Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Донской торговый дом" (далее - Заявитель) на действия Уполномоченного учреждения - ГКУ КК "ДГЗ", Заказчика - ГБУЗ "Детская краевая клиническая больница" МЗ КК при проведении закупки: "Поставка медицинских изделий для хирургических отделений" (извещение N0818500000824004978) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что по позиции N1 Описания объекта закупки по совокупности указанных технических характеристик соответствует товар единственного производителя B.BRAUN (Германия). Кроме того, характеристики Описания объекта закупки по позициям 2-3 не соответствуют ни одному товару, что ограничивает участников закупки.
Представителями Заказчика представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. С доводами не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Детская краевая клиническая больница" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка медицинских изделий для хирургических отделений" (извещение N0818500000824004978).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 260 408,42 руб.
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п.1) ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Описанию объекта закупки Заказчику по позиции 1 требуется к поставке "Воск костный, натуральный" со следующими техническими характеристиками:
1 |
Воск костный, натуральный |
32.50.50.190/32.50.50.190-00000402 |
Стерильный гемостатический материал для местного применения, состоящий из белого пчелиного воска (70%) и вазелина (30%) |
соответствие |
|
Добавление вазелина в структуру материала обеспечивает мягкость и скорость разогревания и подготовки к использованию |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Масса пластины |
2,5 |
г |
В соответствии со спецификой работы операционной. Вес единицы материала подобран исходя из требуемого количества для гемостаза после стернотомии у одного пациента. |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|||
Индивидуальная стерильная упаковка |
соответствие |
|
Для предотвращения воздействия внешних факторов среды на материал изделия, сохранения его стерильности и свойств |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Обязательное наличие инструкции о материале на русском языке. |
соответствие |
|
Инструкция на русском языке в каждой коробке обеспечивает корректное использование гемостатического материала. |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N145) утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 1 Постановления N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно п.5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с письмом Минфина России от 24 января 2022 г. N 24-03-08/4090 : "В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога заказчик вправе, за исключением случаев, определенных таким пунктом, указать в извещении об осуществлении закупки дополнительные характеристики товара, работы, услуги, которые не предусмотрены в позиции каталога. Учитывая изложенное, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога: заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги); предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются."
Из содержания Описания объекта закупки следует, что Заказчиком в силу положений Постановления N145 по позиции 1 установлен код КТРУ 32.50.50.190-00000402 Воск костный, натуральный.
Ввиду отсутствия в разделе "Описание товара, работы, услуги" КТРУ информации о характеристиках товара, работы, услуги, Заказчик сформировал Описание объекта закупки с учетом положений, предусмотренных пунктами 5 Правил, а также правил, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что воск костный натуральный имеет техническую характеристику "Стерильный гемостатический материал для местного применения, состоящий из белого пчелиного воска (70%) и вазелина (30%)", которой соответствует товар - Костный воск Bone Wax, производитель - B.BRAUN (Германия).
В рамках Закона о контрактной системе Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом, из содержания вышеуказанных норм следует, что Заказчик должен описать объект закупки таким образом, чтобы установленные требования к закупаемым товарам, работам, услугам , с одной стороны, повысили шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, с другой стороны, не ограничивали количество участников закупки
При этом, по мнению ФАС России, объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товаров соответствовало как минимум два производителя (Письмо ФАС России N ПИ/42497/22 от 27.04.2022 "О рассмотрении обращения").
Заказчик пояснил, что ГБУЗ ДККБ является учреждением здравоохранения и оказывает специализированную высокотехнологическую медицинскую помощь детям. Вышеуказанное спорное требование обусловлено потребностями лечебного учреждения, необходимо с учетом специфики назначения, способа применения закупаемого медицинского изделия.
С учетом специфики использования Заказчиком приобретается товар, клиническая эффективность которого доказана в процессе многолетнего использования при проведении нейрохирургических вмешательств на головном и спинном мозге, а именно травматизации мозговой ткани.
В соответствии с действующим законодательством Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Костный воск применяется для механической остановки кровотечения в костной ткани. Механизм гемостаза основан на окклюзии внутрикостных сосудов, который достигается эффектом тампонады. Костный воск в виде пластины под воздействием тепла рук очень легко размягчается до желаемой консистенции и формы с учетом хирургических показаний и предпочтений хирурга для точного и равномерного покрытия, предотвращающего кровотечение в костной ткани. Данные манипуляционные свойства зависят от состава костного воска. Воск, который изготовлен из пчелиного воска и вазелина обладает наиболее ярко выраженными свойствами пластичности, податливости и мягкости. Добавление вазелина за счет наличия в нем мягкого парафина улучшает характеристики пчелиного воска и придает ему основополагающее свойство размягчения без образования комков, крошек и расслаивания при создании требуемой формы. Парафин в отличие от вазелина является более твёрдым, не таким податливым, и совершенно непластичен и при любом воздействии начинает крошиться. Добавление парафина в костный воск может привести к критичным последствиям при использовании такого материала во время нейрохирургических вмешательств на головном и спинном мозге, а именно травматизации мозговой ткани.
Так, при проведении операций на открытом сердце с целью профилактики стернальных инфекций используются антибиотики (местно). Перед остеосинтезом (сведением) грудины, губчатое вещество обрабатывают антибиотиком, а в случае кровотечений из губчатого вещества используется также костный воск.
