Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
рассмотрев заявление заказчика в лице Администрации городского округа Нижняя Салда (вх. N 14973-ЭП/24 от 16.07.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ЗЕМСТРОЙМОНТАЖ", исполнителе по контракту N 0362300381623000020 от 30.06.2023 г. на строительство трубопровода тепловой сети от котельной Строителей 70 до тепловой камеры ЦТП "Строителей" в городе Нижняя Салда по адресу: ул. Строителей 70 - Строителей 2а (извещение N 0362300381623000020) в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее по тексту - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078), посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 16-30 в присутствии представителей:
- заказчика в лице Администрации городского округа Нижняя Салда - *,
- уполномоченного органа в лице Муниципального казенного учреждения "Служба муниципального заказа городского округа Нижняя Салда" - *,
- заинтересованного лица ООО "ЗЕМСТРОЙМОНТАЖ" - *, *,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице Администрации городского округа Нижняя Салда (вх. N 14973-ЭП/24 от 16.07.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ЗЕМСТРОЙМОНТАЖ", исполнителе по контракту N 0362300381623000020 от 30.06.2023 г. на строительство трубопровода тепловой сети от котельной Строителей 70 до тепловой камеры ЦТП "Строителей" в городе Нижняя Салда по адресу: ул. Строителей 70 - Строителей 2а (извещение N 0362300381623000020).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Изучив имеющиеся материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
07.06.2023 г. на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) и на сайте электронной торговой площадки АО "Сбербанк-АСТ" было размещено извещение N 0362300381623000020 на строительство трубопровода тепловой сети от котельной Строителей 70 до тепловой камеры ЦТП "Строителей" в городе Нижняя Салда по адресу: ул. Строителей 70 - Строителей 2а.
Начальная (максимальная) цена контракт составила 116 628 340,00 рублей.
Контракт N 0362300381623000020 от 30.06.2023 г. на строительство трубопровода тепловой сети от котельной Строителей 70 до тепловой камеры ЦТП "Строителей" в городе Нижняя Салда по адресу: ул. Строителей 70 - Строителей 2а был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством. Дата заключения контракта - 30.06.2023 г.
В соответствии с п. 1.1. контракта N 0362300381623000020 от 30.06.2023 г. заказчик поручает, а Генподрядчик обязуется выполнить Строительство трубопровода тепловой сети от котельной Строителей 70 до тепловой камеры ЦТП "Строителей" в городе Нижняя Салда по адресу: ул. Строителей 70 - Строителей 2а, (далее - Объект) в рамках реализации региональной программы по модернизации систем коммунальной инфраструктуры Свердловской области на 2023-2027 годы и обеспечить получения Муниципальным заказчиком предусмотренного расчетного размера экономии энергетических ресурсов согласно Методики верификации энергетического эффекта (Приложением N 3 к настоящему Контракту), а Муниципальный заказчик обязуется создать Генподрядчику необходимые условия для выполнения работ по настоящему Контракту, принять их результат и оплатить выполненные работы.
Согласно п. 1.2. контракта N 0362300381623000020 от 30.06.2023 г. при исполнении настоящего контракта, а также по всем вопросам, не урегулированным в настоящем контракте, стороны руководствуются Описанием объекта (Приложение N 1 к контракту),Сводным расчетом цены (Приложение N 2 к настоящему Контракту). Работы должны быть выполнены согласно графика выполнения работ (Приложение N 4 к настоящему Контракту) и иной технической документацией на работы, указанной в Техническом задании (Приложение N 1 к настоящему Контракту), которые прилагаются к настоящему Контракту и являются его неотъемлемой частью, а также действующими строительными нормами и правилами, и другим действующим законодательством РФ. Генподрядчик ознакомлен с техническим заданием, Объектовым расчетом цены (сводным - сметным расчетом) и не имеет к ним замечаний.
Сроки сдачи работ согласно Графика производства работ, акта верификации энергетической эффективности - 30.06.2024 (п. 1.4. контракта N 0362300381623000020 от 30.06.2023 г.).
