Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>,
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
рассмотрев направленное Заказчиком - департаментом коммунального хозяйства и транспорта Администрации Ямальского района обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 0190300000423001369 от 19.12.2023 на поставку плодородного грунта (чернозем) в населенные пункты Ямальского района, цена контракта 4 477 868,56 (извещение N 0190300000423001369), с ООО "Торфозавод Гладкое" (далее - Поставщик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения заказчика об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 27.06.2024 следует, что 19.12.2023 между Департаментом коммунального хозяйства и транспорта Администрации Ямальского района (далее - Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Торфозавод Гладкое" (далее - Поставщик) был заключен контракт на поставку плодородного грунта (чернозема) в населенные пункты Ямальского района N 0190300000423001369 (далее - Контракт).
Согласно п. 5.1. Контракта: срок поставки Товара Поставщиком в с. Салемал, с. Яр-Сале, с. Панаевск: с момента заключения Контракта по 10 июня 2024 года.
В нарушение указанных выше условий контракта по состоянию на 27 июня 2024 года Поставщиком не выполнены условия контракта.
Таким образом, Поставщик нарушил сроки поставки товара.
Указанные нарушения подтверждаются ранее направленной претензией в адрес Поставщика исх. N 89-168-28/01-05/1655 от 14 июня 2024 года.
В связи с вышеизложенным на основании п. п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 11.2 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Поставщик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 11.07.2024 N ЕГ/2250/24, представил письменное пояснение по делу N 089/10/104-478/2024 из которого следует, что 19.12.2023 стороны заключили муниципальный контракт N 0190300000423001369 (далее - Контракт).
В соответствии с условиями Контракта Поставщик принял на себя обязательства осуществить поставку плодородного грунта (чернозем) в соответствии с ГОСТ Р 53381-2009 в населенные пункты Ямальского района.
Поставляемые по указанному Контракту изделия должны соответствовать техническим требованиям, указанным в Приложении N 1 к Контракту N 0190300000423001369 от 19.12.2023 г.
Из пояснения далее следует, что ООО "Торфозавод Гладкое" (Поставщк) заключил Договор субподряда N24-01/01 от 01 января 2024 г. с ООО "ПСЗТК". ООО "ПСЗТК" в свою очередь взяло на себя обязательства по поиску и поставки товара, согласно техническому заданию в Приложении N1 к контракту N 0190300000423001369 в силу особенности товара техническом задании.
В связи с тем, что ООО "Торфозавод Гладкое" и ООО "ПСЗТК" (правопреемник ООО "СЗТК") не является производителем поставляемого товара по Контракту, он закупает товар у поставщика - ООО "СЕВЕРНАЯ ПОЛЯНА".
В результате переговоров у ООО "СЕВЕРНАЯ ПОЛЯНА" была приобретена партия товара в количестве 30 штук (товарные остатки), которая, при последующей передаче Заказчику по Контракту N 0190300000423001369 от 19.12.2023 г., соответствовала техническим характеристикам и была принята Заказчиком.
Кроме того, ООО "СЕВЕРНАЯ ПОЛЯНА" предоставило в адрес Поставщика письмо от 10.05.2024 года, в котором сообщило, что поставка интересующего нас товара на склад Поставщика задерживается по техническим причинам.
Поставщик сообщил, что в связи с тем, что внешнеэкономическая деятельность зависит от многих политических (санкции) и экономических факторов (нарушение логистических цепочек, строгое расписание навигации (движения судов на субсидируемом маршруте), сроки поставок не соответствовали требованиям Контракта.
В адрес Заказчика по заявке на грузоперевозку был отправлен в полном объеме товар.
Согласно п. 5.1 Контракта срок исполнения обязательств по поставке товара - с момента заключения по 20.08.2024 г.
Из пояснения следует, что Заказчик обратился в адрес ООО "Торфозавод Гладкое" с требованием от 14.06.2024 года об оплате суммы пени в размере 3 963 рубля 00 копеек за просрочку поставки Товара, которая составляет 4 дня по состоянию на 14 июня 2024 года и поставить товар в течение 7 календарных дней с момента получения претензии.
Поставщик также сообщил, что ООО "Сателлит" (перевозчик) с 03.07.2024 года отгрузил в адрес Заказчика 30 штук товара (150 м3), который привезли Заказчику по адресу: с. Салемал, с. Яр- Сале, с. Панаевск,| но несмотря на то, что данное число поставленного товара вышло за пределы срока, Заказчик заявил односторонний отказ от исполнения Контракта N 0190300000423001369 от 19.12.2023 г. и считается вступившим в законную силу.
Поставщик в свою очередь, ссылается на то, что товар был поставлен по количеству, соответствующему техническому заданию и претензии по качеству товара не поступила.
Поставщик считает, что исполняя государственный контракт предпринял меры по установлению взаимоотношений с поставщиками товара, получил коммерческое предложение с приемлемой ценой товара, внес обеспечение исполнения контракта, поставил товар в количестве 30 штук (150мЗ), который был принят Заказчиком по количеству и качеству, со слов Заказчика оказался не соответствующим техническим характеристикам и сопроводительной документации либо по вине ООО "ПСЗТК", либо по вине поставщика ООО "СЕВЕРНАЯ ПОЛЯНА".
Поставщик также сообщил, что согласно п. 11.6. Контракта Заказчик не проводил экспертизу по результату поставленного Товара самостоятельно, либо с привлечением экспертов, экспертных организаций.
В соответствии Контрактом N 0190300000423001369 от 19.12.2023 г. за нарушения Исполнителем своих обязательств по контракту предусмотрены штрафные санкции, в связи описанной ситуацией при исполнении контракта ООО "Торфозавод Гладкое" предпринимал все меры по должному исполнению своих обязательств по государственному контракту, который частично исполнил, а нарушение сроков поставки товара и качества поставленного товара относит к коммерческому риску и к нарушениям своих обязательств поставщиком ООО "СЕВЕРНАЯ ПОЛЯНА", что еще станет предметом спора по осуществленным поставкам.
