта Подрядчик обязан обеспечить выполнение мероприятий по охране труда и технике безопасности.
Согласно 4.2.6. пункту Контракта Подрядчик обязан немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- ненадлежащего качества технической документации, представленной Заказчиком;
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работ;
- иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих сохранности результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок.
В силу 12.2. пункта Контракта Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с части 1 статьи 718 ГК РФ Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Согласно части 1 статьи 719 ГК РФ Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно пункту 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в случае:
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020).
Исходя из предоставленных документов и пояснений, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что Заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Подрядчик принял решение об одностороннем отказе по причине недостатков проектной документации, которые не могут быть устранены Заказчиком в разумный срок. Выполнение работ согласно действующей технической документации создает невозможность завершения качественного выполнения работ в соответствии с действующими строительными нормами и нормами охраны труда и безопасности.
Подрядчик, установив обстоятельства, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение обязанностей по Контракту не будет произведено качественно и в соответствии с действующими законодательными нормами, приостановил работы по исполнению Контракта, предложил Заказчику расторгнуть договор, то есть действовал добросовестно.
Более того, согласно отчету NА-0052 от 17.07.2023 г. ООО "Инженерно-технический центр "Анфилада", переданного Заказчиком Подрядчику, по результатам обследования и оценки технического состояния строительных конструкций здания РОКБ МЗ УР установлено следующее:
"1. Техническое состояние строительных конструкций здания оценивается как ограниченно-работоспособное_
2. Наиболее опасным повреждением являются трещины во внутренних несущих стенах, переходящие в швы между плитами перекрытия (3-ий, 4-ый, 5-ый этажи), отклонения наружу наружных стен здания, свидетельствующих об осадке грунтов основания фундаментов наружных стен. Данные повреждения могут в короткие сроки привести к аварийному состоянию. Необходимо незамедлительно (в максимально короткие сроки) затянуть гайки имеющихся тяжей в верхней части здания и установить дополнительные тяжи между наружными стенами вдоль всех внутренних стен в уровне 4-го этажа. В срок до октября 2023 года необходимо выполнить укрепление грунтов основания фундаментов всех наружных стен и обеспечить отвод от здания поверхностных вод посредством устройства водоотводящих каналов.
3. При невозможности выполнения указанных в пункте 2 работ в указанные сроки необходимо до конца октября 2023 года выполнить повторное обследование строительных конструкций здания с целью оценки возможности переноса сроков ремонтных работ. 4. Считать состояние конструкций здания аварийным при невыполнении работ п. 2 или 3 в указанные сроки."
Заказчиком на момент размещения извещения не были выполнены рекомендации организации, выполнившей обследование и оценку технического состояния строительных конструкций, что Заказчик на заседании Комиссии подтвердил.
Между тем, исходя из Отчета, без выполнения данных работ состояние конструкций здания можно считать аварийным.
Следовательно, выполнение любых видов работ в непосредственной близости к фундаменту здания, в частности откапывание траншеи, гидроструйная очистка фундамента и ударное воздействие при трамбовании песка в непосредственной близости к фундаменту здания, предусмотренные Контрактом, угрожают сохранности строительных конструкций и могут привести к разрушению несущих конструкций., что в свою очередь угрожает целостности здания, безопасности жизни и здоровья людей. В связии с этим у Подрядчика отсутствует техническая возможность проведения работ согласно Контракту из-за нарушений, допущенных Заказчиком.
Таким образом, у Подрядчика имелось объективное основание для одностороннего отказа от исполнения Контракта.
С учетом изложенного Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии оснований для включения в РНП сведений об ООО "Трансстрой"
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Трансстрой" (ИНН1658084570) в связи с односторонним отказом Подрядчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-0017-22186 - 2024 "Выполнение работ по текущему ремонту: восстановление отмостки, вертикальной гидроизоляции и водоотведению" (номер извещения в ЕИС - 0813500000124007969) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 17 июля 2024 г. N 018/06/104-607/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2024