Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило обращение МКУ "Зеленый Владивосток" о включении сведений об ООО "Дикая Архидея" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что ООО "Дикая Архидея" было признано победителем аукциона в электронной форме на выполнение работ по благоустройству общественной территории по адресу ул. Ватутина 26 г. Владивосток (1-й этап) (извещение N 0820600001324000081) и уклонилось от заключения контракта.
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные сторонами.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения Заказчика, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Заказчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещено извещение N 0820600001324000081 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественной территории по адресу ул. Ватутина 26 г. Владивосток (1-й этап).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.06.2024 N ИЭА1 победителем было признано ООО "Дикая Архидея".
Согласно части 1 статьи 51 Закона N 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона N44-ФЗ не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
26.06.2024 Заказчик сформировал с использованием единой информационной системы и разместил в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
03.07.2024 победителем закупки был размещен протокол разногласий к проекту контракта.
05.07.2024 Заказчиком был повторно размещен проект контракта на подписание участнику закупки.
08.07.2024 участник закупки направил подписанный проект контракта Заказчику, при этом обеспечение исполнения контракта представлено не было.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
ООО "Дикая Архидея" в сроки, предусмотренные Законом N 44-ФЗ, не исполнило обязательства, предусмотренные статьей 51 Закона N 44-ФЗ, в полном объеме, в связи с чем было признано уклонившемся от заключения контракта протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта от 10.07.2024 N ППУ20_1.
Извещением о проведении закупки было предусмотрено предоставление обеспечения исполнения контракта в размере 20 970 512,11 (30 %). В установленный срок обеспечение исполнения контракта участником закупки не представлено.
Согласно пояснениям ООО "Дикая Архидея", участник закупки не представил обеспечение исполнения контракта в связи с отказами банков в выпуске независимой гарантии в период заключения контракта.
После получения согласия от ПАО "Промсвязьбанк" на выпуск независимой гарантии, участник закупки направил проект независимой гарантии на согласование Заказчику, что подтверждается скриншотом с электронной почты.
Из данного скриншота следует, что проект независимой гарантии был направлен Заказчику 10.07.2024, то есть за пределами срока, установленного для подписания контракта.
В протоколе признания участника уклонившимся от заключения контракта от 10.07.2024 N ППУ20_1 Заказчик указал, что в его адрес не поступал проект независимой гарантии на согласование.
Комиссия отмечает, что проект независимой гарантии был направлен на электронную почту, не указанную в ЕИС в разделе контактной информации, размещенной в составе извещения о проведении закупки.
Согласно иным представленным скриншотам, заявка на предоставление независимой гарантии ПАО "Промсвязьбанк" была создана 08.07.2024. При этом участником закупки не указано по каким причинам участник закупки не обратился ранее в указанный банк для получения независимой гарантии.
На заседании Комиссии по рассмотрению обращения о включении сведений об ООО "Дикая Архидея" представитель Общества пояснил, что независимая гарантия ПАО "Промсвязьбанк" не была выпущена после публикации протокола от 10.07.2024 N ППУ20_1.
Вместе с тем, согласно части 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ, исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Соответственно, независимая гарантия не является единственным способом предоставления обеспечения исполнения контракта. Непредставление третьими лицами независимой гарантии ООО "Дикая Архидея" не препятствовало Обществу внести денежные средства на расчетный счет заказчика.
При этом, Комиссия отмечает, что право выбора вида обеспечения принадлежит исключительно участнику закупки.
Совершив волеизъявление на участие в аукционе и самостоятельно избрав такой способ обеспечения как получение независимой гарантии, участник закупки мог и должен был осознавать последствия неисполнения им способа обеспечения исполнения контракта, прямо предусмотренные частью 5 статьи 96 Закона N 44-ФЗ, и не поставленные в зависимость от каких-либо условий его неисполнения.
Между тем, из представленных скриншотов нельзя установить в силу каких причин банками было отказано в выпуске независимой гарантии, является или нет данное решение кредитных организаций следствием невыполнения самим участником закупки каких-либо условий выдачи гарантии.
Следует также отметить, что в соответствии с частью 7 статьи 96 Закона N 44-ФЗ в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.
Таким образом, ООО "Дикая Архидея" могло предоставить обеспечение исполнения контракта путем перечисления денежных средств на расчетный счет Заказчика, а после выдачи независимой гарантии произвести замену обеспечения.
