Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>,
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
при участии в формате ВКС:
от Заявителя - представителя по доверенности;
от Заказчика - директора ГКУ "Дорожная дирекция ЯНАО", представителей по доверенности;
от Уполномоченного органа - представителей по доверенности,
рассмотрев жалобу ФАУ "РОСДОРНИИ" на действия Заказчика - ГКУ "Дорожная дирекция ЯНАО" при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению строительного контроля на объекте: "Реконструкция автомобильной дороги Сургут - Салехард, участок ж.-д. ст. Ныда - Пангоды", начальная (максимальная) цена контракта - 62 749 947,26 рублей (извещение N 0190200000324008394) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, (вхд. N 6527-ЭП/2027 от 17.07.2024).
Заявитель считает, что требования извещения об осуществлении закупки противоречат Закону о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте - 02.07.2024;
2) дата и время окончания срока подачи заявок - 18.07.2024 08:00 (МСК+2);
3) дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 22.07.2024;
4) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 23.07.2024.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует:
1. Заказчиком при выборе способа осуществления закупки и при установлении единых требований к участникам закупки нарушены нормы п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, проигнорированы требования ч.2.1 ст.53 ГрК РФ, ПП РФ от 20.04.22 N 712. Единственным лицом, соответствующим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим деятельность, предусмотренную предметом оспариваемой Закупки, по смыслу норм п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе является подведомственное Федеральному дорожному агентству федеральное автономное учреждение "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (Заявитель Жалобы).
Закупка должна была быть осуществлена у единственного поставщика, соответствующее право предоставлено Заказчику нормой п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Кроме того, указанные действия (бездействие) Заказчика, Уполномоченного органа позволяют рассматривать размещаемую Закупку в качестве притворной сделки (ст. 170 ГК РФ), то есть сделки, которая совершается для прикрытия другой сделки, в том числе сделки на иных условиях.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом были допущены нарушения при формировании начальной (максимальной) цены контракта - не учтены затраты, связанные с инструментальными и лабораторными исследованиями в объёмах, предусмотренных действующими документами в области стандартизации и технического регулирования соответствующих работ, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Заказчик не согласен с доводами жалобы. ГКУ "Дорожная дирекция ЯНАО" ранее неоднократно предлагала Заявителю заключить контракты на оказание услуг строительного контроля в соответствии с ч. 2.1 ст. 53 Градостроительного Кодекса РФ и требованиями постановления Правительства РФ от 20.04.2022 N 712.
Из возражений следует, что Заявитель по необоснованным и надуманным причинам отказывается от заключения контракта, так как считает, что НМЦК контракта, не соответствует действующим нормативным требованиям.
Утверждение Заявителя об ошибках в расчете НМЦК, приведших к её занижению, не соответствует действительности. Проектная документация по данному Объекту получила положительное заключение государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости. Стоимость Объекта определена достоверно, в том числе затраты на осуществление строительного контроля, нормативный расход которого рассчитан в точном соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468. Следовательно, расчет начальной максимальной цены контракта соответствует действующим нормативным требованиям.
Заказчик сообщил, что в настоящее время идет процедура исключения Объекта из федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть", входящего в состав национального проекта "Безопасные качественные дороги". В 2024 году финансирование реконструкции указанного Объекта предусмотрено исключительно за счет средств окружного бюджета ЯНАО. При этом в жалобе заявитель ошибочно указывает на то, что финансовое обеспечение реализации Объекта осуществляется в том числе за счёт предоставления из федерального бюджета в 2024-2026 годах.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В статье 6 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Нормами части 2.1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в отношении отдельных объектов федерального значения, а также иных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением. Правительством Российской Федерации могут быть установлены случаи, в которых по решению Правительства Российской Федерации строительный контроль при строительстве объектов транспортной инфраструктуры, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.
Согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2022 N 712 "Об установлении случаев принятия Правительством Российской Федерации решений о проведении строительного контроля федеральными органами исполнительной власти или подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, указанными в части 2.1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации", (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 20.04.2022 г. N 712), в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" строительный контроль при строительстве объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства регионального или межмуниципального значения, местного значения, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которого планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, осуществляется подведомственным Федеральному дорожному агентству федеральным автономным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт" в случае, если сметная стоимость такого объекта превышает 500 млн. рублей и в отношении такого объекта получено положительное заключение экспертизы проектной документации применительно ко всем этапам (очередям) его строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Требования постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2022 г. N 712 призваны обеспечить контроль за строительством объектов дорожного хозяйства, реализуемых в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", полностью или частично финансируемых из федерального бюджета. Федеральное дорожное агентство осуществляет контроль за соблюдением условий предоставления субсидий, проводит проверки соблюдения установленных соглашением условий и положений соглашения, а также проверки соблюдения технологий организации и производства работ, качества применяемых материалов и изделий (в том числе с привлечением подведомственных и иных организаций) при реализации мероприятий.
Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи.
Частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона; определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги; соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта; соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Таким образом, соблюдение заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России.
Вместе с тем, согласно пункту 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Учитывая вышеизложенное, при рассмотрении жалоб участников закупок, проведении внеплановых проверок действий заказчика в полномочия ФАС России входит контроль за соблюдением заказчиком законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в части наличия в документации о закупке, извещении об осуществлении закупки обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссия установила наличие в извещении об осуществлении закупки обоснования начальной (максимальной) цены контракта, в связи с чем не усматривает нарушений норм Закона о контрактной системе в данной части.
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что жалоба в указанной части будет направлена ФАУ "РОСДОРНИИ" по подведомственности в орган внутреннего государственного финансового контроля для рассмотрения в рамках компетенции.
По доводу жалобы об установлении требований к участникам закупки с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Комиссия пришла к следующим выводам.
Из извещения об осуществлении закупки следует, что объектом закупки является оказание услуг по проведению строительного контроля на объекте: "Реконструкция автомобильной дороги Сургут - Салехард, участок ж.-д. ст. Ныда - Пангоды".
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе регламентировано, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 вышеназванного закона при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как ранее было отмечено, объектом проводимой закупки является оказание услуг по проведению строительного контроля на объекте: "Реконструкция автомобильной дороги Сургут - Салехард, участок ж.-д. ст. Ныда - Пангоды".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2022 г. N 712 установлено, что в рамках государственных программ Российской Федерации "Развитие транспортной системы", "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", а также иных программ Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации: строительный контроль при строительстве объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства регионального или межмуниципального значения, местного значения, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которого планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, осуществляется подведомственным Министерству транспорта Российской Федерации государственным (бюджетным или автономным) учреждением в случае, если сметная стоимость такого объекта превышает 500 млн. рублей.
Согласно условиям Соглашения N 108-09-2024-182 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключенному между Федеральным дорожным агентством и Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, бюджету Ямало-Ненецкого автономного округ из федерального бюджета предоставляется субсидия на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Агентству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 108, раздел 04, подраздел 09, целевая статья 24 2 R1 53940, вид расходов 523 в целях достижения результатов федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" и результатов регионального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
В государственном контракте от 27.04.2024 N 502.3531/24-ДХ на выполнение работ по реконструкции а/д Сургут-Салехард,участок ж.-д. ст.Ныда-Пангоды, с ценой контракта 5 643 590 000,00 руб., установлены сроки выполнения работ 2024 - 2026 годы.
В этой связи Комиссия отмечает, что оказание услуг по проведению строительного контроля при выполнении работ по реконструкции а/д Сургут-Салехард, участок ж.-д. ст.Ныда-Пангоды до конца установленного контрактом срока выполнения работ может осуществляться исключительно подведомственным Министерству транспорта Российской Федерации государственным (бюджетным или автономным) учреждением.
На заседании Комиссии Заказчик не представил доказательств, подтверждающих, что субсидии из федерального бюджета Российской Федерации, предоставленные соглашением, заключенным между Федеральным дорожным агентством и Правительством ЯНАО от 28.12.2023 N 108-09-2024-182 не будут использованы при реконструкции а/д Сургут-Салехард, участок ж.-д. ст.Ныда-Пангоды, до конца установленного контрактом срока выполнения работ.
В нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении закупки не установлено требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно, что участниками закупки могут быть исключительно подведомственные Министерству транспорта Российской Федерации государственные (бюджетные или автономные) учреждения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего указанное требование к участникам закупки, является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, ответственность за совершение, которого предусмотрена ч. 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Соответственно имеются основания для выдачи предписания о приведении извещения и прилагаемых к нему документов в соответствие с действующим законодательством.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ФАУ "РОСДОРНИИ" на действия Заказчика - ГКУ "Дорожная дирекция ЯНАО" при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению строительного контроля на объекте: "Реконструкция автомобильной дороги Сургут - Салехард, участок ж.-д. ст. Ныда - Пангоды", начальная (максимальная) цена контракта - 62 749 947,26 рублей (извещение N 0190200000324008394), частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица о необходимости представить в срок до 09.08.2024 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживания;
- адрес электронной почты (для уведомлений должностного лица);
- приказ о назначении на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица - назначается на 12.08.2024 в 17 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 23 июля 2024 г. N 089/06/31-493/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2024