Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе: Председателя Ливончик В.А. - заместителя руководителя управления - Комиссии: начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Членов Черенковой Е.Б. - главного специалиста-эксперта отдела Комиссии: контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Гареевой Д.Ф. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, рассмотрев обращение МКУ ЗГО "УЖКХ" о включении сведений об ООО "ПРОФИГРУПП", о его директоре, учредителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом подрядчика от исполнения и расторжением контракта, заключенного по итогам запроса котировок в электронной форме на устройство водопропускной трубы в районе Малая Балашиха 95 и 2024-12062 2 ремонту дорожного полотна над водопропускной трубой, подсобное хозяйство (извещение N 0869300000623000074), при участии в заседании Комиссии в дистанционном режиме:
- представителей МКУ ЗГО "УЖКХ" (далее - заказчик) Нуждина В.А., Гайнцева А.А., Сивкова П.М., действующих на основании доверенностей от 17.07.2024 NN б/н, от 12.01.2024 N 3-Д/УЖКХ;
- представителей ООО "ПРОФИГРУПП" (общество, подрядчик) Герасимчука С.Н., Рязанова С.С., действующих на основании доверенностей от 15.07.2024,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО "ПРОФИГРУПП", о его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом подрядчика от исполнения и расторжением контракта, заключенного по итогам запроса котировок в электронной форме на устройство водопропускной трубы в районе Малая Балашиха 95 и ремонту дорожного полотна над водопропускной трубой, подсобное хозяйство (извещение N 0869300000623000074) (далее - закупка, запрос котировок).
Согласно представленным документам 19.01.2024 заказчик и подрядчик заключили муниципальный контракт N 74ЭК на выполнение работ по цене 2 800 000 (два миллиона восемьсот тысяч) рублей 00 копеек. Как следует из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, общество отказалось от обязательств по контракту в связи с тем, что заказчик не передал в полном объеме всю необходимую документацию для выполнения работ по контракту, а также не передал строительную площадку для начала выполнения работ. Сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 12.07.2024.
Изучив представленные документы, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам, Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, 2024-12062 3 заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Как следует из части 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Так, исполнителем 26.06.2024 с использованием единой информационной системы сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое вступило в силу 09.07.2024.
Информация о расторжении контракта размещена в единой информационной системе в сфере закупок 09.07.2024 в разделе "информация об исполнении (расторжении) контракта". Первоначально сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 10.07.2024 без приложения к обращению решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с чем на основании подпункта "ж" пункта 9 радела II постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 контрольным органом подготовлено уведомление о несоответствии обращения заказчика и предложено повторно направить обращение с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Повторно сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 12.07.2024.
На дату заседания Комиссии согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, контракт считается расторгнутым. 2024-12062 4 При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее, Между заказчиком и ООО "ПРОФИГРУПП" 19.01.2024 заключен муниципальный контракт N 74ЭК на выполнение работ (далее - контракт). Пунктом 1.2. контракта предусмотрено, что "По контракту, в соответствии с протоколом NИЗК1 от "16" января 2024 г., размещенным в единой информационной системе http://www.zakupki.gov.ru "16" января 2024 г., Подрядчик обязуется выполнить работы по устройству водопропускной трубы в районе Малая Балашиха 95 и ремонту дорожного полотна над водопропускной трубой, подсобное хозяйство, в соответствии с техническим заданием (приложение N1 к контракту), локальными сметными расчетами (сметами) N155,112 (приложение N 2 к контракту), ведомостями материалов (приложение N 1 к локальному сметным расчетам (сметам) N155,112), являющимся неотъемлемой частью контракта, а Заказчик принять и оплатить работы, в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.".
В соответствии с пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного (муниципального) контракта являются предмет и сроки выполнения работ. В пунктах 1.3, 1.4 контракта заказчиком указан срок выполнения работ: "1.3.
Срок начала выполнения работ: в течение 1 (одного) рабочего дня с даты заключения контракта.
1.4. Срок окончания выполнения работ: до 30.06.2024 г". Как следует из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик не передал в полном объеме всю необходимую документацию для выполнения работ по контракту, а также не передал строительную площадку для начала выполнения работ. Представители подрядчика на заседании Комиссии пояснили, что по условиям контракта (пункт 2.2.3.) подрядчик вправе потребовать указаний и разъяснений по любому 2024-12062 5 вопросу, связанному с выполнением работ по контракту, однако в нарушение условий контракта заказчик не дал разъяснений ни по одному вопросу, возникшему у подрядчика при исполнении обязательств по контракту, подрядчик не смог приступить к выполнению работ по контракту без ответов на поставленные вопросы в письмах (N02/2024 от 01.02.2024, N04/2024 от 02.02.2024, N05/2024 от 01.03.2024, N06/2024 от 11.04.2024, N07/2024 от 23.04.2024, N08/2024 от 15.05.2024, 09/2024 от 22.05.2024, N10/2024 от 29.05.2024, N11/2024 от 06.06.2024).