Согласно п. 3.1 контракта N 0362300381623000020 от 30.06.2023 г. стоимость работ по Контракту определена протоколом по результатам проведения электронного аукциона и составляет - 116 628 340 (сто шестнадцать миллионов шестьсот двадцать восемь тысяч триста сорок) руб. 00 коп, в т.ч. НДС - 20% - 23 325 668 (двадцать три миллиона триста двадцать пять тысяч шестьсот шестьдесят восемь) руб. 00 коп.
Пунктами 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.14 контракта N 0362300381623000020 от 30.06.2023 г. определены обязанности генподрядчика, а именно генподрядчик обязан:
4.2.2. Выполнить все работы по строительству в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом и приложениями к нему, и сдать объект Заказчику и эксплуатирующей организации в установленный срок в состоянии, обеспечивающем его нормальную эксплуатацию.
4.2.3. Обеспечить:
производство работ в полном соответствии с локальными сметными расчетами, СП, СНиП, ГОСТ и ТУ;
своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных в процессе производства работ, при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации объекта;
бесперебойное функционирование теплоснабжения объектов при нормальной эксплуатации объекта в течение гарантийного срока.
4.2.4. Обеспечить выполнение строительных работ необходимыми материалами, механизмами, оборудованием и т.п. Все строительные материалы и оборудование должны быть новыми, иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта, паспорта качества и другие документы, удостоверяющие их качество. Генподрядчик несет ответственность за несоответствие используемых материалов государственным стандартам и техническим условиям.
4.2.14. Генподрядчик обеспечивает объект необходимыми материалами и оборудованием в объеме и качестве согласно локальных сметных расчетов, осуществляя его поставку, монтаж, обеспечивает выполнение пуско-наладочных работ.
На основании п. 6.1. контракта N 0362300381623000020 от 30.06.2023 г. Генподрядчик гарантирует, что качество строительных материалов, конструкций и систем, применяемых им для выполнения работ, соответствует СП, СНиПам, ГОСТам, спецификациям, техническим условиям и имеет соответствующие сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие их качество.
Согласно п. 6.8. контракта N 0362300381623000020 от 30.06.2023 г. при проведении работ должны быть достигнуты показатели объекта, заданием на конкурс (техническим заданием) и соответствующие требованиям действующих технических регламентов СНиП, ГОСТ, СанПиН, НПБ и др. нормативных документов, действующих на территории РФ.
Используемые к применению материалы, конструкции, должны быть новыми, ранее не использующимися, должны соответствовать государственным стандартам и техническим условиям, отвечать требованиям пожарной и экологической безопасности, требованиям энергетической эффективности, иметь сертификаты, паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество.
Сертификаты (паспорта) качества на изделия, материалы и оборудование, применяемые для выполнения работ, должны быть на русском языке. Материалы и изделия должны соответствовать требованиям санитарных правил и норм (СанПиН) и требованиям пожарной безопасности, предусмотренными Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В процессе выполнения работ допускается замена оборудования и материалов только с предварительного письменного согласия Заказчика, если замена не влияет на качество выполнения работ, в пределах цены контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что ООО "ЗЕМСТРОЙМОНТАЖ" своих обязательств по контракту не исполнил, тем самым нарушив разделы 1,4,5. муниципального контракта.
Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом подтверждается составленными актами заказчиком от 15.05.2024 г., 16.06.2023 г., и фотоматериалами, приложенных к ним, что предусмотрено пунктом 7.16 контракта (в качестве подтверждения фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения Генподрядчиком обязательств Заказчик вправе использовать фото или видеоматериалы). На сегодняшний день отставание от графика выполнения работ составило 378 дней, что является существенным нарушением условий муниципального контракта.
Возражая относительно позиции Заказчика, представитель заинтересованного лица на заседании Комиссии пояснил, что в процессе выполнения муниципального Контракта Генподрядчик добросовестно предпринял все меры по исполнению обязательств, однако Заказчик уклонялся от взятых на себя обязательств, предусмотренных Контрактом.
