Резолютивная часть решения объявлена 22.07.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22.07.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: * И.И. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
Члены комиссии: * О.В. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; * А.Н. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
В отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Иркутская ордена "Знак почета" областная клиническая больница (далее - Заказчик) - (ходатайство о рассмотрении в отсутствии от 18.07.2024 N271-и), представителей ИП Данилов В.А. (далее - Заявитель).
рассмотрев жалобу заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона "Поставка расходного материала для операционного блока N1", извещение N 0334200012524000440, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 15 июля 2024 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения об осуществлении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что в нарушение требований ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ, Заказчик установил ничем не обоснованное требование о поставке товара единственного производителя и требование о совместимости с имеющимся у Заказчика конкретным оборудованием (совместимости с изделиями "Шеврон", по заявленным характеристикам к поставке подходят изделия мировых производителей в лице Covidien и Johnson and Johnson). Заказчиком не представлено доказательств необходимости указания данного дополнительного требования к медицинским изделиям. Указанное требование существенно сужает круг потенциальных участников закупки, что негативно сказывается на расходовании средств Заказчика.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что на момент проведения Аукциона у Заказчика имеются аппараты ШЕВРОН серии SLCA, поэтому Заказчик размещает дополнительный аукцион на кассеты к сшивающим аппаратам ШЕВРОН серии SLCA исходя из текущей потребности, в связи с чем полагает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что 05.07.2024 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении электронного аукциона "Поставка расходного материала для операционного блока N1", извещение N 0334200012524000440.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 594 000,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 15.07.2024 10:00 (МСК+5)
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.07.2024 NИЭА1 В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признается несостоявшимся. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключается с участником закупки идентификационный N 116955772.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, а также требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как установлено Комиссией Иркутского УФАС России, в описании объекта закупки Заказчиком, помимо прочего, установлены следующие требования: "Сменная кассета со скобами совместима с эндоскопическим сшивающе-режущим аппаратом ШЕВРОН серии SLCA, (имеющимся в наличии у Заказчика)".
Из смысла норм статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, следует, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Таким образом, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Подобные действия не противоречат положениям части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку описание объекта закупки содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям заказчика.
Формируя описание объекта закупки, Заказчик руководствуется существующей потребностью, возникшей с осуществлением основной деятельности лечебным учреждением на основе многолетнего опыта врачей в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Кроме того, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков.
Также, необходимо учитывать, что отсутствие у Заявителя возможности поставить товар, отвечающий требованиям извещения об электронном аукционе, не свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников торгов, так как возможности каждого хозяйствующего субъекта различны, следовательно, доводы Заявителя о нарушении заказчиком положений Федерального закона N 44-ФЗ ввиду установления в извещении об электронном аукционе требований к товару, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, являются недоказанными и, как следствие, необоснованными.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исключение из круга участников размещения закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
В силу ч. 1 ст. 106 Федерального закона N 44-ФЗ лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Из пояснений Заказчика следует, что16.07.2024 года по закупке 0334200012524000440 был опубликован протокол подведения итогов, по результатам рассмотрения которого, Поставщик предложил к поставке Товар, полностью соответствующий требованиям установленным к характеристикам указанным в извещении, а именно: Кассеты со скобами, производства Китайская Народная Республика, производитель "Вуси Шуканг Медикал Эпплаенс Ко. , Лтд.", Wuxi Shukang Medical Appliance Со., Ltd., 83# West Haitang Road, Zhakou, Нефао Town, Yixing City, 214216 Jiangsu, China, регистрационное удостоверение N РЗН 2019/9530 от 21.03.2022 г).
Согласно инструкции к медицинскому изделию, аппарат ШЕВРОН серии SLCA, использование расходных материалов других производителей с сшивающими аппаратами ШЕВРОН является небезопасным для пациента. (Прилагается письмо ООО "БОЗОН").
На участие в закупке была подана и допущена заявка участника закупки, что также свидетельствует о возможности поставки товара с указанными характеристиками.
Следует отметить, что при проведении электронного аукциона запросов о разъяснении документации от участников закупки, в том числе от ИП Данилов Всеволод Алексеевич не поступало.
Вместе с тем в силу ч. 4 ст. 106 Федерального закона N 44-ФЗ участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, при этом на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в закупочной документации требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки.
Заявителем, не представлено доказательств и не приведено достаточных доводов, однозначно свидетельствующих о неправомерности требований, установленных Заказчиком в техническом задании. Кроме того, Заявителем не указаны основания невозможности поставки товара, имеющего характеристики, указанные в техническом задании.
Также Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно того комплекса товаров, с теми техническими характеристиками и именно в той комплектации, которая указана в аукционной документации. В свою очередь, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных товаров, вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения закупки не приходится. Доказательств обратного Заявителем Комиссии Управления не представлено.
Кроме того, Комиссия Управления также отмечает, что предъявленные Заказчиком требования к необходимым к поставке товарам в равной степени распространялись на всех участников аукциона, ввиду чего любое лицо обладало возможностью предложить свои товары. Каких-либо доказательств невозможности совершения данных действий Заявителем не представлено, ввиду чего у Комиссии отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Данилова В.А. необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 22 июля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2024