Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в следующем составе: Заместитель председателя Комиссии:
- заместитель руководителя Смоленского УФАС России; Члены Комиссии:
- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; при участии в дистанционном режиме рассмотрения обращения представителей заказчика: Студневой С.С. (доверенность N36 от 22.07.2024), Деминой С.Ф. (доверенность N37 от 22.07.2024); в отсутствие представителя ответчика, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения обращения, в целях осуществления возложенных на Комиссию (приказ Смоленского УФАС России от 29.03.2023 N19/23) функций по рассмотрению вопросов о включении информации об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков, рассмотрев в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 и части 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения lllilllllilillllllllll 2 государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила), обращение Администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Стелс Плюс" (далее - Ответчик, подрядчик) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по ремонту дворовых проездов по ул. Ленина д. 25А в г. Вязьма Смоленской области" (извещение N00163300025024000037),
УСТАНОВИЛА:
17.07.2024 Заказчик, во исполнение требований части 2 статьи 104 Закона, направил в Смоленское УФАС России обращение о включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Стелс Плюс" в Реестр в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме с извещением N0163300025024000037.
Комиссией в ходе рассмотрения обращения Заказчика установлено следующее. 20.02.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено Извещение N0163300025024000037 о проведении открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по ремонту дворовых проездов по ул. Ленина д. 25А в г. Вязьма Смоленской области". Начальная (максимальная) цена контракта - 1 155 700,14 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.03.2024 NИЭОК1 на участие в закупке заявку подал единственный участник закупки, который был признан соответствующим требованиям Извещения и получил право подписать контракт. 22.03.2024 между Заказчиком и ООО "Стелс Плюс" был заключен контракт N 01633000250240000370001 на выполнение работ по ремонту дворовых проездов по ул. Ленина 25А в г. Вязьма Смоленской области (далее - контракт) на сумму 1 150 000,00 руб.
Согласно части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона, 3 такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта в соответствии с условиями контракта Заказчик поручает, а подрядчик обязуется выполнить работы, указанные в пункте 1.3 контракта и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1.3 контракта подрядчик в соответствии с условиями контракта принимает на себя обязательства выполнить работы по ремонту дворовых проездов по ул. Ленина д.25А в г. Вязьма Смоленской области, в соответствии с техническим заданием (приложение N1 к контракту), со сметой (приложение N2 к контракту), в сроки, предусмотренные контрактом, с учетом графика выполнения работ по ремонту (приложение N 3 к контракту), являющимися неотъемлемой частью контракта, и сдать результат работ по ремонту Заказчику.
В соответствии с пунктом 1.6 контракта работа считается выполненной после подписания акта приемки Заказчиком или его уполномоченным представителем и подрядчиком.
В соответствии с подпунктом 2.3.1 пункта 2.3 контракта подрядчик обязуется выполнить работы, указанные в подпункте 1.3 контракта, с даты заключения муниципального контракта до 01.06.2024.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Цена контракта (цена работ) составляет 1 150 000 руб., цена контракта налогом на добавленную стоимость не облагается; включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту. Финансирование данных работ осуществляется за счет бюджета Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области и за счет субсидии, предоставленной из бюджета Смоленской области. Муниципальная программа: "Формирование современной городской среды на территории Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области", мероприятие "Расходы на реализацию программ формирования современной городской среды".
В соответствии с пунктом 8.1 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда и в случае одностороннего отказа стороны контракта от 4 исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и контрактом.
В соответствии с пунктом 12.1 контракта контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до 31.12.2024, а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения. Как было указано выше, 22.03.2024 между Заказчиком и ООО "Стелс Плюс" был заключен контракт N01633000250240000370001 на выполнение работ по ремонту дворовых проездов по ул. Ленина д. 25А в г. Вязьма Смоленской области; срок выполнения работ до 01.06.2024. 29.05.2024 Заказчик направил в адрес ООО "Стелс Плюс" письмо (исх. N2840/02-20), в котором указал на то, что срок выполнения работ по контракту установлен до 01.06.2024, но по состоянию на 29.05.2024 ремонтные работы еще не начаты. Заказчик требовал незамедлительно преступить к выполнению работ. 20.06.2024 Заказчик направил в адрес ООО "Стел Плюс" уведомление о начислении штрафов по контракту (исх. N344/02-30) в связи с нарушением сроков выполнения работ. 01.07.2024 составлен акт осмотра, которым установлен факт невыполнения ремонтных работ. В связи с тем, что Ответчиком не были выполнены работы по контракту 02.07.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем расторжении контракта, которое в тот же день было размещено на сайте единой информационной системы.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Ответчика считается 02.07.2024, т.е. дата размещения в единой информационной системе решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. 04.07.2024 Заказчик направил в адрес ООО "Стелс Плюс" уведомление о начислении штрафов по контракту (исх. N3750/02-29) в связи с нарушением сроков выполнения работ.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона датой вступления в законную силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается 13.07.2024.