В процессе выполнения муниципального Контракта Генподрядчик добросовестно предпринял все меры по исполнению обязательств, однако Заказчик уклонялся от взятых на себя обязательств, предусмотренных Контрактом.
В ходе выполнения работ Генподрядчик сталкивался с систематическим игнорированием вопросов, разрешение которых необходимо для надлежащего ведения работ на Объекте, а также с непоследовательными действиями Заказчика в части согласования материалов, подлежащих применению в рамках исполнения Контракта.
Более того, в результате действий Заказчика, приобретены строительные материалы, согласование на применение которых было впоследствии отозвано.
Проектом предусмотрен монтаж опор ОП1, ОП2, НОП1 на погружных винтовых сваях СВС-325/700 (8.5), которые должны быть оцинкованы методом горячего цинкования толщиной 100мкм по ГОСТ 9.307-89 (см. пункт 3 лист 27 рабочего проекта).
В локальной смете применены стальные сваи по ФССЦ-08.1.02.16-0729 из Федерального сборника сметных цен (ФССЦ-2001), длиной L=600MM.
В ответ на запрос получен ответ N 191 от 08.08.2023 г. с указанием на то, что по позиции Том 4. Тепловые сети. Строительная часть - работы будут производиться согласно локально сметного расчета: сваи по ФССЦ-08.1.02.16-0729, длиной L=6000 мм
Письмом N 206 от 29.08.2023 г. Директор МКУ "Служба муниципального заказа" утвердил (согласовал) предложенный вариант, а именно: Приложение N 2 Свая винтовая сварная однополосная.
При этом предложенный к использованию в рамках Контракта вариант сваи отражает следующие технические характеристики: длина сваи - 6000 мм, труба 0325 мм, толщина стенки 8 мм, оголовок из листа толщиной 8 мм, размером 400x400мм с приваренным основанием из трубы 0325 мм высотой 100 мм, диаметр лопасти 550 мм).
С учетом полученного согласования, во избежание нарушения сроков Контракта, руководством ООО "ЗЕМСТРОЙМОНТАЖ" принято решение выполнить заказ на изготовление свай винтовых по размерам в схеме Приложения N 2, на основании согласования полученного от организации Заказчика.
После согласования, изготовления и доставки на строительную площадку свай винтовых по истечении более 4-х месяцев, Заказчик письмом N 11 от 25.01.2024 г. отзывает ранее выданное согласование, по изменению проектных решений, а именно по конструктиву свай винтовых.
Вместе с тем, ввиду наличия нерешенных вопросов, напрямую влияющих на возможность выполнения работ на Объекте, данные работы не завершены.
По данным обстоятельствам в адрес Заказчика неоднократно направлялись соответствующие уведомления, однако реакции не последовало.
В результате, ООО "ЗЕМСТРОЙМОНТАЖ" при выполнении работ понес расходы в следующем размере: 28 474 462 (двадцать восемь миллионов четыреста семьдесят четыре тысячи четыреста шестьдесят два) рублей, 07 копеек.
В том числе, приобретены (но не использованы) строительные материалы для выполнения работ на Объекте на общую сумму: 13 176 930 (тринадцать миллионов сто семьдесят шесть тысяч девятьсот тридцать) рублей, 47 коп.
