Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Литовченко Л.А.
Члены Комиссии: Семенихина Д.Г., Осадчук Е.А.,
в присутствии по ВКС (по доверенности) представителей заказчика - министерство здравоохранения КК Зыгарь Д.В., Скорикова М.Ф., представителя ГКУ КК ДГЗ Белоусова В.С., представителя ООО "Апгрейт" Барабанова Д.А., рассмотрев жалобу ООО "Апгрейт" (далее Заявитель) на действия заказчика - министерство здравоохранения Краснодарского края, уполномоченного учреждения - ГКУ КК ДГЗ при проведении электронного аукциона: "Поставка системы эндоскопической визуализации; шифр регионального проекта Краснодарского края 00N9010301604" (извещение N 0818500000824004845) в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
Заявитель указывает, что описание объекта закупки составлено с нарушением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закона о контрактной системе): в описании объекта закупки указаны характеристики, которые в совокупности соответствуют товару единственного производителя Pentax EPK-3000.
Заказчиком, уполномоченным учреждением предоставлены письменные пояснения, согласно которым характеристики товара указаны в соответствии с потребностями заказчика, п.4 Правил Постановления N145. При описании использовалась позиция КТРУ 26.60.12.119-00000374. При описании объекта закупки применены усредненные значения показателей двух производителей - OLYMPUS и PENTAX. Единственная характеристика, имеющая отличие - источник света эндоскопический. В стойке PENTAX располагается в едином корпусе, в оборудовании OLYMPUS - отдельное модульное строение, совместимое с видеопроцессором.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
П.2.1 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края N222 от 18.04.2019 "О создании государственного казенного учреждения Краснодарского края "Дирекция государственных закупок" установлено, что учреждение в пределах установленных функций консультирует заказчиков по вопросам, относящимся к компетенции учреждения; анализирует заявки на осуществление закупок, поданные заказчиками в порядке, установленном департаментом по регулированию контрактной системы КК, на предмет соответствия законодательству РФ о контрактной системе в сфере закупок; в случае наличия замечаний по оформлению и содержанию документов в составе заявки либо отсутствия необходимых сведений направляет заявку на доработку заказчику. П.3.3 Постановления N222 определяет, что учреждение в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки анализирует ее на соответствие законодательству РФ о контрактной системе в сфере закупок; при отсутствии замечаний согласовывает заявку, в случае наличия замечаний по оформлению и содержанию документов в составе заявки либо отсутствия необходимых сведений направляет заявку на доработку заказчику.
Таким образом, ГКУ КК ДГЗ является уполномоченным учреждением, т.е. профессиональным участником. ГКУ КК ДГЗ разместило закупку после анализа заявки заказчика, что свидетельствует о том, что в соответствии с Постановлением N222 заявка была проверена и нарушений законодательства о контрактной системе не установлено.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК ДГЗ в ЕИС 05.07.2024 размещено извещение о проведении электронного аукциона: "Поставка системы эндоскопической визуализации; шифр регионального проекта Краснодарского края 00N9010301604" (извещение N 0818500000824004845) с НМЦК 104 083 333,25 рублей. Заказчик - министерство здравоохранения Краснодарского края.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из ч.5 ст.23 Закона о контрактной системе следует, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок
Ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.
В силу п.9 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 (Далее Правила) каталог формируется и ведется в электронной форм. Позиция каталога формируется согласно п.10 Правил. П.4 Правил установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"г" и "е"-"з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупе (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупе) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22-27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного положением к постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N616, при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденной Постановлением N878.
При описании заказчик использовал характеристики из КТРУ 26.60.12.119-00000374 "Система эндоскопической визуализации". Данная позиция не содержит характеристик.
В составе извещения заказчиком размещено Описание объекта закупки с указанием требуемых характеристик и в следующей комплектации: видеопроцессор медицинский эндоскопический; стойка передвижная медицинская; медицинский монитор; тестер герметичности; видеогастроскоп; видеоколоноскоп.
Заявитель указывает, что совокупности указанных характеристик подходит оборудование единственного производителя Pentax EPK-3000.
Из пояснений заказчика следует, что при описании объекта закупки применены усредненные значения показателей двух производителей - OLYMPUS CV-190 PLUS и PENTAX (EPK-3000). Вместе с тем, из пояснений заказчика следует, что характеристика источник света имеет отличие: в стойке PENTAX (EPK-3000) источник света эндоскопческий располагается в едином корпусе с видеопроцессором (встроенный в видеопроцессор), в оборудовании OLYMPUS CV-190 PLUS - отдельное модульное строение, совместимое с видеопроцессором.
В Описании объекта закупки установлено требование о предоставлении в заявке характеристики в отношении источника света встроенный в видеопроцессор.
Согласно Инструкции по заполнению заявки значение характеристики не может изменяться участником. Таким образом, при предложении товара OLYMPUS CV-190 PLUS участники обязаны указать в заявке источник света - встроенный в видеопроцессор, что будет являться недостоверной информацией и может повлечь отклонение заявки на основании п.8) ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
Согласно позиции ФАС России NПИ/42497/22 от 27.04.2022 объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товаров соответствовало два и более производителя.
Таким образом, Описанию объекта с учетом установленных обстоятельств соответствует товар единственного производителя Pentax EPK-3000, что нарушает п.1) ч.1 ст.33, ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Апгрейт" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - министерство здравоохранения Краснодарского края, уполномоченного учреждения - ГКУ КК ДГЗ нарушение п.1) ч.1 ст.33, ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Уполномоченному учреждению (комиссии) - ГКУ КК ДГЗ, заказчику - министерство здравоохранения Краснодарского края выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе N192 от 19.07.2024 по делу N023/06/33-3612/2024 повторное предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии Л.А. Литовченко
Члены Комиссии Е.А. Осадчук
Д.Г. Семенихина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 19 июля 2024 г. N 672/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2024