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято ООО "ПРОФИГРУПП" на основании части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе. На заседании Комиссии представители заказчика выразили несогласие заказчика с принятым подрядчиком решением и пояснили, что в соответствии с условиями контракта работы необходимо выполнять в соответствие техническим заданием (приложение N 1 к контракту), локальными сметными расчетами (сметами) N 155, 112 (приложение N 2 к контракту), ведомостями материалов (приложение N 1 к локальному сметным расчетам (сметам) N 155,112).
Подрядчик, принимая участие в закупке, заключая контракт по итогам запроса котировок, ознакомился с его условиями, согласился на них и подписал контракт. К выполнению работ на объекте подрядчик не приступил, в рамках переписки по контракту подрядчик пытался уклониться от выполнения работ, задавая вопросы, на которые заказчик давал ответы. Сторонами по контракту проводились также совещания по вопросам выполнения работ с составлением протоколов. У подрядчика возникали вопросы в отношении материалов, используемых при выполнении работ, заказчик представил необходимую информацию. Относительно дополнительных объемов работ, на которые указывал подрядчик, заказчик был готов согласиться с такими дополнительными работами с оплатой в рамках 10 % от сметной стоимости. Однако подрядчик к работам не приступил. Представители подрядчика на заседании Комиссии возразили на пояснения заказчика и указали, что при заключении контракта общество ориентировалось на информацию об объеме и стоимости работ, размещенную в единой информационной системе, вместе с тем, из содержания контракта не представлялось возможным сделать вывод о конкретной месте выполнения работ. После уточнения информации о конкретном месте выполнения работ возникли вопросы к характеристикам водопропускной трубы (объем и диаметр), поскольку такая информация отсутствовала в контракте, в связи с чем общество направило в адрес заказчика обращение для целей уточнения информации о характеристиках планируемой к монтажу железобетонной водопропускной трубы (письмо от 01.02.2024 N 02/24), однако ответа от заказчика не поступило. Поскольку обращение подрядчика осталось без ответа, изучив сметную документацию, подрядчик предложил к монтажу трубу с характеристиками, указанными в письме от 01.03.2024 N 05/24 (Труба водопропускная ТСПВ 140.25.3) с просьбой согласовать в кратчайшие сроки для исключения задержек по производству и поставке необходимой продукции. Заказчик снова на письмо не отреагировал. Указанное письмо повторно 10.04.2024 подрядчиком представлено нарочно заказчику для согласования с эскизным вариантом предлагаемого конструктива. По итогу встречи с заказчиком подрядчику передана ведомость объемов работ, в которой указана для применения железобетонная труба ТСП 80-25-1 - 8 шт. Письмом от 11.04.2024 N 06/24 подрядчик проинформировал заказчика о том, что представленная заказчиком 10.04.2024 ведомость объемов работ не соответствует по составу работ и объему локально-сметному расчету N 112, просил ответить на направленные ранее в адрес заказчика письма. 2024-12062 6 Заказчик письмом от 11.04.2024 N 1561 пригласил подрядчика на совещание 12.04.2024 для обсуждения вопросов, связанных с конструктивными особенностями устройства водопропускной трубы в районе Малая Балашиха, 95 по контракту. Письмом от 12.04.2024 N 1588 в ответ на письмо подрядчика от 01.02.2024 заказчик сообщил, что для уточнения диаметра железобетонной трубы представителю подрядчика 10.04.2024 передана ведомость объемов работ; для уточнения альтернативного проезда в пос. Подсобное хозяйство на время проведения строительных работ организовано рабочее совещание на 12.04.2024.