Представителем заинтересованного лица в адрес Комиссии представлено письмо N 540/ЗСМ от 17.10.2023 г. направленное ООО "ЗЕМСТРОЙМОНТАЖ" в адрес Заказчика информации с просьбой взять на личный контроль рассмотрение направленных вопросов и в срочном порядке предоставить официальные ответы на нижеуказанные письма:
Исх. N |
Дата |
Вопрос/Тема запроса |
Наличие ответа |
332/3CM |
04.07.2023 г. |
Произвести вынос геодезической разбивочной основы (ГРО), произвести вынос геодезических знаков (реперов) и предоставить акты, произвести вынос плановых (осевых) знаков линейного сооружения. |
Нет |
334/3CM |
04.07.2023 г. |
Просьба предоставить Разрешительную документацию. |
Нет |
341/3CM |
10.07.2023 г. |
Касаемо запроса у генерального Проектировщика выдать Проект Организации Строительства (ПОС) |
Нет |
367/3CM |
26.07.2023 г. |
Касаемо предоставления раздела 6 - Проекта Организации Строительства. |
Нет |
399/3CM |
08.08.2023 г. |
Просьба откорректировать и привести в соответствие действующим на территории РФ нормативным документам и "Градостроительному кодексу РФ" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (в редакции от 04.08.2023 г.) |
Нет |
435/3CM |
22.08.2023 г. |
Применение свай L=6000mm и о внесении корректировок в рабочий проект. |
Нет |
466/ЗСМ |
11.09.2023 г. |
О согласовании замене материалов: лотков, стальных труб в изоляции ППМИ, применении сваи однополосной 0325, L=6000mm и внесении изменений проектной организацией ООО "Нео Консалтинг Групп" в рабочую документацию: - 26.05-036.2020.РД-ТС.КЖ; - 26.05-036.2020.РД-ТС. |
Нет |
487/ЗСМ |
22.09.2023 г. |
О предоставлении Технического решения по устройству подземной тепловой сети в районах пересечения действующих и вновь возводимых коммуникаций. |
Нет |
488/ЗСМ |
25.09.2023 г. |
Просьба учесть работы по осушению траншеи на участке от камеры УТЗ до угла поворота УП16 затопленной в следствии утечки воды из действующих трубопроводов коммунальных систем и принять решение к реализации сложившихся непредвиденных работ. |
Нет |
493/3CM |
26.09.2023 г. |
В дополнение к письму исх. N 488/ЗСМ от 25.09.2023 г. Просьба согласовать статью возмещения затрат при выполнении непредвиденных локальной сметой работ. Акт N1 от 26.09.2023 г.; фотоотчет; локальный сметный расчет. |
Нет |
509/ЗСМ |
03.10.2023 г. |
Просьба согласовать, указать статью возмещения затрат при выполнении непредвиденных локальной сметой работ по осушению траншеи на участке от камеры УТ4 в сторону угла поворота УП16 длинной 27-м затопленной водами вызванными протечкой при ремонтных работах в подвале дома по ул. Строителей, 10. Акт N2 от 03.10.2023 г.; фотоотчет; локальный сметный расчет. |
Нет |
510/ЗСМ |
04.10.2023 г. |
Просьба указать возможность компенсации разницы затрат по услуге "Погружения вибропогружателем стальных свай шпунтового ряда массой 1-м: до 50 кг.на глубину 10-м", а также возможность замены расценки. |
Нет |
513/3CM |
04.10.2023 г. |
Просьба согласовать изоляционный материал Гидроизол ТПП-3,0 с внесением в проектно-сметную документацию. |
Нет |
516/ЗСМ |
04.10.2023 г. |
Просьба внести объемы работ и материала по устройству оклеенной гидроизоляции конструкций непроходного канала, теплофикационных камер УТ1-УТ5, дренажных колодцев ДК1-ДКЗ в проектносметную документацию. |
Нет |
535/3CM |
16.10.2023 г. |
Просьба согласовать с проектной организацией замену плит перекрытия непроходного канала марки П20 серии 3.006.1-2.87 в.2 размерами 2990><2460х 140 мм на плиты марки П18-8 серии 3.006.1- 2.87 в.2 размерами 2990x2160x150мм с внесением в рабочую документацию |
Нет |
Представителем Заказчика в адрес Комиссии представлено письмо N 252 от 17.11.2023 г. направленное Заказчиком в адрес ООО "ЗЕМСТРОЙМОНТАЖ" в ответ на письмо N 540/ЗСМ от 17.10.2023 г. с информацией о том, что по вопросам предоставления исходных данных все ответы направлены в адрес ООО "ЗЕМСТРОЙМОНТАЖ". Направление промежуточного ответа говорит о том, что по данному вопросу на текущую дату решение не принято.