Таким образом, указанные выше обстоятельства в своей совокупности не свидетельствуют и не позволяют сделать однозначный вывод об объективной невозможности внесения ООО "Дикая Архидея" обеспечения исполнения контракта.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Постановления Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
При подаче заявки на участие в электронном аукционе ООО "Дикая Архидея" в качестве подтверждения опыта выполнения аналогичных работ представило Договор подряда N 01/22-ИЖС от 04.04.2022 на строительство индивидуального жилого строения по адресу: Россия, г. Владивосток, ул. Почтовая, д. 7.
Также в составе заявки был представлен Акт сдачи-приемки услуг N 1 от 18.12.2023, согласно которому работы согласно Договору подряда N 01/22-ИЖС от 04.04.2022 осуществлены в период с 04.04.2022 по 18.12.2023.
Согласно сведениям из ЕГРН (выписка от 17.07.2024 N КУВИ-001/2024-185080127), жилой дом по адресу: г. Владивосток, ул. Почтовая, д. 7 построен в 2003 году.
Представление участником закупки заведомо недостоверных сведений, которые позволили ему одержать победу в проводимой закупке, является актом недобросовестной конкуренции и не соответствует принципам конкуренции и добросовестности (статья 8 Закона N 44-ФЗ).
Доказательства достоверности представленного договора не представлены.
Согласно сведениям Единой информационной системы, размещенным в реестре контрактов, ООО "Дикая Архидея" не имеет исполненных договоров, предусматривающих выполнение работ по строительству или реконструкции объекта капитального строительства, линейного объекта; строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории на сумму, необходимую в соответствии с требованиями извещения (не менее 13 980 341 ).
В связи с чем, Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу, что представление ООО "Дикая Архидея" недостоверных сведений в составе своей заявки могло привести к существенным нарушениям условий контракта в случае его заключения, поскольку Общество не обладает достаточным опытом выполнения работ в данной сфере.
Доказательства обратного Обществом не представлены, об их наличии Комиссии Приморского УФАС России не сообщено.
Указанные обстоятельства не свидетельствует о добросовестном поведении ООО "Дикая Архидея".
Рассматриваемые правоотношения носят публичный характер, а потому заинтересованное лицо, принимая решение об участии в конкурентных процедурах для заключения контракта, несет повышенную ответственность за свои действия, а также должен действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента подачи заявки до завершения своих обязательств по контракту.
Необходимо отметить, что, принимая решение об участии в закупочной процедуре хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных законодательством о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем закупочной процедуры.
При этом недобросовестность участника закупки определяется не только его виной, как субъективным отношением к содеянному, но и той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Нарушение процедуры заключения контракта, влекущее признание участника уклонившимся от заключения контракта, и включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, носит формальный характер, в связи с чем, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей.
Комиссия Приморского УФАС России, рассмотрев представленные документы, установила, что ООО "Дикая Архидея" не предприняло действий, направленных на заключение контракта.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков ((подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
10.07. |
11.07. |
10.07. |
0 |
11.07. |
18.07. |
18.07. |
0 |
23.07. |
23.07. |
0 |
0 |
1. Признать ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ДИКАЯ АРХИДЕЯ" (ИНН 2503016561; ОГРН: 1032500575909; адрес: ул. Пригородная, д. 6, г. Большой Камень, Приморский край, 692811; директор/учредитель: Гаспарян Лусине Володяевна, ИНН: 250303827365) уклонившимся от заключения контракта на выполнение работ по благоустройству общественной территории по адресу ул. Ватутина 26 г. Владивосток (1-й этап) (извещение N 0820600001324000081).
2. Включить сведения об ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ДИКАЯ АРХИДЕЯ" (ИНН 2503016561; ОГРН: 1032500575909; адрес: ул. Пригородная, д. 6, г. Большой Камень, Приморский край, 692811; директор/учредитель: Гаспарян Лусине Володяевна, ИНН: 250303827365) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года с момента размещения сведений об ООО "Дикая Архидея" в реестре недобросовестных поставщиков на официальном сайте Единой информационной системы в информационно - коммуникационной сети "Интернет" поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 18 июля 2024 г. N 25-255/04-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2024