Резолютивная часть решения объявлена 23.07.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23.07.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Ларин И.И. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
Члены Комиссии: Караульская О.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; Климова А.Н. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
При участии представителей Администрации Усольского муниципального района Иркутской области (далее - Заказчик) - Девятьяровой Г.О. (доверенность N02/МО-30/43-818/24 от 27.02.2024), Соколовой Н.И. (доверенность N02/МО-30/43-819/24 от 27.02.2024);
При участии представителя ООО "НС-СТРОЙ" (далее - Участник закупки, Общество) - Леонтьевой М.К. (доверенность от 22.07.2024), директора ООО "НС-СТРОЙ" - Сулиманова А.Г. (решение N1 от 12.09.2023 г.)
рассмотрев в формате веб-конференции c использованием бесплатного сервиса для видеосвязи TrueConf обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с уклонением победителя от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Строительство объекта: лыжная база в п. Мишелевка Усольского района Иркутской области", извещение N 0134300054024000129, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 17 июля 2024 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении Участника закупки в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что Заказчиком был подготовлен и направлен проект контракта ООО "НС-СТРОИ". От ООО "НС-СТРОЙ" поступил протокол разногласий. Проект контракта был откорректирован и перенаправлен Заказчиком ООО "НС-СТРОИ" с учетом замечаний. Однако, в установленный законом N44-ФЗ срок, контракт не был подписан ООО "НССТРОИ". Обеспечение исполнения контракта Заказчику не поступало.
В связи с не подписанием ООО "НС-СТРОИ" в регламентированный срок контракта Заказчиком был сформирован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, а также сформировано и направлено в контрольный орган (УФАС) обращение о включении данного участника в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
Обществом представлены письменные пояснения, согласно которым контракт не был подписан по причине отсутствия Банковской гарантии.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, включается в Реестр.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что 19 июня 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены Извещение "Строительство объекта: лыжная база в п. Мишелевка Усольского района Иркутской области", N 0134300054024000129 (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 50 000 000,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок 27.06.2024 09:00 (МСК+5)
Согласно Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.06.2024 NИЭА1, на участие в закупке подано 3 заявки, все заявки признаны соответствующими требованиям извещения. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Победителем аукциона признается участник закупки идентификационный N 116849237, с ценовым предложением 46000000,00 руб. (ООО "НС-СТРОИ")
Указанный протокол размещен в единой информационной системе 27.06.2024 15:49 (МСК+5)
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Из части 3 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
Заказчиком в установленные сроки Размещен документ "Проект контракта"
От ООО "НС-СТРОЙ" поступил протокол разногласий. Проект контракта был откорректирован и перенаправлен Заказчиком ООО "НС-СТРОИ" с учетом замечаний.
В связи с не подписанием контракта Участником закупки в установленной срок Заказчиком 15.07.2024 10:11 (МСК+5) размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно пояснениям Участника закупки, согласно аукционной документации размер обеспечения исполнения контракта составляет 30 % от НМЦК - 13 800 000 рублей.
Общество самостоятельно направило в адрес банковских организаций запросы о предоставлении Банковских гарантий, на что были получены отказы.
Сразу же после получения ряда отказов 01 июля 2024 г. Общество обратилось к Агенту - ООО "Иофин", с которой был заключен Договор возмездного оказания услуг N КЕ-030238/24, направленный на оказание услуг, необходимых для получения Обществом банковской гарантии.
После заключения договора агент ООО "Иофин" направлял заявки на выдачу банковских гарантий, вместе с тем, по каждому запросу Обществу были даны отказы в предоставлении банковской гарантии, что подтверждается скриншотами от 12 июля 2024 г. в количестве 12 штук.
03 июля 2024 г. Обществом также был заключен договор возмездного оказания услуг N 286460 с ИП Никоновой Анастасией Александровной, согласно которого исполнитель обязан был оказать услуги по организации получения Обществом в Банке банковской гарантии или банковского продукта.
Банковская система указанного агента дала ответ - заявка не прошла первичную проверку.
06 июля 2024 г. с учетом имеющихся отказов в предоставлении банковских гарантий и отсутствия каких-либо результатов Общество обратилось к агентам АО НОКССБАНК, которые также указали на возможность выдачи банковской гарантии на следующих условиях:
- открытия расчётного счета в их банке внесения депозита в размере 15 % от суммы банковской гарантии, - комиссии за выдачу банковской гарантии в размере 7 94.
По ходу переписки с АО НОКССБАНК Обществом предоставлялись все необходимые документы для предоставления и выдачи банковской гарантии - опыт, бухгалтерская отчетность и т.д.
Также был направлен проект банковской гарантии 10 июля 2024 года, который в дальнейшем предоставился Заказчику для согласования (скриншот с эл. почты). От агента поступили сведения об одобрении данной банковской гарантии и необходимости приезда в г. Москва.
