рассмотрев жалобу ООО "СОФ БаРо" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ГБУЗ "Брюховецкая центральная районная больница" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка изделий медицинского назначения (шприц общего назначения) лот 1" (извещение N0318300455324000113) в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчиком в Описании объекта закупки указаны дополнительные характеристики по поз. 5 и 7 нарушающие положения ст.33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. С доводами жалобы не согласен. Описание объекта закупки составлено в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
11.07.2024 г. Заказчиком - ГБУЗ "Брюховецкая центральная районная больница" МЗ КК размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Поставка изделий медицинского назначения (шприц общего назначения) лот 1" (извещение N0318300455324000113).
Начальная (максимальная) цена контракта - 512 118,00 руб.
Согласно п. 5) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу п.2) ч.1 ст.33 закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Файл "Описание объекта закупки.xls" по поз. 5 и 7 содержит требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие):
5 |
Шприц общего назначения |
32.50.13.110/32.50.13.110-00004572 |
Градуированный объем шприца |
10 |
Кубический сантиметр;миллилитр |
КТРУ 32.50.13.110-00004572 |
Игла в комплекте |
одна и более |
- |
КТРУ 32.50.13.110-00004572 |
|||
Коннектор |
Луер Лок |
- |
КТРУ 32.50.13.110-00004572 |
|||
Конус с концентрическим расположением |
Да |
- |
КТРУ 32.50.13.110-00004572 |
|||
Возможность соединения с катетером |
Нет |
- |
КТРУ 32.50.13.110-00004572 |
|||
Заточка острия иглы |
трехгранная |
- |
делает колющую часть иглы наиболее острой , обеспечивает мягкое введение и минимальное травмирование тканей |
|||
Номинальный наружный диаметр трубки |
|
миллиметр |
способна облегчить и увеличить скорость набора раствора |
|||
Номинальная длина трубки иглы |
|
миллиметр |
способна облегчить и увеличить скорость набора раствора |
|||
После введения инъекционных растворов путем втягивания поршня шприца игла с коннектором входит в цилиндр, шток поршня при этом обламывается по насечке. |
соответствие |
- |
защищает от повторного использования. Так же позволяет защитить медицинский персонал и лиц, участвующих в утилизации от случайного укола |
7 |
Шприц общего назначения |
32.50.13.110/32.50.13.110-00004567 |
Градуированный объем шприца |
3 |
Кубический сантиметр;миллилитр |
КТРУ 32.50.13.110-00004567 |
Игла в комплекте |
одна и более |
- |
КТРУ 32.50.13.110-00004567 |
|||
Коннектор |
Луер Лок |
- |
КТРУ 32.50.13.110-00004567 |
|||
Конус с концентрическим расположением |
Да |
- |
КТРУ 32.50.13.110-00004567 |
|||
Возможность соединения с катетером |
Нет |
- |
КТРУ 32.50.13.110-00004567 |
|||
Заточка острия иглы |
трехгранная |
- |
делает колющую часть иглы наиболее острой , обеспечивает мягкое введение и минимальное травмирование тканей |
|||
Номинальный наружный диаметр трубки |
|
миллиметр |
способна облегчить и увеличить скорость набора раствора |
|||
Номинальная длина трубки иглы |
|
миллиметр |
способна облегчить и увеличить скорость набора раствора |
|||
После введения инъекционных растворов путем втягивания поршня шприца игла с коннектором входит в цилиндр, шток поршня при этом обламывается по насечке. |
соответствие |
- |
защищает от повторного использования. Так же позволяет защитить медицинский персонал и лиц, участвующих в утилизации от случайного укола |
Из содержания Описания объекта закупки следует, что Заказчиком по позициям 5 и 7 закупки требуется к "поставке шприц общего назначения" - КТРУ 32.50.13.110/32.50.13.110-00004572 и 32.50.13.110/32.50.13.110-00004567 соответственно.
С учетом п.6 Правил Заказчиком установлены дополнительные характеристики к требуемым позициям и приведено обоснование их использования, а именно: "После введения инъекционных растворов путем втягивания поршня шприца игла с коннектором входит в цилиндр, шток поршня при этом обламывается по насечке.", обоснование - "защищает от повторного использования. Так же позволяет защитить медицинский персонал и лиц, участвующих в утилизации от случайного укола".
Заявитель в составе жалобы указал, что обоснование Заказчика не позволяет установить необходимость их наличия в рамках реализации медицинских целей, что обусловлено перечнем нормативных актов, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан.
Главным санитарным врачом РФ утверждены Методические указания 3.1.2313-08 (п. 3.1. Профилактика инфекционных заболеваний. Требования к обеззараживанию, уничтожению и утилизации шприцев инъекционных однократного применения).
