Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Крупиной Е.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "ИВВЕРХ" Арустамова Артура Владимировича (доверенность Nб/н от 17.07.2024 года), в присутствии представителя государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной клинический онкологический диспансер" Свиридовой Ирины Петровны (доверенность Nб/н от 26.10.2023 года), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ИВВЕРХ" на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной клинический онкологический диспансер" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (реестровый номер извещения 0325200001624000042), на основании ст. 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 15.07.2024 года поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "ИВВЕРХ" (далее также - ООО "ИВВЕРХ", Заявитель) на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной клинический онкологический диспансер" (далее также - ГБУЗ АО "ОКОД", Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (реестровый номер извещения 0325200001624000042) (далее - запрос котировок).
По мнению Заявителя, Заказчиком допущено нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено Управлением на 17.07.2024 года в 15 часов 30 минут по местному времени контролирующего органа по адресу: 414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, каб. 505.
Представители Заказчика и Заявителя приняли участие в рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Комиссия приняла решение объявить перерыв до 18.07.2024 года в 11 часов 00 минут по местному времени контролирующего органа.
Представители Заказчика и Заявителя приняли участие в рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
08.07.2024 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (реестровый номер извещения 0325200001624000042) (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 001 999,08 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что определенной Заказчиком совокупности характеристик объекта закупки, указанных в пункте 4.3 файла "Описание объекта закупки" извещения, соответствует товар только одного производителя - "Степлер сшивающий хирургический с принадлежностями (циркулярный) Grena DCSCN-29", производитель "Грена Лтд.", Соединенное Королевство.
Жалоба Заявителя является обоснованной по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе регламентировано, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из совокупного толкования статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в извещении о проведении закупки заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в извещении о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.
Согласно правовой позиции ФАС России, выраженной в письме от 20.09.2021 NПИ/79427/21, законодательству и судебной практике, объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя.
В файле "Описание объекта закупки" извещения Заказчиком установлены следующие характеристики для требуемых к поставке товаров:
"4.3. Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования.
N п/п |
Позиция КТРУ/ Наименование Товара |
Ед. изм. Товара |
Кол- во Товара, всего |
1 |
32.50.13.190-00007432 Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования |
шт |
60 |
Стерильный переносной ручной хирургический инструмент, предназначенный для использования во время открытых или лапароскопических хирургических процедур на пищеварительном тракте для создания анастомозов (например, конец-в-конец, конец-в-бок или бок-в-бок) через внутрипросветные (внутри просвета) резекции. Изделие разработано для соединения двух частей просвета (например, толстой кишки) с помощью одного или нескольких круговых рядов скоб и последующего срезания ткани внутри линии скоб для создания нового канала. Это изделие функционирует за счет ручного рычажного механизма; могут быть доступны изделия различных размеров, соответствующих диаметрам конкретных просветов. Это изделие для одноразового использования. |
4.3.1. Описание Товара*
N п/п |
Наименование показателя (Участник закупки указывает наименование показателя так, как указано Заказчиком) |
Единица измерения показателя |
Значение показателя, требуемое Заказчиком |
Инструкция участникам закупки по заполнению заявки |
1 |
Диаметр рабочей части одноразового циркулярного изогнутого сшивающее-режущего степлера для наложения циркулярных анастомозов |
мм |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
2 |
Диаметр шва |
мм |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
3 |
Длина изогнутого ствола |
см |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
4 |
Съемная куполообразная головка со стволом насадки |
|
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
5 |
Механизм быстрого открытия и закрытия степлера |
|
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
6 |
Звуковой и тактильный контроль прошивания |
|
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
7 |
Шкала степени компрессии ткани, регулирующая высоту закрытия скобок |
|
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
8 |
Размер калиброванного зазора для предотвращения избыточного сдавливания ткани при полном закрытии степлера |
мм |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
9 |
Количество титановых скобок, заряженных в степлер в шахматном порядке |
шт |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
10 |
Шов двухрядный |
|
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
11 |
Диаметр скобки |
мм |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
12 |
Ширина коронки |
мм |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
13 |
Высота открытой скобки |
мм |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
14 |
Регулируемая высота закрытой скобки |
мм |
от 1,0 до 2,5 |
Участник закупки указывает в заявке диапазон значений характеристики |
15 |
Инструмент одноразовый, стерильный |
|
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
16 |
Длина дополнительного пластикового троакара в комплекте |
см |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
_".
Так, согласно доводу жалобы такой совокупности характеристик товара, описанного Заказчиком в пункте 4.3 файла "Описание объекта закупки" извещения, соответствует только "Степлер сшивающий хирургический с принадлежностями (циркулярный) Grena DCSCN-29", производитель "Грена Лтд.", Соединенное Королевство.
Согласно пояснениям представителя Заказчика описанию объекта закупки соответствует также "Аппарат сшивающий циркулярный со скобками и регулируемой высотой их закрытия изогнутый ILS, 29 мм", производитель "Этикон Эндо-Серджери, Эл-Эл-Си", США.
Однако, Комиссией установлено, что такой товар не подходит под характеристики, указанные в пункте 4.3 файла "Описание объекта закупки" извещения.
Например, номинальный диаметр проволоки скобы такого аппарата согласно опубликованной на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения инструкции составляет 0,27 мм, тогда как Заказчику необходим товар с показателем "диаметр скобки" 0,28 мм.
Таким образом, Заказчиком в материалы дела не представлено доказательств, что предъявляемым им к товару требованиям описания объекта закупки отвечает товар иных производителей.
Следовательно, в извещении в нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлены такие значения характеристик требуемого к поставке товара, совокупности которых соответствует товар только одного производителя, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичное нарушение допущено Заказчиком при установлении значений характеристик товара, указанного в пункте 4.1 файла "Описание объекта закупки" извещения.
При таких обстоятельствах, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИВВЕРХ" на действия ГБУЗ АО "ОКОД" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (реестровый номер извещения 0325200001624000042) обоснованной.
2. Признать ГБУЗ АО "ОКОД" нарушившим часть 2 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (реестровый номер извещения 0325200001624000042).
3. Выдать ГБУЗ АО "ОКОД" предписание об устранении допущенных нарушений при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (реестровый номер извещения 0325200001624000042).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Е.М. Балтыкова
Члены комиссии: И.В. Русскина
Е.М. Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 18 июля 2024 г. N 030/06/106-802/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2024