Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в следующем составе: Заместитель председателя Комиссии:
- Н.А. Мишенькина - заместитель руководителя Смоленского УФАС России; Члены Комиссии:
- В.В. Шлыкова - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;
- О.В. Ильюшенкова - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; при участии в рассмотрении жалобы представителей:
- заказчика (личное присутствие): Ващенковой О.С. (доверенность N27/24 от 19.07.2024), Булычева С.В. (доверенность N19/24 от 09.04.2024);
- уполномоченного органа: Пестряковой О.Л. (доверенность N22 от 01.04.2024), Абрамовой Т.А. (доверенность N23 от 09.04.2024), Пастуховой О.И. (доверенность 2 N0378/02 от 14.12.2023);
- заявителя: Королевского Д.А. (доверенность N1014П-24 от 19.07.2024); рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), приказом ФАС России от 11.02.2014 N 75/14, приказом Смоленского УФАС России от 29.03.2023 N19/23, в дистанционном режиме жалобу Индивидуального предпринимателя Федорова Алексея Николаевича (далее также Заявитель) и проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Смоленское УФАС России 15.07.2024 поступила жалоба Заявителя, согласно которой положения Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме не соответствуют требованиям Закона, а именно: структурированная форма Извещения заполнена с ошибками, так как Заказчиком установлены такие значения характеристик к закупаемому товару, которые не позволили Заявителю сформировать свое предложение и принять участие в закупке. Государственным заказчиком по данному запросу котировок в электронной форме является Министерство архитектуры и строительства Смоленской области в лице ОГБУ "Управление капитального строительства Смоленской области" (далее - Заказчик), уполномоченным органом - Главное управление Смоленской области по регулированию контрактной системы (далее - уполномоченный орган). Заказчик, уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы, с доводами жалобы Заявителя не согласились; Заказчик подтвердил наличие технической ошибки при заполнении им в структурированной форме Извещения характеристик к закупаемому товару. На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон, Комиссия
установила
следующее. 09.07.2024 уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено Извещение N0163200000324004382 о проведении запроса котировок в электронной форме: "Оборудование по объекту: "Строительство школы на 1000 мест в мкр. Королевка г. Смоленска"" (извещение N0163200000324004382).
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 3 462 837,35 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.07.2024 NИЗК1 на участие в закупке заявку подал единственный участник закупки, который был признан соответствующим требованиям Извещения и получил право подписать контракт. 3 В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 5 статьи 23 Закона формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога), утверждены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145.
Согласно пункту 2 Правил формирования каталога под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с Правилами.
В соответствии с пунктом 3 Правил формирования формирование и ведение каталога осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок, в том числе путем информационного взаимодействия с иными информационными системами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информационными системами, ведение которых осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 12 Правил формирования каталога код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014. 4 В соответствии с пунктом 4 Правил использования заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил использования заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, указанных в данной норме.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона. При проведении предусмотренных Законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона соответственно.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик в случаях, предусмотренных Законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, 5 патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", документы, сформированные без использования единой информационной системы, размещаются в единой информационной системе в форме электронного документа или образа бумажного документа, при этом если информация, содержащаяся в таких электронных документах и (или) образах, не соответствует информации, сформированной с использованием единой информационной системы, приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы. Объектом спорной закупки является поставка оборудования по объекту: 6 "Строительство школы на 1000 мест в мкр. Королевка г. Смоленска" (код позиции КТРУ 27.90.10.000-00000002).
Описание объекта закупки содержится в приложении к Извещению (далее - Техническое задание), в соответствии с которым Заказчиком закупается система электроснабжения потолочная (код позиции КТРУ 27.90.10.000-00000002).
Согласно сведениям, размещенным в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на сайте единой информационной системы, код КТРУ 27.90.10.000-00000002 "Система электроснабжения потолочная" (значение классификатора - 27.90.1: Оборудование электрическое прочее и его части) описание по классификатору отсутствует. Данный код КТРУ включен в каталог - 22.10.2020; обязателен к применению с 11.01.2021.
В разделе "Описание товара, работа, услуги" каталога по указанной позиции кода КТРУ содержатся как обязательные, так и не обязательные к применению характеристики товара, которые заказчики используют при формировании описания объекта закупки. Из структурированной формы описания объекта закупки следует, что Заказчиком установлены, в том числе, следующие характеристики к закупаемому товару:
а) "Выходное напряжение переменного тока в диапазоне: 0В и
42В (Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики)";
б) "Рабочее напряжение программируемого контроллера в диапазоне: 11В
28В (Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики)";
в) "Выходное напряжение постоянного тока в диапазоне: 0В
30В (Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики)"; Из изложенного следует, что участник закупки в своей заявке в отношении указанных характеристик должен указать такие значения характеристик, которые которое одновременно будут соответствовать следующим условиям, соответственно: "
0В и
42В", "
11В
28В", "
0В
30В".
Однако, такие значения отсутствуют, поскольку установленные Заказчиком диапазоны значений взаимно исключают друг друга. Данные обстоятельства подтверждены представленными Заявителем скрин-шотами с электронной площадки и запись с ГИС "НЕЗАВИСИМЫЙ РЕГИСТРАТОР";
г) "материал корпуса: экструдированый алюминий/пластик, не менее IP65, ABS пластик (Участник закупки указывает в заявке все значения характеристики)". При этом Комиссией установлено, что в Техническом задании (приложенный к Извещению файл "Описание объекта закупки") данные характеристики и их значения указаны раздельным позициями. Как пояснил представитель Заказчика, при интеграции Технического задания в структурированную форму Извещения, вследствие технической ошибки, три характеристики "Материал корпуса" (и их значения) были объединены. Из изложенного следует, что Заказчиком в структурированной форме Извещения были установлены некорректные значения характеристик, что свидетельствует о нарушении части 6 статьи 23, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона, пункта 7 Правил использования.
Таким образом, жалоба Заявителя признана обоснованной.
На основании изложенного и руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок 7 товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Федорова Алексея Николаевича на положения Извещения государственного заказчика - Министерства архитектуры и строительства Смоленской области в лице ОГБУ "Управление капитального строительства Смоленской области", уполномоченного органа - Главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы при проведении запроса котировок в электронной форме: "Оборудование по объекту: "Строительство школы на 1000 мест в мкр. Королевка г. Смоленска"" (извещение N0163200000324004382) обоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика - Министерства архитектуры и строительства Смоленской области в лице ОГБУ "Управление капитального строительства Смоленской области", уполномоченного органа - Главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы нарушения части 6 статьи 23, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145. 3.
Выдать котировочной комиссии, государственному заказчику, уполномоченному органу и оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Заместитель председателя Комиссии Н.А. Мишенькина Члены Комиссии В.В. Шлыкова О.В. Ильюшенкова
2024-3237
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 22 июля 2024 г. N 067/06/42-459/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2024