10 июля 2024 г. генеральный директор (Сулиманов А. Г.) Общества прилетел в г. Москва, что подтверждается маршрутной квитанцией. АО НОКССБАНК запросил ряд пояснений по поводу, ранее имеющийся задолженности в ПАО Совкомбанк. Общество предоставило все документы об отсутствии задолженности перед ПАО Совкомбанк (определение суда, ответ судебных приставов). Тем не менее Банк не согласовал выдачу банковской гарантии на всех ранее оговоренных условиях. Самостоятельно внести денежные средства в качестве обеспечения исполнения Муниципального контракта Общество не могло по причине отсутствия такого существенного свободного объема денежных средств (о чем свидетельствуют выписки по счетам в количестве 2 шт.). Имеющиеся денежные средства постоянно находятся в обороте Общества на исполнения действующих договорных обязательств с Заказчиками (более 10 договоров)
После ООО "НС-Строй" устно обратилось к Ответственному должностному лицу Заказчика Девятьяровой Г. О. с просьбой заключить контракт без предоставления аванса и банковской гарантии, на что та пояснила, что Заказчик не может изменить условия контракта после проведения торгов, поскольку это будет являться нарушением законодательства о закупках.
После изложенных событий и по причине отсутствия Банковской гарантии и функционала торговой площадки контракт не был подписан с нашей стороны.
Несмотря на тот факт, что Обществу не была одобрена банковская гарантия на исполнение Муниципального контракта оно имело реальную возможность его исполнить, поскольку на протяжении всего периода деятельности выполнены и выполняются множество контрактов в рамках коммерческих закупок, а также закупок, заключённых в рамках 44 и 223 Федерального закона что подтверждается списком контрагентов и копиями Договором и Контрактов на 253 листах.
В ЕИС содержатся сведения о надлежащем выполнении Обществом своих обязательств. Все заключенные Договоры и контракты выполнены в полном объеме и сроки, заказчики замечаний не предъявляли.
В ряде случаев Обществу выдавались благодарственные письма в связи с выполнение работ по Договорам. Общество помимо прочего исходя из всего объема вырученных средств направляет их на благотворительность. Общество всегда в срок исполняет налоговые обязательства (на данный момент никакой задолженности по налогах и прочих поступлений в бюджет нет).
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Участник закупки не имел умысла уклоняться от заключения контракта по итогам закупки.
Из пояснений заказчика следует, что 19.04.2024 г. первый раз был размещен в ЕИС электронный аукцион на "Строительство объекта: лыжная база в п. Мишелевка Усольского района Иркутской области" и признан несостоявшимся в связи с тем, что не подана ни одна заявка.
19.06.2024 г. закупка размещена повторно
По контракту предусмотрено поэтапное выполнение работ - 4 этапа: 2 в 2024 г. и 2 в 2025 г. Срок выполнения работ до 30.09.2025 г, В 2024 г. в летний период должен быть выполнен определенный объем работ, не подписание вовремя данного контракта повлекло смещение графика выполнения работ по объекту.
Проект контракта направлен второму участнику. Есть риск не заключения контракта с последующим участником, так как сокращаются сроки выполнения работ. Второй участник может отказаться от заключения контракта в связи с тем, данная закупка уже для него уже не актуальна. До настоящего времени контракт не заключен. Строительство объекта находится под срывом.
Относительно указанных доводов комиссия Иркутского УФАС России отмечает, что факт признания первой закупки с аналогичным предметом несостоявшейся в связи с отсутствием заявок и соответствующее смещение сроков выполнения предусмотренных данной закупкой работ никоем образом не может ставиться в вину Обществу, поскольку Общество участие в данной закупке не принимало участие и никаких обязательств на себя в данной части не приминало. Заказчик в устном выступлении в ходе рассмотрения данного обращения указывает на необходимость производства части работ в мае 2024, при этом Комиссия считает необходимым отметить, что результаты закупки подведены только 27.06.2024 (размещен Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭА1).
Таким образом, комиссия приходит к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между признанием участника закупки уклонившимся от заключения контракта и значительным смещением сроков начала строительства с мая на июль 2024 года.
Вместе с тем, на участие в закупке было подано 3 заявки, все заявки признаны соответствующими требованиям извещения и в настоящее время проект контракта направлен на подпись участнику закупки, занявшему второй место в аукционе.
Ранее обращений о включении Участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в Иркутское УФАС России не поступало.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в единой информационной системе в реестре контрактов содержатся сведения о добросовестном осуществлении Участником закупки предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием 9 успешно исполненных контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем Открытого конкурса в электронной форме и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Комиссия Иркутского УФАС России в рассматриваемом случае не усматривает в действиях Участника закупки умышленного уклонения от подписания контракта, в связи с чем не имеет достаточных оснований для включения информации об Участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении ООО " НС-СТРОЙ " (664521, Иркутская область, р-н Иркутский, рп. Маркова, пер Светлый (Сергиев посад мкр.), Д. 7, ИНН: 3827057802), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения об участниках/учредителях ООО " НС-СТРОЙ ", о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО " НС-СТРОЙ " (Сулиманов Артем Гумарович, ИНН 381113982920) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Направить копии решения сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 23 июля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2024