Поставщик просил комиссию признать действия ООО "Торфозавод Гладкое" при исполнении государственного контракта N 0190300000423001369 от 19.12.2023 г. добросовестными и не включать информацию о ООО "Торфозавод Гладкое" в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
19.12.2023 между Заказчиком и Поставщиком заключен контракт N 0190300000423001369.
27.06.2024 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
27.06.2024 Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Таким образом, 27.06.2024 является датой надлежащего уведомления.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Поставщиком нарушение условий контракта не устранены (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе), Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и Контракт считается расторгнутым с 09.07.2024.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 09.07.2024.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Проведя проверку факта расторжения контракта Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении Поставщика, выразившимся в ненадлежащем исполнении условий Контракта.
Как следует из материалов дела Контракт между Заказчиком и Поставщиком был заключен 19.12.2023.
Комиссия установила, что Поставщик нарушил условия Контракта, а именно не исполнял взятые на себя обязательства по Контракту.
14.06.2024 в связи с неисполнением поставщиком обязательств по этапу поставки Товара в с. Салемал, с. Яр-Сале и с. Панаевск, заказчиком была направлена претензия исх. N 89-168-28/01-05/1655 с требованием выполнить принятые обязательства в течение 7 (семи) календарных дней с момента получения претензии, т.е. в срок до 21.06.2024 включительно. Данное законное требование Заказчика было проигнорировано, в связи с чем 27.06.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе исполнения Контракта.
До истечения срока вступления в силу решения об одностороннем отказе (09.07.2024), Поставщик произвёл доставку Товара в с. Cалемал, с. Яр-Сале и с. Панаевск. По результатам визуального осмотра установлено, что предъявленный к приемке груз не соответствует техническому заданию по следующим пунктам:
1. Упаковка. В соответствии с техническим заданием Товар должен быть поставлен в адрес Заказчика в мешках "Биг-бэг", объем не менее 1 м3. Вместе с тем, Товар доставлен в виде спрессованных кубов субстрата, обёрнутых в прозрачную упаковочную пленку, размещенных на деревянных поддонах.
2. Товаросопроводительные документы. Предметом Контракта является "Плодородный грунт (чернозем)", подлежащий к поставке в населенные пункты Ямальского района. В то же самое время, в графе 3 "Груз" транспортных накладных, предъявленных Поставщиком, указано "Торф на паллетах".
Вопреки мнению Поставщика, Товар Заказчиком не принят и не может быть принятым после вступления в силу решения о расторжении контракта, а наличие цепочки поставщиков не является свидетельством о надлежащем исполнении обязательств. Ссылки на трудности при осуществлении внешнеэкономической деятельности и затрудненной логистики в условиях северной навигации не имеют отношения к поставке Товара.
Кроме того, обязательный способ доставки Товара Контрактом не предусмотрен, что не исключает возможность осуществления доставки иным способом, нежели речной транспорт. С учетом даты заключения контракта, у Поставщика было не менее 5 (пяти) месяцев на организацию доставки товара, в том числе грузовым автотранспортом в зимний период. Таким образом, должной осмотрительности при исполнении принятых обязательств Поставщиком не проявлен.
Поставщик на заседание Комиссии не представлены доказательства и информация, позволяющие прийти к выводу о невозможности исполнения условий Контракта надлежащим образом.
Комиссия установила, что до вступления решения об одностороннем расторжении контракта в силу нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения, Исполнителем не устранены, доказательств обратного Поставщиком не представлено.
Проведя проверку содержащихся в обращении заказчика фактов, Комиссия контрольного органа приходит к выводу о недобросовестных действиях Поставщика, выразившихся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту.
Действия Поставщика, выразившиеся в неисполнении условий контракта, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Поставщик осознанно принял участие в закупке, т.е. с его стороны была заинтересованность в заключении Контракта.
Заключая в рамках своей предпринимательской деятельности гражданско-правовые договоры, Поставщик обязан был оценивать реально имеющую возможность своевременного исполнения принятых на себя обязательств (в том числе, исходя из установленного способа их исполнения и иных условий, применительно к которым сторонами согласованы условия обязательства и на которые рассчитывал для своевременного их выполнения).
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Доказательств возникновения у Поставщика каких-либо обстоятельств, возникших в следствии непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии не представлено.
Халатность, небрежность и непредусмотрительность также являются разновидностью недобросовестного поведения, а поэтому установление административным органом в действиях хозяйствующего субъекта именно умысла на неисполнения условий контракта обязательным не являются.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств по контракту установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Поставщиком, материалами дела установлен.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о Поставщике, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "Торфозавод Гладкое" (ИНН 4705097447), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Чешеве Александре Юрьевиче (ИНН: 360903270300), члене коллегиального исполнительного органа Морозовой Елене Николаевне (ИНН: 643913446699) по обращению департамента коммунального хозяйства и транспорта Администрации Ямальского района по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 0190300000423001369 от 19.12.2023 на поставку плодородного грунта (чернозем) в населенные пункты Ямальского района, цена контракта 4 477 868,56 (извещение N 0190300000423001369), с ООО "Торфозавод Гладкое", включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Торфозавод Гладкое" (ИНН 4705097447), сведений о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Чешеве Александре Юрьевиче (ИНН: 360903270300), члене коллегиального исполнительного органа Морозовой Елене Николаевне (ИНН: 643913446699), в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Председатель комиссии <__>
Члены комиссии <__>
<__>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 17 июля 2024 г. N 089/10/104-478/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2024