Далее по итогам совещания от 12.04.2024 для проведения работ по контракту подрядчику указано использовать трубу железобетонную марки ТСП80.25-1, внутреннем диаметром 800 мм в объёме 5,3 мЗ (подсобное хозяйство), железобетонную трубу ТСП 100.25-1 в объеме 10,8мЗ (Балашиха 95) и разъяснено, что вопрос организации временного проезда при проведении работ будет рассмотрен на внеочередном заседании комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории ЗГО, после предоставления подрядной организацией в МКУ ЗГО "УЖКХ" конкретных сроков по остановке движения транспортных средств. При этом, необходимо отметить, что письмом от 01.02.2024 N 01/24 подрядчик представил заказчику календарный план выполнения работ. Письмом от 23.04.2024 N 07/24 подрядчик проинформировал заказчика о том, что локально-сметными расчетами N 112 и N 155 (приложение N 2 к контракту) не предусмотрены работы по укладке водопропускной железобетонной трубы на ремонтируемом участке в пос. Подсобное хозяйство; для проведения работ по укладке 4-х звеньев железобетонной водопропускной трубы, требуется проведение ряда мероприятий; в качестве приложений к письму направлены дефектная ведомость и локально-сметный расчет с дополнительными работами с просьбой рассмотреть возможность заключения дополнительного соглашения, для проведения дополнительных мероприятий или оставить неизменными работы, предусмотренные локально-сметными расчетами, по ремонту оголовков водопропускного коллектора в пос. Подсобное хозяйство. Письмом от 15.05.2024 N 08/24 подрядчик уведомил заказчика о том, что по итогу организованного выездного совещания 15.05.2024 на место локации объекта по контракту установлены новые обстоятельства, в части объемов выполнения работ; в дополнении к локально-сметным расчетам N 112 и N 155 (приложение N 2 к контракту) необходимо выполнение дополнительных мероприятий:
- обеспечение подъезда к уширению проезжей части на месте монтируемых труб (по ЛСР 70 м2);
- отсыпка участка для поднятия его до уровня существующей проезжей части;
- устройство водоотводного пути. Письмом от 22.05.2024 N 09/24 подрядчик продублировал заказчику информацию о том, что в дополнении к локально-сметным расчетам N 112 и N 155 (приложение N 2 к контракту) необходимо выполнение дополнительных мероприятий:
- обеспечение подъезда к уширению проезжей части на месте монтируемых труб (по ЛСР 70 м2);
- отсыпка участка для поднятия его до уровня существующей проезжей части;
- устройство водоотводного пути, и приложил дефектную ведомость и локально-сметный расчет с дополнительными объемами, а также сообщил о том, что были внесены корректировки в части необходимости использования железобетонной водопропускной трубы, просил уточнить марку планируемой к монтажу трубы согласно сметной документации контракта. 2024-12062 7 Письмом от 29.05.2024 N 10/24 подрядчик вновь обратился к заказчику по итогу проведенного совещания 29.05.2024 с просьбой:
- уточнить марку планируемой к установке трубы согласно сметной документации;
- утвердить производственно необходимые объемы, отсутствующие в локально- сметных расчетах N 112 и N 155 (приложение N 2 к контракту);
- заключить дополнительное соглашение на сумму 1 495 421,20 рублей согласно сформированному локально-сметному расчету N 2-2024, приложенному к письму. Заказчик письмом от 06.06.2024 N 2302/УЖКХ в ответ на письмо подрядчика от 29.05.2024 N 10/24 сообщил, что марка планируемой к установке трубы уточнена и является Звено круглое ЗКП 5.200; изменение стоимости контракта возможно только в рамках пункта 5.2. контракта. Письмом от 06.06.2024 N 11/24 общество проинформировало заказчика о том, что на сегодняшний день выполнить работы не представляется возможным по ряду независящих от подрядчика причин, в том числе:
- несоответствие, установленных локально-сметными расчетами (N 112 и N 155 (приложение N 2 к контракту)) объемов работ с фактически необходимыми к выполнению;
- намеренное затягивание заказчиком сроков исполнения контракта и препятствие осуществления закупки необходимых материалов путем непредставления информации и последующей дезинформации о необходимой к монтажу марки железобетонной трубы, в том числе о необходимом диаметре трубы. Представитель подрядчика на заседании Комиссии пояснил, что срок окончания выполнения работ согласно пункту 1.4 контракта составляет 30.06.2024, выполнение планируемых работ в установленный контрактом срок не представлялось возможным ввиду того, что по представленной информации от заводов изготовителей железобетонных изделий, сроки изготовления заказываемой продукции от 20 до 30 рабочих дней, информация о наименовании марки планируемой к установке трубы получена подрядчиком 06.06.2024 в письме исх. N2302/УЖКХ, информация о дополнительных комплектующих материалах отсутствует. Уведомлением от 19.06.2024 N 12/24 подрядчик сообщил заказчику о своем намерении расторгнуть контракт. Заказчик письмом от 20.06.2024 N 2504/УЖКХ просил подрядчика приступить к выполнению работ незамедлительно в рамках сметной документации (приложение к контракту) и указал, что в случае возникновения обоснованной потребности в дополнительных объемах работ МКУ ЗГО "УЖКХ" готово рассмотреть возможность заключения дополнительных отношений в рамках действующих сметных расценок по средствам заключения дополнительного муниципального контракта. Общество 26.06.2024 посредством функционала единой информационной системы в сфере закупок приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Помимо озвученной сторонами переписки по контракту в материалы дела представлено письмо подрядчика от 02.02.2024 N 04/24 о том, что ООО "ПРОФИГРУПП" в адрес Златоустовских городских РЭС компании "Россети Урал" направлено письмо с просьбой оказать содействия по переносу опоры наружного электроснабжения, располагающейся на территории проведения работ, с просьбой к заказчику оказать содействие в решении данного вопроса. Ответ на указанное письмо направлен заказчиком 12.04.2024 (исх.N 1602/УЖКХ), согласно которому опора является имуществом ПАО "Россети Урал", МКУ ЗГО "УЖКГ" окажет содействие в решении данного вопроса, в меру своих полномочий. 