резолютивная часть оглашена 24.07.2024,
решение изготовлено 25.07.2024 г. Брянск
На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 19.07.2024 N 343/24, на основании обращения заказчика ГКУ "Центр занятости населения города Брянска" (вх. N 3355/24 от 14.05.2024), Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
"_____"
в присутствии:
"___." - представителя заказчика ГКУ "Центр занятости населения города Брянска", действующего на основании доверенности б/н от 24.07.2024,
"__.".- представителя подрядчика ООО "Энергетическое агентство", действующего на основании приказа N1 от 09.01.2020,
"___" - представителя подрядчика ООО "Энергетическое агентство", действующего на основании доверенности б/н от 24.07.2024,
в результате рассмотрения обращения заказчика ГКУ "Центр занятости населения города Брянска" о включении сведений в отношении ООО "Энергетическое агентство" (______) в реестр недобросовестных поставщиков, а также в результате проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком ГКУ "Центр занятости населения города Брянска" требований Закона о контрактной системе при проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по гидропневматической промывке и опрессовке системы отопления административного здания за N 0327200017324000079, установила следующее:
1) 08.07.2024 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по гидропневматической промывке и опрессовке системы отопления административного здания за N 0327200017324000079.
2) Начальная (максимальная) цена контракта составляет 60 500,00 рублей.
3) Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.07.2024 NИЗК1 на участие в запросе котировок подано пять заявок, признанных комиссией заказчика соответствующими требованиям извещения о проведении электронного запроса котировок.
4) 16.07.2024 года заказчиком размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной ООО "Энергетическое агентство".
5) Регламентированный срок подписания ООО "Энергетическое агентство" проекта контракта определен не позднее 23 часов 59 мин. 17.07.2024 года.
6) 18.07.2024 заказчиком ГКУ "Центр занятости населения города Брянска" сформирован протокол об уклонении участника закупки ООО "Энергетическое агентство" от заключения государственного контракта на выполнение работ по гидропневматической промывке и опрессовке системы отопления административного здания за N 0327200017324000079.
В соответствии с положениями извещения о проведении запроса котировок в электронной форме за N 0327200017324000079 заказчиком не установлено требование об обеспечении исполнения контракта.
До рассмотрения обращения в адрес Брянского УФАС России поступили документы и письменные пояснения заказчика ГКУ "Центр занятости населения города Брянска", победителя закупки ООО "Энергетическое агентство".
Изучив представленные документы, заслушав представителей заказчика и поставщика Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующему выводу:
Действия заказчика ГКУ "Центр занятости населения города Брянска" при определении исполнителя путём проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по гидропневматической промывке и опрессовке системы отопления административного здания за N 0327200017324000079 соответствуют требованиям статьи 51 Закона о контрактной системе, регламентирующей порядок заключения контрактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей: заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Так, заказчиком ГКУ "Центр занятости населения города Брянска" 16.07.2024 размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной ООО "Энергетическое агентство".
Согласно п.2 ч.6 ст.50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей: участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части.
Пункт 1 ч.3 ст. 51 Закона о контрактной системе регламентирует, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
Так, регламентированный срок подписания ООО "Энергетическое агентство" государственного контракта был определен как: не позднее 23:59 17.07.2024.
Однако, в регламентированный Законом о контрактной системе срок участник закупки не подписал проект государственного контракта.
Согласно письменных пояснений ООО "Энергетическое агентство" (вх.N 5402-ЭП/24 от 19.07.2024) в регламентированный срок подписания государственного контракта - 17.07.2024 произошел сбой в работе операционной системы (в связи со сбоем в компьютерном обеспечении). После устранения сбоя - за регламентированным сроком подписания контракта- 18.07.2024 в 08:41 победитель закупки подписал государственный контракт.
На рассмотрении обращения представитель подрядчика пояснил, что 17.07.2024 у ООО "Энергетическое агентство" не было технической возможности получить доступ к личному кабинету для подписания государственного контракта. До окончания регламентированного срока подписания государственного контракта (до 23:59 17.07.2024) велись работы по устранению технического сбоя операционной системы компьютера, на котором установлены программы, необходимые для осуществления входа в личный кабинет подрядчика и подписания проекта государственного контракта.
Однако, обществом в адрес Брянского УФАС России не представлено материалов, подтверждающих доводы ООО "Энергетическое агентство" о поломке компьютера. Кроме того, в адрес управления не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности подписать государственный контракт с другого компьютера, осуществив установку всех необходимых программ, в том числе, программы для работы с ЭЦП.
Кроме того, при анализе информации, размещенной в Государственной информационной системе "Независимый регистратор" установлено, что победитель закупки ООО "Энергетическое агентство" 17.07.2024 осуществлял авторизацию в закрытой части электронной площадки по электронной подписи в 12:40, 13:59, 17:01, что опровергает довод подрядчика об отсутствии доступа к личному кабинету.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Так, заказчик 18.07.2024 сформировал протокол уклонения участника закупки от заключения государственного контракта на выполнение работ по гидропневматической промывке и опрессовке системы отопления административного здания за N 0327200017324000079 и направил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу, что действия заказчика ГКУ "Центр занятости населения города Брянска" по признанию ООО "Энергетическое агентство" уклонившимся от заключения контракта являются правомерными.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Так, всесторонне изучив представленные материалы, Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу, что сведения в отношении ООО "Энергетическое агентство" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение. По существу, внесение в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участников закупки (в том числе за уклонение от подписания контракта), что предполагает необходимость учета степени его вины.
Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что победителем закупки в регламентированный срок не подписан проект государственного контракта.
Документального подтверждения объективных обстоятельств невозможности победителем закупки подписать контракт в материалы дела не представлено.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
ООО "Энергетическое агентство" как участник электронного запроса котировок, самостоятельно принявший решение об участии в закупке, обязан учесть специфику заключения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия и сроки, надлежащим образом оценить свои трудовые и финансовые ресурсы, а также осознать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае уклонения от заключения контракта в дальнейшем, в том числе, риск принятия уполномоченным органом решения о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Принимая решение о принятии участия в закупке, подавая заявку на участие в закупке, потенциальные исполнители, как субъекты предпринимательской деятельности, предполагающие риск наступления неблагоприятных последствий, должны еще до подачи заявок на участие в закупке выяснить и оценить предпринимательские риски, условия исполнения контракта, требования, предъявляемые к результату работ, и в случае необходимости, заложить данные риски при подаче ценовых предложений.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25), оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе, в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение.
ООО "Энергетическое агентство" в регламентированный срок подписания контракта (16.07.2024-17.07.2024) не было предпринято никаких действий, направленных на исполнение обязанности по подписанию государственного контракта на выполнение работ по гидропневматической промывке и опрессовке системы отопления административного здания.
Каких-либо объективных обстоятельств невозможности подписания контракта по итогам электронного запроса котировок за N 0327200017324000079 на рассмотрение обращения представлено не было.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств, Инспекция Брянского УФАС России не усматривает со стороны общества действий, свидетельствующих о принятии им всех мер для надлежащего исполнения требований законодательства в сфере закупок к порядку и сроку заключения контракта, соответственно, Инспекция полагает, что в данном случае имеются достаточные правовые основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Энергетическое агентство".
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Инспекция Брянского УФАС России,
решила:
1. Включить сведения в отношении ООО "Энергетическое агентство" (_______.), сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: "__." (___..) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в отношении ООО "Энергетическое агентство" (____.), лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица: ____ в реестре в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководителя инспекции "____."
Члены инспекции "___.."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 25 июля 2024 г. N РНП-32-874
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2024