На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 16.07.2024 N87/24 "О проведении внеплановой проверки действий государственного заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Смоленская областная клиническая больница", уполномоченного органа - Главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы, а также созданной ими аукционной комиссии по соблюдению Федерального закона от 05.04.2013 N44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) Инспекцией Смоленского УФАС России в составе: Руководитель Инспекции:
- В.В. Шлыкова - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов Участники власти Смоленского УФАС России; Инспекции:
- О.В. Ильюшенкова - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;
- О.Н. Суржикова - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России, проведена внеплановая проверка действий государственного заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Смоленская областная клиническая больница" (далее - Заказчик), уполномоченного органа - Главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы (далее - уполномоченный 2 орган), а также созданной ими аукционной комиссии. Срок и место проведения внеплановой проверки: с 16.07.2024 по 23.07.2024 включительно (6 рабочих дней) по местонахождению Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области: 214000, г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 14-а. Предмет проверки: контроль за соблюдением государственным заказчиком - Областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Смоленская областная клиническая больница", уполномоченным органом - Главным управлением Смоленской области по регулированию контрактной системы, а также созданной ими аукционной комиссии Закона при проведении электронного аукциона: "Поставка ленты технической с липким слоем в рамках реализации подпрограммы "Доступная среда" (прик. 0258 от 15.03.2024) для нужд ОГБУЗ "Смоленская областная клиническая больница"" (извещение N0163200000324003646).
Основание проверки: подпункт "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона - поступление в Смоленское УФАС России 26.06.2024 обращения Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Смоленская областная клиническая больница" (вх. N3274-ЭП/24 от 26.06.2024) о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона. Из обращения Заказчика следует, что при проведении электронного аукциона (извещение N0163200000324003646) были допущены нарушения Закона, а именно: при описании объекта закупки был применен код КТРУ, который не соответствует потребностям Заказчика, что в дальнейшем приведет к необоснованному расходованию денежных средств. Государственным заказчиком является Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Смоленская областная клиническая больница", уполномоченным органом - Главное управление Смоленской области по регулированию контрактной системы.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 49 Закона электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. 3 В соответствии с частью 5 статьи 23 Закона формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования), утверждены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 (далее - Постановление N145).
Согласно пункту 2 Правил формирования под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с Правилами.
В соответствии с пунктом 3 Правил формирования формирование и ведение каталога осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок, в том числе путем информационного взаимодействия с иными информационными системами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информационными системами, ведение которых осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 12 Правил формирования код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно пункту 19 Правил формирования в позиции каталога в соответствии со статьей 33 Закона может включаться дополнительная информация о конкретных товарах, работах, услугах, в том числе информация о характеристиках таких товаров, их производителях, торговых наименованиях, наименованиях мест происхождения товаров, ценах за единицу количества товара, объема работы, услуги и (или) ценах за единицу измерения количества товара, объема работы, услуги, условиях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Указанная информация формируется в том числе производителями и (или) поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Основания и порядок формирования и включения такой информации в каталог определяются уполномоченным органом по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил использования каталог используется заказчиками, среди прочего, в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и 4 "е" - "з" пункта 10 Правил формирования, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик в случаях, предусмотренных Законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги 5 установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно части 1 статьи 22 Закона начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Согласно части 12 статьи 22 Закона в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 данной статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 22 Закона при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с частью 5 статьи 22 Закона в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у 6 поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (в случае получения такой информации заказчиком), а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе (в случае получения такой информации заказчиком).
В соответствии с частью 6 статьи 22 Закона метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 данной статьи.
В соответствии с частью 20 статьи 22 Закона методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 утверждены методические рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Методика).
В соответствии с пунктом 3.1 Методики метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах (далее - ценовая информация) идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 3.2 Методики метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 статьи 22 Закона.