В п. 4.4.1.2. содержится описание процедуры обеззараживания изделий после инъекции: "После проведения инъекции (манипуляции) медицинский работник, не накрывая иглу колпачком, производит раздельное обеззараживание использованных иглы и шприца химическим методом дезинфекции, для чего набирает в шприц при помощи поршня дезинфицирующий раствор из "Емкости для обеззараживания шприцев". Затем медицинский работник отсоединяет иглу от шприца одним из способов, в зависимости от наличия в лечебно-профилактическом учреждении специальных приспособлений:
- снятие иглы с помощью иглосъемника;
- отсечение иглы с помощью иглоотсекателя с интегрированным непрокалываемым контейнером для игл;
- деструкция иглы с помощью деструктора игл - устройства для сжигания игл путем воздействия высокой температуры.
В пункте 3.2 данных указаний прямо содержится положение о том, что шприцы инъекционные однократного применения из пластических масс, используемые в лечебнопрофилактических учреждениях для инъекций (манипуляций), после проведения лечебнодиагностических процедур относятся к медицинским отходам, потенциально опасным в отношении распространения инфекционных заболеваний, и являются медицинскими отходами классов Б и В. При этом согласно пункту 5.3 Методических указаний установлено, что при отсутствии в ЛПУ условий для применения разрешенных в установленном порядке децентрализованных способов уничтожения отходов, опасных в эпидемиологическом отношении, ЛПУ заключает договор на вывоз использованных шприцев инъекционных однократного применения со специализированной организацией, имеющей лицензию на обращение с опасными в эпидемиологическом отношении медицинскими отходами (сбор, транспортирование, размещение, уничтожение, утилизация).
Таким образом, контакт персонала с иглами строго запрещен, в связи с чем, приобретение шприцев с иглами, снабженными специальным механизмом, согласно которому игла с коннектором входит в цилиндр, шток поршня при этом обламывается по насечке, не обеспечивает надлежащее обоснование характеристики
Вместе с тем, технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств в виде подкожного, внутрикожного, внутримышечного и внутривенного введения лекарственных средств и растворов, а также взятие крови из пальца регламентированы в 2024-20337 ГОСТ Р 52623.4-2015 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.03.2015 N 200-ст)".
В названном ГОСТе, а именно в таблицах NN4, 5, 6, 7, 8, 9 отражено, что выполнение вышеуказанных процедур осуществляется одноразовыми шприцами.
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации утверждены санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний от от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (далее - СанПиН 3.3686-21).
В п. 642 СанПиН 3.3686-21 указано, что в целях профилактики передачи ВИЧ при оказании медицинской помощи необходимо обеспечить:
- соблюдение требований к дезинфекции, предстерилизационной очистке, стерилизации медицинских изделий, а также к сбору, обеззараживанию, временному хранению и транспортированию медицинских отходов, образующихся в МО;
- оснащение медицинским и санитарно-техническим оборудованием, одноразовым инструментарием, расходными материалами, эндоскопическим оборудованием, средствами дезинфекции, стерилизации и индивидуальной защиты. С целью предотвращения перекрестного инфицирования пациентов и медицинских работников необходимо поддержание режима индивидуального применения таких медицинских изделий, как глюкометры, автоматические шприц-ручки, ланцеты, портативные экспресс-анализаторы. Если выделение указанных медицинских изделий для одного пациента невозможно, то необходимо использовать многоразовые медицинские изделия с соблюдением условий безопасной эксплуатации. Изделия однократного применения после использования при манипуляциях у пациентов подлежат обеззараживанию (обезвреживанию), их повторное использование запрещается;
- соблюдение медицинским персоналом требований к безопасности парентеральных манипуляций, включая правила катетеризации центральных и периферических вен, ухода за катетером, инъекций, инфузий, забора капиллярной и венозной крови и других.
Из вышесказанного следует, что нормативно не предусмотрено использование разных механизмов защиты шприца как средство предотвращения заражения персонала и пациентов различными инфекционными заболеваниями.
Таким образом, установленное организатором закупки обоснование дополнительной характеристики по позициям N5 и N7 "защищает от повторного использования. Так же позволяет защитить медицинский персонал и лиц, участвующих в утилизации от случайного укола" фактически не является надлежащим обоснованием применения дополнительных характеристик, не предусмотренных положениями КТРУ, поскольку поскольку защита медицинского персонала от случайных травм и заражений закреплена на законодательном уровне и обеспечивается выполнением требований Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" а также ГОСТ Р 52623.4-2015 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.03.2015 N 200-ст).
Таким образом, при описании объекта закупки Заказчиком допущены нарушения
п. 1) ч. 2 ст. 42, п. 1), п.2) ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СОФ БаРо" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Брюховецкая центральная районная больница" МЗ КК (комиссии) нарушение п. 1) ч. 2 ст. 42, п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что допущенное нарушение на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло, предписание об устранении нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 23 июля 2024 г. N 688/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2024