2024-12062 8 Кроме того, Комиссии в ходе заседания заказчиком представлена информация о том, что распоряжением Администрации Златоустовского городского округа от 31.05.2024 N 1357-р/АДМ "О временном перекрытии движения транспортных средств на участке автомобильной дороги по ул. Малая Балашиха, 9б" утверждена схема временного перекрытия движения транспортных средств на период проведения работ по устройству водопропускной трубы в районе ул. Малая Балашиха, д. 9б. Пунктом 1 данного распоряжения предусмотрено осуществление с 05.06.2024 до 30.06.2024 временного прекращения движения транспортных средств, в период проведения работ по устройству водопропускной трубы в районе ул. Малая Балашиха, д. 9б; объезд осуществляется по автомобильной дороге от ул. Садовая в районе дома N 5 к ул. Подсобное хозяйство машзавода. Комиссии антимонопольного органа не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что указанным распоряжением разрешен вопрос, поставленный подрядчиком в письме от 01.02.2024 N 02/24, об уточнении альтернативных путей движения в пос. Подсобное хозяйство, нерешенный на совещании от 12.04.2024 согласно сведениям, указанным в протоколе от 12.04.2024, не смотря на представленный подрядчиком 01.02.2024 календарный план выполнения работ. Поскольку, во-первых, схема временного перекрытия движения транспортных средств утверждена лишь 31.05.2024 за месяц до окончания срока выполнения работ на объекте по контракту, во-вторых, в распоряжении говорится о временном прекращении движения транспортных средств в период проведения работ по устройству водопропускной трубы в районе ул. Малая Балашиха, д. 9б, тогда как по контракту предусмотрено устройство водопропускной трубы в районе Малая Балашиха 95.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2012 по делу N А41-27080/12), иначе говоря, на той стороне, которая связывает с указанным поведением правовые последствия (Постановление ФАС Поволжского округа от 31.01.2013 по делу N А72-8243/2008).
При этом злоупотребление правом должно носить "явный и очевидный характер, при котором не остается сомнений в истинной цели совершения действий" (Постановление ФАС Уральского округа от 14.03.2013 N Ф09-714/13 по делу N А71-8362/12). 2024-12062 9 Необходимо отметить, положения Закона о контрактной системе, Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителе) без оценки его действий в каждом конкретном случае, антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта неисполнения контракта и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, с учетом оценки действий подрядчика и заказчика. В каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры гражданско-правовой ответственности в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) исходя из значимого комплекса обстоятельств, баланса частных и публичных прав (интересов). Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств. Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках. Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Для возникновения таких правовых последствий как признание недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган обязан определить характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе в случае одностороннего отказа подрядчика от исполнения контракта, необходимо установить направленность действий подрядчика и его недобросовестный характер поведения. 2024-12062 10 При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение подрядчика на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта. Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по оценке обстоятельств, связанных с качеством оказанных услуг по контракту, по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа. Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить, что из документов и сведений, представленных в распоряжение Комиссии, не следует вывод о наличии у подрядчика намерения отказаться от исполнения контракта либо о совершении им действий, направленных на неисполнении контракта, на нарушение его условий. При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что общество выражало свое намерение исполнить контракт, проявляло заинтересованность в исполнении контракта, в том числе направляло в адрес заказчика письма, запросы о согласовании материалов, дополнительных работ на объекте, однако ни согласования, ни отказа в согласовании обществом от заказчика в течение длительного времени не было получено. Доказательств обратного заказчиком в материалы дела не представлено. Равно как и доказательств того, что контрактном, техническим заданием, сметной документацией, иными документами, размещенными в единой информационной системе при осуществлении закупки и заключении по ее итогам контракта, однозначно определены материалы, используемые при выполнении работ.
Согласно пункту 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. С учетом изложенного, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "ПРОФИГРУПП", о его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, 2024-12062 11
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МКУ ЗГО "УЖКХ" об ООО "ПРОФИГРУПП" (ИНН 7404074297), о его директоре, учредителях, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии В.А. Ливончик Члены комиссии: Е.Б. Черенкова Д.Ф. Гареева Исп.Гареева Д.Ф. тел.8(351) 264-50-43 2024-12062
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 июля 2024 г. N 074/10/104-1571/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2024