В соответствии с пунктом 3.7 Методики в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить процедуры, поименованные в настоящем пункте. Инспекцией Смоленского УФАС России установлено, что 07.06.2024 Заказчиком на сайте единой информационной системы в сфере закупок было опубликовано Извещение N0163200000324003646 о проведении электронного аукциона. Объектом рассматриваемой закупки является поставка ленты технической с липким слоем в рамках реализации подпрограммы "Доступная среда" (прик. 0258 от 15.03.2024) для нужд ОГБУЗ "Смоленская областная клиническая больница" (код позиции КТРУ 22.29.21.000-00000015).
Начальная (максимальная) цена контракта - 45 000,00 рублей (цена 1 единицы закупаемого товара составляет 11 250,00 рублей).
В ходе анализа обоснования начальной (максимальной) цены контракта было установлено, что Заказчиком использовался метод сопоставимых рыночных цен (три коммерческих предложения предоставлено Заказчиком).
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 17.06.2024 NЦПА1 на участие в электронном аукционе заявки подали 3 (три) участника закупки, ценовые предложения которых составили: 7 - участником с идентификационным номером заявки 116793831 - 34 875,00 руб.;
- участником с идентификационным номером заявки 116794883 - 35 000,00 руб.;
- участником с идентификационным номером заявки 116794824 - 45 000,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.06.2024 NИЭА1 участник закупки с идентификационным номером 116793831 был признан победителем и получил право заключить контракт. На момент рассмотрения обращения Заказчика контракт по рассматриваемой закупке не заключен.
Согласно сведениям, размещенным в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на сайте единой информационной системы, код КТРУ 22.29.21.000-00000015 "Лента техническая с липким слоем" (значение классификатора: 22.29.21.000: плиты, листы, пленка, лента и прочие плоские полимерные самоклеящиеся формы, в рулонах шириной не более 20 см). Данный код КТРУ включен в каталог - 03.12.2021; обязателен к применению с 22.02.2022.
Также установлено, что позиция кода КТРУ 22.29.21.000-00000015 содержит функциональные характеристики товара (обязательные), которые заказчиком были установлены при формировании описания объекта закупки. Описание объекта закупки содержится в приложении к Извещению (далее - Техническое задание).
Согласно Техническому заданию Заказчиком закупается товар со следующими характеристиками: Текстовое Наименование Ед. изм. описание Применение Обоснование включения товара, работы, Наименование товара, Кол- значения характеристик из дополнительной информации в услуги, код характеристики работы, во характеристик справочника КТРУ сведения о товаре, работе, услуге КТРУ услуги и Лента Материал соответствие Используется Заказчик
установил
дополнительные РУЛ 4 техническая с клеевого слоя, текстовая форма характеристики, к закупаемому липким слоем резиновый клей, товару, в связи с отсутствием Код: наличие необходимых характеристик в КТРУ. 22.29.21.000- Ширина не менее 50 мм Используется Данные дополнительные 00000015; текстовая форма характеристики, детализируют Наименование: Количество не менее 2 Используется предмет закупки, полностью Лента клеевых полос текстовая форма отвечают потребности Заказчика техническая с Длинна рулона не менее 25 м Используется липким слоем; текстовая форма Версия: 1 Из обращения Заказчика следует, что при размещении закупки им ошибочно был определен код КТРУ и установлены характеристики к закупаемому товара, вследствие чего вместо необходимой Заказчику противоскользящей тактильной ленты (стоимостью 11 250,00 рублей за единицу), фактически приобретается скотч (стоимостью за единицу товара 600 рублей), что приведет к необоснованному расходованию денежных средств. Учитывая изложенное выше, Инспекция приходит к выводу о том, что Заказчиком при описании объекта закупки были нарушены требования части 6 статьи 23, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона. Заключение 1.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Смоленского УФАС России в 8 действиях государственного заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Смоленская областная клиническая больница" выявлены нарушения требований части 6 статьи 23, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Выдать аукционной комиссии, государственному заказчику, уполномоченному органу и оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3. Передать уполномоченному должностному лицу материалы проверки для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение составлено в 1-м экземпляре на 8 листах. Руководитель Инспекции: В.В. Шлыкова (подпись) Участники Инспекции: О.В. Ильюшенкова (подпись) О.Н. Суржикова (подпись)
2024-3243
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 23 июля 2024 г. N 64/03-ГЗ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2024