Резолютивная часть решения оглашена 19 июля 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 24 июля 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью ТД "Урало-Сибирская Компания" (далее - ООО ТД "Урало-Сибирская Компания", Заявитель) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении открытого конкурса в электронной форме на установку элементов обустройства на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения, находящихся в оперативном управлении ФКУ Упрдор "Южный Урал" (извещение N 0369100028424000009) (далее - конкурс, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей ФКУ Упрдор "Южный Урал" (далее - Учреждение, Заказчик): Науменкова А.Н., действующего на основании доверенности N 51 от 26.12.2023; Климовой В.В., действующей на основании доверенности N 52 от 26.12.2023; Поспелова В.А., действующего на основании доверенности N 24 от 17.07.2024;
- представителя Заявителя: Шаровой Е.Н., действующей на основании доверенности N 0717/24 от 17.07.2024,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 19.04.2022 поступила жалоба ООО ТД "Урало-Сибирская Компания" на положения извещения об осуществлении закупки при проведении открытого конкурса в электронной форме на установку элементов обустройства на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения, находящихся в оперативном управлении ФКУ Упрдор "Южный Урал" (извещение N 0369100028424000009) (далее - конкурс, закупка) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 26.06.2024 в 14:00.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 85 219 128,80 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 12.07.2024 13:00.
На дату рассмотрения жалобы Заявителя контракт не заключен.
Доводы жалобы ООО "Урал-Сервис-Групп" заключаются в следующем.
1. Оценка заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" осуществляется по формуле, предусмотренной пп. "з" п. 20 Положения.
При этом, используется значение количества баллов по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров", присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки, рассчитывается в соответствии со следующими требованиями:
Порядком оценки предусмотрено, что лучшим значением детализирующего показателя "Общее количество исполненных участником закупки договоров" является наибольшее значение детализирующего показателя и установлены предельное минимальное значение детализирующего показателя и предельное максимальное значение детализирующего показателя:
- предельное минимальное значение - 17 043 825,76 руб. (20% от НМЦК)
- предельное максимальное значение: 6 000 000 000,00 руб.
- предельное минимальное значение: 1 шт.;
- предельное максимальное значение: 250 шт.
Заявитель считает, что в извещении об осуществлении закупки завышенные предельные максимальные значения для детализирующих показателей, поскольку заказчиком нарушается требование сопоставимости опыта, установленное в вышеуказанном Постановлении, что приводит к ограничению конкуренции.
2. По мнению Заявителя, в проекте контракта отсутствует регламентированный порядок согласования ППР, что влечет за собой возможность затягивания Заказчиком сроков согласования ППР и допуска Подрядчика к выполнению работ и явиться основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта Заказчиком.
3. Согласно извещению идентификационный код закупки: 241745118904874530100100160004211244; в соответствии с со сведениями о размещенной закупке в ЕИС, идентификационный код закупки: 241745118904874530100100160014211244, что, по мнению Заявителя, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, пояснили следующее.
1. Законодательством не предусмотрены какие-либо ограничения значений показателей, используемых в расчетах по формуле, указанных в подпункте "з" пункта 20 Положения.
Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 11.07.2019 N 308-ЭС19-11278, нестоимостной критерий не является единственным и обязательным условием участия в конкурсе, не создает преимуществ конкретному лицу и направлен, прежде всего, на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика.
В этой связи, как считает Заказчик, установление предельных максимальных значений квалификационных характеристик необходимо для расчета баллов по показателям и не ограничивает конкуренцию, поскольку предельное максимальное значение общей суммы контрактов при оценке заявок участников будет ограничиваться верхним пределом, указанным в порядке оценки заявок.
2. Согласно пункту 6.3. Контракта (приложение N 5 к Извещению) Подрядчик должен разработать за свой счет проект производства работ (ППР) и представить на согласование Заказчику до начала производства работ на Объекте.
Требования к содержанию проекта производства работ установлены Приложением N 9 к Контракту и разделом 11 Технического задания, и предусматривают, в том числе, обязанность Подрядчика за 10 дней до начала производства работ с момента заключения контракта предоставить Заказчику разработанный ППР.
Поскольку, согласно пункту 4.1. Контракта дата начала работ приходится на 02.09.2024 года, то у участник закупки должен не позднее 22 августа 2024 года разработать ППР, а Заказчик должен не позднее 01 сентября 2024 года его согласовать.