Запрос |
Ответ |
N 332/3CM от 04.07.2023 |
N 153 от 04.07.2023 |
N 334/3CM от 04.07.2023 |
дополнительно N 251 от 17.11.2023 |
N 341/3CM от 10.07.2023 |
N 185 от 03.08.2023 |
N 367/3CM от 26.07.2023 |
N244 от 10.11.2023 |
N 435/3CM от 22.08.2023 |
N206 от 29.08.2023 |
N 466/ЗСМ от 11.09.2023 |
N208,211 от 12.09.2023 N 239 повтор от 02.11.2023. |
N 487/ЗСМ от 22.09.2023 |
Запрос в НЕО N 212, N 226 повтор от 26.10.2023 |
N 488/ЗСМ от 25.09.2023; N 493/3CM от 26.09.2023 N 509/ЗСМ от 03.10.2023 (один вопрос) |
N225 от 26.10.2023 |
N 510/ЗСМ от 04.10.2023 |
N224 от 26.10.2023 |
N 513/3CM от 04.10.2023 |
Запрос в НЕО N 231 от 26.10.2023, N 238 повтор от 02.11.2023. N250 от 16.11.2023 |
N 516/ЗСМ от 04.10.2023; |
N231 от 26.10.2023 |
N 535/3CM от 16.10.2023; |
Запрос в НЕО N 222 от 17.10.2023, N 238 повтор от 02.11.2023. N240 от 08.11.2023 |
Комиссией установлено, что в ответ на письма ООО "ЗЕМСТРОЙМОНТАЖ" N 332/3CM от 04.07.2023, N 334/3CM от 04.07.2023 Заказчиком дан ответ N 153 от 04.07.2023 дополнительно N 251 от 17.11.2023 со следующим содержанием:
"1. N 334/3CM от 04.07.2023 г. сообщаю, что земельный участок с ситуационным планом; постановление ГО Н. Салда об отведенных границах - находятся на площадке ЕИС (в проекте);
- разрешение на производство работ, Вам необходимо запросить у МУЛ "Чистый город" г. Н. Салда, директор Селиванов Михаил Николаевич;
- акт-допуск по необходимости.
2. N 332/3CM от 04.07.2023 - в связи с отсутствием в администрации геодезиста, есть возможность только предоставить пункты полигонометрии в непосредственной близости от объекта. Все данные указаны на листе 16 ГП.
3. С приказом N 66-НС N 3 от 04.07.2023 г. - ознакомлены".
Представитель заинтересованного лица пояснил, что работы по выносу геодезической разбивочной основы (ГРО), производству выноса геодезических знаков (реперов), производству выноса плановых (осевых) знаков линейного сооружения выполнялись за счет собственных средств ООО "ЗЕМСТРОЙМОНТАЖ" и Заказчиком оплачены не были.
Вместе с тем Комиссия констатирует, что согласно п. 5.8 СП 48.13330.2011 "СНиП 12-01-2004. Организация строительства" Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2010 г. N 781) застройщик (заказчик) должен обеспечить вынос на площадку геодезической разбивочной основы лицом, имеющим выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по созданию опорных геодезических сетей.
Однако, указанные работы Заказчиком не были выполнены.
Комиссией установлено, что в ответ на письмо N 341/3CM от 10.07.2023 Заказчиком дан ответ N244 от 10.11.2023 со следующим содержанием:
"На Ваше письмо N 341/3CM от 10.07.2023 года, сообщаю, что получить раздел 5 проектной документации 26.05-036.2020. ПД-ПОС "Проект организации строительства" с отметкой "к производству работ", можно на совещании по решению текущих вопросов в рамках исполнения муниципального контракта от 30.06.2023 N 0362300381623000020 "Строительство трубопровода тепловой сети от котельной Строителей 70 до тепловой камеры ЦТП "Строителей" в городе Нижняя Салда по адресу: ул. Строителей 70 - Строителей 2а", которое состоится 13.11.2023 в администрации городского округа Нижняя Салда по адресу: площадь Свободы", N 9 в 15:00".