Согласно пояснениям Заказчика, Ответчик к исполнению своих обязательств так и не приступил, причины, которые не позволили подрядчику надлежащим образом исполнить контракт, Заказчику не известны. Комиссия, проанализировав вышеуказанное и изучив материалы обращения, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 1 статьи 104 Закона ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. 5 В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 данной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 данной статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами. Пунктами 11 и 12 Правил установлено, что уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 13 Правил орган контроля осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 6 В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В силу статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 10 ГК РФ участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно. Вместе с тем, как неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или не включении лица в Реестр нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Включение сведений об участнике закупки в Реестр осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения такого участника от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о 7 направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. При этом при рассмотрении вопроса о включении сведений в Реестр антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В результате осуществления Комиссией проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта было установлено, что Заказчик имел право на односторонний отказ от исполнения контракта, процедура одностороннего отказа от исполнения контракта Заказчиком соблюдена, а ООО "Стелс Плюс" надлежащим образом уведомлено о принятом Заказчиком решении.
Также Комиссия отмечает, что принимая решение о принятии участия в закупке/подавая заявку на участие в закупке, потенциальные исполнители (поставщики), как субъекты предпринимательской деятельности, предполагающие риск наступления неблагоприятных последствий, должны еще до подачи заявок на участие в закупке выяснить и оценить предпринимательские риски, условия исполнения контракта, требования, предъявляемые к результату работ, и в случае необходимости, заложить данные риски при подаче ценовых предложений. Документов, подтверждающих принятие Ответчиком достаточных мер для своевременного исполнения контракта, а также документов, подтверждающих добросовестность Ответчика, возникновение у него форс-мажорных обязательств, предоставлено не было. При этом, ООО "Стелс Плюс" не выполнило в полном объеме взятые на себя обязательства по контракту, документов, подтверждающих принятие Ответчиком достаточных мер для своевременного исполнения контракта также не представлено. Кроме того, ООО "Стелс Плюс" не выразило каким-либо образом заинтересованность в результатах рассмотрения обращения заказчика, заседание Комиссии проходило в отсутствие представителей Общества, ходатайств о возможности участия в рассмотрении обращения не поступало. Проанализировав представленную информацию, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Ответчика недобросовестного поведения, выразившегося в неисполнении обязательств, предусмотренных контрактом, последствием которого стало расторжение контракта и неудовлетворение потребности Заказчика.
Таким образом, у Комиссии имеются основания для включения в Реестр информации об ООО "Стелс Плюс". С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99 и статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вышеуказанными Правилами и пунктом 7.10 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Заказчиком - Администрацией муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Стелс Плюс" (249031, Калужская обл., г. Обнинск, ул. Курчатова, д. 19а, 8 оф. 302; ИНН/КПП 4025450425/402501001; ОГРН 1174027013115; дата регистрации 05.09.2017) и лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа: Зуева Сергея Сергеевича (ИНН 402915841910) включить в Реестр сроком на 2 (два) года в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 02.07.2024 N01633000250240000370001 на выполнение работ по ремонту дворовых проездов по ул. Ленина д. 25А в г. Вязьма Смоленской области (извещение N0163300025024000037). 2.
Датой включения информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Стеле Плюс" (249031, Калужская обл., г. Обнинск, ул. Курчатова, д. 19а, оф. 302; ИНН/КПП 4025450425/402501001; ОГРН 1174027013115; дата регистрации 05.09.2017) и лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа: Зуева Сергея Сергеевича (ИНН 402915841910) в Реестр считать регламентированную дату размещения указанной информации на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Заместитель председателя Комиссии Члены Комиссии Дата I раздел Дата II раздел III раздел Обща собы Регламентир Фактич Итого регистр Регламента Фактиче Итого Регламентир Фактиче Итого я тия ованная еская проср ации рованная с кая проср ованный с кая проср итогов дата дата очка дата дата очка срок дата очка контрол ая направления направл в днях принятия принятия в днях изготовления изготов в днях заказчиком ения по ьным решения решения по решения и ления по проср сведений заказчи I органом II размещения решени III очка в ком раздел обраще раздел сведений в я и раздел в днях контрольный сведени У У ЕИС размеще У (I+II+I орган й ния ния заказчик сведени II а й в ЕИС раздел ы) 02.07.
16.07.
17.07. 1 17.07.2024 24.07.2024 24.07. 29.07.2024 25.07. 1 2024 2024 2024 2024 2024
2024-3246
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 24 июля 2024 г. N 067/10/104-455/2024 (ключевые темы: исполнение контракта - односторонний отказ - реестр недобросовестных поставщиков - участники закупок - подрядчик)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2024