Следовательно, Контракт- позволяет определить срок для разработки и срок для согласования ППР.
3. Порядок формирования ИКЗ утвержден приказом Минфина России от 10.04.2019 N 55н "Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки" Согласно абз. 5 п. 5 Порядка в разрядах с 27 по 29 указывается порядковый номер закупки, сформированный в пределах номера, указанного в предыдущих четырех разрядах ИКЗ (уникальные значения от 001 до 999 присваиваются в пределах порядкового номера закупки в плане-графике). При этом на разных этапах жизненного цикла закупки в разрядах с 27 по 29 содержатся разные значения.
По мнению Заказчика, поскольку изменение "цифры в 29-м разряде ИКЗ осуществляется в ЕИС автоматически, с использованием программно-аппаратных средств, ИКЗ сформирован в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Жалобу Заявителя Заказчик считает необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Из части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует, в том числе, критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (далее - Положение).
Пунктом 24 Положения предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки, в том числе, в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Пунктом 25 Положения предусмотрено, что для оценки заявок по показателям, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
Согласно подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Кроме того, в пункте 28 Положения, содержатся ряд обязательных требований, подлежащих применению в случае применения заказчиком показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, в том числе:
Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Согласно подпункту "д" пункта 28 Положения к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.
Подпунктом "е" пункта 28 Положения предусмотрено, что к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Согласно разделу II "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" Приложению N 4 к извещению о проведении закупки (далее - Приложение N 4) по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом" показателем оценки является наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта, показатель оценки, детализирующий показатель оценки определен как общая цена исполненных участником закупки договоров.
При этом в Приложении N 4 указано, что оценка заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" осуществляется по формуле, предусмотренной пп. "з" п. 20 Положения.
Значение количества баллов по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров", присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по указанному критерию оценки, рассчитывается в соответствии со следующими требованиями:
Лучшим значением детализирующего показателя "Общая цена исполненных участником закупки договоров" является наибольшее значение детализирующего показателя и установлены предельное минимальное значение детализирующего показателя и предельное максимальное значение детализирующего показателя.
Оценка осуществляется по формуле:
, где:
- значение детализирующего показателя "Общая цена исполненных участником закупки договоров", содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "квалификации участников закупки".
В соответствии с разделом III Приложения N 4 в отношении показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", его детализирующего показателя "Общая цена исполненных участником закупки договоров" к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги (по установке элементов обустройства на автомобильных дорогах).
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта:
- исполненный договор (договоры),
- акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров).
Последний акт приемки выполненных работ, составленный при исполнении договора, подтверждающего квалификацию участника закупки, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются:
- исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ;
- документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями (за исключением случая, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам);
Установлено предельное минимальное значение : 17 043 825,76 руб. (20% от НМЦК).
Установлено предельное максимальное значение : 6 000 000 000,00 рублей.
Также Приложением N 4 предусмотрено Положение о применении критерия оценки, показателя оценки, детализирующего показателя оценки "Общее количество исполненных участником закупки договоров" (характеристика квалификации участников закупки N 2)*, согласно которому:
- в отношении показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", его детализирующего показателя "Общее количество исполненных участником закупки договоров" к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги (по установке элементов обустройства на автомобильных дорогах).
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта:
- исполненный договор (договоры),
- акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров).
Последний акт приемки выполненных работ, составленный при исполнении договора, подтверждающего квалификацию участника закупки, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются:
- исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
- документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями (за исключением случая, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам);
Документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
По данному детализирующему показателю установлены: предельное минимальное значение: 1 шт., а также предельное максимальное значение: 250 шт.
При этом, Комиссия отмечает, что Положение не регламентирует, условия и порядок определения Заказчиком предельных максимальных и минимальных значений детализирующего показателя.
Законодатель оставляет разрешение данного вопроса на усмотрение заказчика.
Следовательно, заказчик самостоятельно определяет необходимость установления таких предельных значений и их размер. При этом, законодатель не обязывает заказчика включать в извещение обоснование установления предельных минимального и максимального значения критериев оценки.
Кроме того, Комиссия антимонопольного органа обращает внимание Заявителя на то, что нестоимостной критерий оценки не является единственным и обязательным условием участия в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор победителя конкурса - лица наиболее соответствующего потребностям заказчика (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2019 N 308-ЭС19-11278).
