Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
начальника отдела контроля закупок и торгов управления;
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления,
рассмотрев обращение Заказчика - ГКУ ЯНАО "Гостинично-транспортный комплекс "Ямальский" о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 0190200000324000891 от 01.03.2024 на поставку скребков, лопат и гвоздей, цена контракта 142 180,00 (извещение N 0190200000324000891) с ИП Прокопенко Д.Т., и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 27.06.2024 (далее - Решение Заказчика).
Из решения Заказчика следует, что 01.03.2024 между государственным казенным учреждением Ямало-Ненецкого автономного округа "Гостинично-транспортный комплекс "Ямальский" (далее - Заказчик) и индивидуальным предпринимателем Прокопенко Дмитрием Тимофеевичем (далее - Поставщик) был заключен государственный контракт N 0190200000324000891 на поставку скребков, лопат и гвоздей (далее - Контракт). Согласно п. 3 Приложения N1 к Контракту срок поставки скребков, лопат и гвоздей (далее - Товар): с момента заключения Контракта в течение 20 рабочих дней, то есть не позднее 01.04.2024.
03.04.2024 Поставщик осуществил поставку Товара, который не соответствует характеристикам, предусмотренным условием Контракта.
05.04.2024 на основании заключения экспертизы результатов исполнения Контракта, Заказчиком был составлен Акт рекламации о замене Поставщиком Товара на надлежащий Товар, предусмотренный условиям Контракта, в течении 10 (десяти) рабочих дней.
24.04.2024 Поставщик осуществил поставку Товара, который не соответствует характеристикам, предусмотренным условием Контракта по позиции N 3 "Лопата для уборки снега".
25.04.2024 Заказчиком был составлен второй акт рекламации о несоответствии поставленного Товара по позиции N 3 "Лопата для уборки снега", срок замены в котором Заказчик установил 10 (десять) рабочих дней.
27.05.2024 (исх. N 89-1252/01-06/1137) Заказчик направил в адрес Поставщика претензионное письмо о неисполнении Поставщиком принятых на себя обязательств в части сроков поставки Товара, так как в установленные вторым актом рекламации сроки 15 мая 2024 года Товар так и не был поставлен.
31.05.2024 в ответ на претензию Заказчика Поставщик направил предложение о расторжении Контракта, в связи с невозможностью поставки товара и подбора аналогов.
04.06.2024 (исх. N 89-1252/01-06/1191) Заказчик направил Поставщику претензионное письмо об устранении нарушений условий Контракта в части сроков поставки Товара.
07.06.2024 Поставщик направил Заказчику письмо о согласовании к поставке Позиции N 3 "Лопата для уборки снега" в количестве 59 штук без черенков.
11.06.2024 (исх. N 89-1252/01-06/1272) Заказчик направил в адрес Поставщика претензионное письмо об устранении нарушений условий Контракта, просил осуществить поставку Товара в течении 10 (десяти) рабочих дней с момента получения претензии, то есть не позднее 26.06.2024.
24.06.2024 в ответ на претензию Заказчика Поставщик отказался от исполнения Контракта, вновь направил предложение о расторжении Контракта, в связи с невозможностью поставки товара и подбора аналогов.
Руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 10.5 контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поставщик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 11.07.2024 N ЕГ/2245/24 представил письменные объяснения по делу 089/10/104-476/2024 из которых следует, что в связи с трудностями логистических путей, 05.04.2024 Поставщик поставил товар частично.
При первичном осмотре Заказчик выявил несоответствие некоторых параметров позиций N2 (совковая лопата) и N3 (лопата для уборки снега). При этом, Поставщик с доводами Заказчика согласился и гарантировал заменить позицию N3, а именно заменить полотно лопаты в количестве 59 штук и допоставить 10 ручек к черенкам по позиции N2.
15.04.2024 Поставщик допоставил оставшийся товар Заказчику (позиции N 4-8 (гвозди)).
25.04.2024 г. Поставщик привез Заказчику соответствующий товар по позициям N2 и N3.
При этом, ручки к черенкам по позиции N2 Заказчик принял. От позиции N3 Заказчик снова отказался, хотя ранее заказчик согласовал данную позицию и готов был принять.
Поставщик направил письмо заказчику о расторжении контракта по соглашению, в связи с невозможностью его исполнения. В ответ от Заказчика был получен отказ.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
01.03.2024 между Заказчиком и Поставщиком заключен контракт N 0190200000324000891.
25.06.2024 принято решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
27.06.2024 решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Поставщиком не устранены нарушения условий контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе), решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 09.07.2024.
Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии решение об одностороннем отказе Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Поставщиком объяснения по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
При решении вопроса о включении сведений об Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Поставщиком и является ли это нарушение существенным.
Частью 1 статьи 401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 1.1 Контракта Поставщик обязуется поставить Заказчику скребки, лопаты и гвозди (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный Товар в порядке, сроки и на условиях, установленных Контрактом.
В соответствии с пунктом 1.2.Контракта наименование, характеристики, количество, цена Товара, сроки поставки Товара, место поставки Товара, а также иные условия поставки Товара определяются Спецификацией (Приложение N1), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
Согласно п. 3 Приложения N 1 срок поставки Товара составляет 20 (двадцать) рабочих дней с момента заключения Контракта, то есть не позднее 01.04.2024.
Комиссия принимает во внимание, что Поставщик осуществил поставку товара по следующим позиция приложения N1 к государственному контракту:
1. Скребок в количестве 9 шт. (позиция N1);
2. Гвозди (150 мм) в количестве 19 кг. (позиция N4);
3. Гвозди (120 мм) в количестве 19 кг. (позиция N5);
4. Гвозди (100 мм) в количестве 19 кг. (позиция N6);
5. Гвозди (70 мм) в количестве 10 кг. (позиция N7);
6. Гвозди (50 мм) в количестве 19 кг (позиция N8).
Поставщик пояснил, что не отказывался от исполнения контракта, причиной невыполнения обязательств в установленный срок послужили трудности в логистике, а также отсутствие товаров с необходимыми характеристиками.
В рассматриваемом случае Комиссия полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя были направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Поставщиком в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ИП Прокопенко Д.Т. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Поставщика признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
На заседании комиссии были рассмотренные документы, предоставленные Поставщиком, которые подтверждали его исполнение контракта и принятие мер для надлежащего выполнения обязательств.
На случай ненадлежащего исполнения Поставщиком условий Контракта, законодательством о контрактной системе и положениями контракта предусмотрено применение к Исполнителю гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, отказа в оплате по контракту, что является достаточной стимулирующей мерой для восстановления нарушенных прав и законных интересов Заказчика.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены.
Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Информацию об ИП Прокопенко Д.Т., представленную ГКУ ЯНАО "Гостинично-транспортный комплекс "Ямальский" о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190200000324000891 от 01.03.2024 на поставку скребков, лопат и гвоздей, цена контракта 142 180,00 (извещение N 0190200000324000891) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 17 июля 2024 г. N 089/10/104-476/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2024