резолютивная часть решения оглашена 23.07.2024,
решение изготовлено 25.07.2024 г. Брянск
На основании п.п.2,3 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), под. а п.19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, поручения ФАС России (исх. ПИ/52198/24 от 17.06.2024), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 16.07.2024, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя Инспекции:
".." ;
Членов Инспекции:
".." ;
в присутствии:
".." ,
осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком ОСФР по Брянской области требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации - противопролежневых матрацев воздушных (с компрессором) в 2024 году за N 0227100000823000151, установила:
17.10.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного на поставку технических средств реабилитации - противопролежневых матрацев воздушных (с компрессором) в 2024 году за N 0227100000823000151.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 766 667,50 рублей.
До осуществления внеплановой проверки в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика ОСФР по Брянской области (вх. 5324-ЭП/24 от 18.07.2024).
По итогам провдения внеплановой проверки Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующему выводу:
1. Заказчиком ОСФР по Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, согласно которым, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика, поскольку проект контракта на поставку технических средств реабилитации - противопролежневых матрацев воздушных (с компрессором) в 2024 году за N 0227100000823000151 указывает на дату окончания исполнения контракта не в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона.
В соответствии с п.8 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, содержит, в том числе, срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Таким образом, Законом о контрактной системе установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, установленными контрактом, при этом порядок приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги, порядок оформления результатов такой приемки, а также порядок и сроки оплаты товара, работы, услуги устанавливаются заказчиком самостоятельно в контракте.
Учитывая изложенное, указываемый в извещении об осуществлении закупки срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта) представляет собой срок, включающий в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта), а также оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта).
Извещением о проведении электронного аукциона за N 0227100000823000151 установлено, что датой окончания исполнения контракта является 30.09.2024, в то время как п. 2.2. проекта государственного контракта указывает, что контракт действует "до 01.10.2024".
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, в извещении и проекте контракта имеются противоречия относительно срока окончания исполнения обязательств по государственному контракту.
Выявленное противоречие в сроках окончания исполнения обязательств по государственному контракту не позволяет потенциальным участникам закупки однозначно определить срок действия контракта.
Выявленное в действиях заказчика ОСФР по Брянской области нарушение требований Закона о контрактной системе свидетельствует о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системы Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
В соответствии с частью 12 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) типовых условий контрактов.
Предметом осуществляемой закупки является поставка технических средств реабилитации - противопролежневых матрацев воздушных (с компрессором) в 2024 году.
Приказом Минтруда России от 11.03.2019 N 144н "Об утверждении типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, и информационной карты типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" (далее Типовой контракт) утвержден типовой контракт, который согласно информационной карты Приказа Минтруда России от 11.03.2019 N 144н применяется при закупке отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В настоящее время типовые условия контракта на поставку технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов - специальных средств Правительство Российской Федерации не установлены.
Таким образом, типовой контракт, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2019 N 144н применяется в части, не противоречащей положениям Закона о контрактной системе, однако:
2.1 Согласно пункту 6.3 типового контракта цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта и не подлежит изменению, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и 95 Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе:
в случае снижения цены Контракта без изменения предусмотренных Контрактом количества, качества поставляемого Товара и иных условий Контракта;
в случае увеличения или уменьшения по предложению Заказчика предусмотренного Контрактом количества Товара не более чем на десять процентов. При этом по соглашению Сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены Контракта пропорционально дополнительному количеству Товара исходя из установленной в Контракте цены единицы Товара, но не более чем на десять процентов цены Контракта. При уменьшении предусмотренных Контрактом количества Товара Стороны Контракта обязаны уменьшить цену Контракта исходя из цены единицы Товара. Цена единицы дополнительно поставляемого Товара или цена единицы Товара при уменьшении предусмотренного Контрактом количества поставляемого Товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены Контракта на предусмотренное в Контракте количество такого Товара;
в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, предусмотренных контрактом.
Данный пункт не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, заказчиком при размещении проекта контракта на поставку технических средств реабилитации - противопролежневых матрацев воздушных (с компрессором) в 2024 году пункт 6.3 изложен в иной редакции: "Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта и не подлежит изменению, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ".
2.2 Согласно пункту 8.2.1 типового контракта в случае применения между сторонами электронного взаимодействия стороны договорились: оформлять первичные учетные документы и иные сопутствующие документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (далее соответственно - УКЭП, электронные документы), включая, но не ограничиваясь следующими: документы на поставку Товара, а также отдельных этапов поставки Товара, включая все документы, предоставление которых предусмотрено в целях осуществления приемки поставленного Товара, а также отдельных этапов поставки Товара;
документы о результатах такой приемки;
документы на оплату поставленного Товара, а также отдельных этапов поставки Товара;
дополнительные соглашения к Контракту;
требования об оплате неустоек (штрафов, пеней).
Данный пункт не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, заказчиком при размещении проекта контракта на поставку технических средств реабилитации - противопролежневых матрацев воздушных (с компрессором) в 2024 году пункт 8.2.1 изложен в иной редакции: "Оформляют первичные учетные документы и иные сопутствующие документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (далее соответственно - УКЭП, электронные документы) в соответствии с частью 13 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ".
Таким образом, при осуществлении данной закупки заказчиком в нарушение части 12 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2019 N 144н не учтены положения типового контракта в части, не противоречащей действующим нормам Федерального закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях заказчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области нарушение требований Закона о контрактной системе свидетельствует о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпунктом "е" пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Инспекция,
решила:
1. Признать в действиях заказчика ОСФР по Брянской области нарушение требований ч.1 ст. 34, ст.7, ч.11 ст. 34 Закона о контрактной системе, ч. 12 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2019 N 144н.
2. Не выдавать предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку контракт по итогам рассматриваемой закупки заключен и исполнен.
3. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель инспекции ".."
Члены инспекции ".."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 25 июля 2024 г. N 032/06/99-755/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2024