В этой связи, Комиссия не усматривает в действиях заказчика по установлению соответствующего критерия и порядка оценки заявок на участие в конкурсе не противоречат положениям действующего законодательства.
С учетом изложенного, довод Заявителя в указанной части не находит своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальные и конечные сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями муниципального контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
При этом, в соответствии со статьей 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Условиями сделки может быть предусмотрено исполнение ее сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательства отдельно выраженного дополнительного волеизъявления его сторон путем применения информационных технологий, определенных условиями сделки.
Пунктом 6.3 проекта контракта (приложение N 5 к Извещению) предусмотрено, что Подрядчик должен разработать за свой счет проект производства работ (ППР) и представить на согласование Заказчику до начала производства работ на Объекте. Требования к содержанию проекта производства работ установлены Приложением N 9 к Контракту. При наличии замечаний Заказчика, Подрядчик обязан внести изменения в проект производства работ в сроки, установленные Заказчиком. Подрядчик обязуется не приступать к выполнению работ по Контракту без согласованного проекта производства работ.
При этом, пунктом 4.1 проекта контракта предусмотрено начало работ - 02.09.2024; окончание работ - 01.11.2025.
Разделом 11 Технического задания (Приложение N 1 к проекту контракта) предусмотрено, что Подрядчик обязан предоставить Заказчику разработанный ППР за 10 дней до начала производства работ с момента заключения контракта.
С учетом указанных сроков начала выполнения работ (02.09.2024), при условии выполнения обязанности по предоставлению ППР в предусмотренные Техническим заданием регламентированный срок (10 дней с момента заключения контракта), срок выполнения обязательств Заказчика по согласованию ППР определен - до 01.09.2024.
Доказательства невозможности определения предельной даты согласования Заказчиком ППР, представленного Подрядчиком в срок, предусмотренный разделом 11 Технического задания, Заявителем в материалы дела не представлены.
При этом, Комиссия отмечает, что право Подрядчика на возмещение ущерба, причиненного неисполнением Заказчиком обязательств по согласованию ППР в указанные сроки может быть реализовано посредством предъявления к Заказчику штрафных санкций, предусмотренных пунктом 7.6.4 проекта контракта, за факт нарушения обязательства, которое не имеет стоимостного выражения.
С учетом изложенного. Довод жалобы в указанной части не находит своего подтверждения, не доказан.
3.Антимонопольный орган не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб, связанных соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в предусмотренных настоящим Федеральным законом информации и документах, не подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом формированию и размещению в единой информационной системе в сфере закупок.
В силу части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе данный контроль находится в сфере регулирования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органов управления государственными внебюджетными фондами.
С учетом изложенного, довод жалобы Заявителя в указанной части не подлежит рассмотрению.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее.
Частью 3 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Порядок формирования идентификационного кода закупки, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования ИКЗ утвержден приказом Минфина России от 10.04.2019 N 55н "Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки" (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка в разрядах с 27 по 29 указывается порядковый номер закупки, сформированный в пределах номера, указанного в предыдущих четырех разрядах ИКЗ (уникальные значения от 001 до 999 присваиваются в пределах порядкового номера закупки в плане-графике).
Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что на этапе формирования и утверждения заказчиком плана-графика на очередной финансовый год и плановый период при формировании идентификационного кода закупки в 27 - 29 разрядах идентификационного кода закупки указываются значения "0".
Согласно пункту 9 Порядка на этапе размещения извещения об осуществлении закупки, в том числе при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случае, если в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрено размещения извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42 и 44 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ) в 27 - 29 разрядах идентификационного кода закупки указывается порядковый номер, сформированный в пределах номера, указанного в 23 - 26 разрядах идентификационного кода закупки.
Следовательно, на разных этапах жизненного цикла закупки в разрядах с 27 по 29 содержатся разные значения.
Таким образом, варианты ИКЗ, указанные в плане-графике и в извещении (а также в контракте), отличаются только в 27-29 разрядах (в плане-графике в этом месте одни нули, в извещении и контракте - порядковый номер в пределах номера строки в плане-графике).
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО ТД "Урало-Сибирская Компания" на положения извещения об осуществлении закупки при проведении открытого конкурса в электронной форме на установку элементов обустройства на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения, находящихся в оперативном управлении ФКУ Упрдор "Южный Урал" (извещение N 0369100028424000009) необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 июля 2024 г. N 074/06/106-1582/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2024