Заявитель в составе жалобы указывают, что на рынке присутствуют другие производители воска костного, натурального, которые не имеют в составе вазелин, в связи с чем просит удалить наличие содержания вазелина в воске костном, что обусловлено невозможность подготовки заявки на участие в закупке.
Также Заказчик пояснил, что воск с требуемыми характеристиками по позиции 1 соответствует продукции - "Б.Браун Сурджикал С.А." Испания, ООО "Джонсон&Джонсон", производителя "ЭТИКОН ЭЛ-ЭЛ-СИ", США.
Отсутствие на момент проведения закупки у отдельных юридических и физических лиц занимающихся реализацией медицинских товаров, в наличии позиций товара, с заявленными заказчиком характеристиками, не является нарушением прав и законных интересов таких лиц, а также не является ограничением конкуренции. Действующее законодательство не накладывает на заказчика при проведении закупки на поставку товаров обязанность учитывать интересы каждого участника рынка, осуществляющего реализацию товаров данной группы.
Заказчиком был направлен запрос исх. N 08-24/196 от 17.07.2024 в адрес компании ООО "Б.Браун Медикал", являющейся дочерним предприятием и официальным представителем компании B. Braun Melsungen AG на территории РФ, относительно подтверждения факта обращения ООО "Донской торговый дом" за получением коммерческого предложения на поставку медицинского изделия "Костный воск Bone Wax", производитель - B.Braun. Согласно полученному ответу на запрос (письмо исх. N 1169/24 ББМ от 18.07.2024) заявитель ООО "Донской торговый дом" за коммерческим предложением о приобретении медицинского изделия "Костный воск Bone Wax" не обращался.
Кроме того, заявитель обжалует требуемые Заказчиком характеристики пго поз. N2 Описания объекта закупи средства гемостатического хирургического на основе полисахаридов растительного происхождения: "ширина - 7,6 и 8", "длина 10,2 и 10,4" и поз. N3 средства гемостатического хирургического на основе полисахаридов растительного происхождения: "ширина - 5,1 и 5,4", "длина 10,2 и 10,4", КТРУ - 32.50.50.190-00000313.
В соответствии с п.5 Правил заказчик сформировал описания объекта закупки по позициям 2 и 3 в силу положений ст.33 Закона о контрактной системе.
В описании объекта закупки Заказчиком указано, что значения диапазонов обусловлены спецификой проведения операций, а именно: чем больше площадь покрытия, тем выше абсорбционная способность и скорость наступления гемостаза (для идентификации товара при приёмке в соответствии с описанием объекта закупки.
Закупка средства гемостатического на основе полисахаридов растительного происхождения, рассасывающегося обусловлена его потребностью для хирургических вмешательств в нейрохирургии, хирургического лечения на органах брюшной полости, при ушивании травматических повреждений паренхиматозных и полых органов, резекции поврежденных частей органов. Таким образом, установленные диапазоны размера подобраны в соответствии со спецификой проведения хирургических процедур и является одним из определяющих факторов при выборе гемостатического материала, поскольку площадь материала напрямую связана с площадью покрытия кровоточащей поверхности и объемом впитывания крови, следовательно, чем больше площадь покрытия, тем выше абсорбционная способность и скорость наступления гемостаза.
Заказчик указал, что по результатам анализа рынка гемостатических средств на основе окисленной регенерированной целлюлозе на территории РФ выявлено несколько производителей, подходящих под данные характеристики позиции N 2, 3 объекта закупки, а именно:
2) - РЗН 2016/5008 "Вилл-Фарма Б.В." Willocell Knit артикул 25022NL-12 размер 7,6 см х 10,2 см;
- РЗН 2023/20299 "Алтайлар Медикал Тибби Малземелери Инсаат Текстил Гида Итх. Ихр. Сан. ве Тик. Лтд. Сти." Средство гемостатическое рассасывающееся Pahacel Knit артикул PCK12, размеры: 7,6 см х 10,2 см.
- РЗН 2010/06171 "Этикон САРЛ" Материал хирургический гемостатический рассасывающийся "Серджисел Нью-Нит" (Surgicel Nu-Knit) размеры: 7,6 см х 10,2 см.
3) - РЗН 2016/5008 "Вилл-Фарма Б.В." Willocell Knit артикул 25024NL-10, размер 5.1 см х 10.2 см;
- РЗН 2023/20299 "Алтайлар Медикал Тибби Малземелери Инсаат Текстил Гида Итх. Ихр. Сан. ве Тик. Лтд. Сти." Средство гемостатическое рассасывающееся Pahacel Knit артикул PCK15, размеры: 5,1 см х 10,2 см.
Описание объекта закупки не содержит таких характеристик товара, которые указывают только на одного производителя.
Описание объекта закупки содержит полное и достоверное обоснование установления указанных требований к товару. Кроме того, Заявитель, не приводит доказательств, подтверждающих невозможность поставки воска костного и средства гемостатического хирургического на основе полисахаридов растительного происхождения с характеристиками, установленными Заказчиком в извещении. Следовательно, требования, установленные в описании объекта закупки Заказчика, не нарушают права Заявителя.
Согласно протоколу подведения итогов 23.07.2024 NИЭА1 на участие в закупке подано 2 заявки, которые признаны соответствующими требованиям извещения.
Комиссия на основании ч.1, ч.3, ч.4 ст.105 и на основании ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Донской торговый дом" необоснованной.
2.Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 818500000824004978).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 23 июля 2024 г. N 687/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2024