Комиссия поясняет, что согласно п. 5.4 СП 48.13330.2011 "СНиП 12-01-2004. Организация строительства" Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2010 г. N 781) При осуществлении строительства на основании договора застройщик (заказчик) передает лицу, осуществляющему строительство, утвержденную им проектную документацию, а также рабочую документацию на весь объект или на определенные этапы работ в двух экземплярах на электронном и бумажном носителях. Проектная и рабочая документация должна быть допущена к производству работ застройщиком (заказчиком) с подписью ответственного лица путем простановки штампа на каждом листе. Состав и содержание разделов проектной документации (включая проект организации строительства), передаваемой лицу, осуществляющему строительство, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (приложение А). Передаваемая проектная документация должна содержать заверение проектировщика о том, что эта документация разработана в соответствии с заданием на проектирование и требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Комиссией установлено, что Проект организации строительства был передан Заказчиком ООО "ЗЕМСТРОЙМОНТАЖ" только в ноябре 2023 г., в том время как указанный документ запрашивался ООО "ЗЕМСТРОЙМОНТАЖ" в июле 2023 г.
Кроме того, в ответ на письмо ООО "ЗЕМСТРОЙМОНТАЖ" N 435/3CM от 22.08.2023 Заказчиком дна ответ N N206 от 29.08.2023 со следующим содержанием:
"На Ваше письмо N 435/3CM от 22.08.2023 года сообщаю, что схема согласно Приложения N 2 Свая винтовая сварная однополосная - согласована".
Представитель заинтересованного лица пояснил, что применение свай L=6000mm было согласовано Заказчиком, вследствие чего, ООО "ЗЕМСТРОЙМОНТАЖ" закуплен указанный товар, однако, Заказчиком не были внесены корректировки в рабочий проект, а также согласование о применении свай L=6000mm было отозвано.
Комиссией установлено, что в ответ на письма ООО "ЗЕМСТРОЙМОНТАЖ" N 488/ЗСМ от 25.09.2023, N 493/3CM от 26.09.2023, N 509/ЗСМ от 03.10.2023 Заказчиком дна ответ N225 от 26.10.2023 со следующим содержанием:
"В ответ на Ваши письма N 488/ЗСМ от 25.09.2023, N 493/3CM от 26.09.2023, N 509/ЗСМ от 03.10.2023 года, по работам на участке от камеры УТЗ до угла поворота УП16 сообщаю, что документы приняты к рассмотрению, решение будет направлено в срок до 10.11.2023.".
Вместе с тем, представителем Заказчика не представлено доказательств направления решения, указанного в письме N225 от 26.10.2023, в адрес ООО "ЗЕМСТРОЙМОНТАЖ".
С учетом изложенного, изучив имеющиеся материалы дела, выслушав позиции сторон, Комиссия приходит к выводу, что ООО "ЗЕМСТРОЙМОНТАЖ" предпринимались действия, свидетельствующие об его намерении исполнить принятые на себя обязательства по контракту.
В соответствии с п. 2 ст. 328 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе у заказчика есть право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 9.3. контракта N 0362300381623000020 от 30.06.2023 г. расторжение муниципального контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Гражданским кодексом Российской Федерации.
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 04.07.2024 г.
В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик разместил в единой информационной системе 04.07.2024 13:03 (МСК).
Таким образом, в соответствии с п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления считается 04.07.2024 13:03 (МСК).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 16.07.2024 г.
В силу ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта.
Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом, контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности контрольного органа в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) без всесторонней соответствующей оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание заинтересованного лица недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения сведений об подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Проанализировав имеющиеся доказательства по делу, учитывая, что заинтересованное лицо предпринимало попытки для надлежащего исполнения обязательств по контракту, Комиссия полагает, что включение сведений об ООО "ЗЕМСТРОЙМОНТАЖ" в реестр недобросовестных поставщиков будет несоизмеримо с имеющимся неисполнением обязательств по контракту, повлечет для заинтересованного лица с учетом всех обстоятельств значительные неблагоприятные последствия, что не отвечает целям ведения реестра недобросовестных поставщиков, не соизмеримо с негативными для заказчика последствиями, связанными с неисполнением заинтересованным лицом обязательств по контракту..
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать сведения об ООО "ЗЕМСТРОЙМОНТАЖ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 23 июля 2024 г. N РНП-N
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2024