Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе: Заместитель Председателя Комиссии - Иванова А.В. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены Комиссии: Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области; Чеботина М.П. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, в присутствии представителей Заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени академика Г.А. Илизарова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБУ "НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова" Минздрава России, Заказчик) - Шибаевой М.А. (на основании доверенности N 126 от 23.08.2023 г.), Бедериной Е.С. (на основании доверенности N 130 от 18.09.2023 г.), в присутствии представителя Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "НОВОМЕД" (далее - ООО "НОВОМЕД", Заявитель) - Мурдасовой Ю.Е. (на основании доверенности N б/н от 17.07.2024 г.) посредством видео-конференц связи, рассмотрев жалобу ООО "НОВОМЕД" на действия Заказчика - ФГБУ "НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова" Минздрава России при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку шовного материала N 1-4 (341) (извещение N 0343100000724000878), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг),
УСТАНОВИЛА:
12.07.2024 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ООО "НОВОМЕД" (вх. N 3006/24) на действия Заказчика - ФГБУ "НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова" Минздрава России при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку шовного материала N 1-4 (341) (извещение N 0343100000724000878).
В жалобе в качестве довода Заявитель указывает следующее. В по позициям Описании объекта закупки с примененным кодом КТРУ N 21.20.24.120-00000033 в числе прочего заявлено требование к составу нити: "из полигликолиевой кислоты с покрытием из смеси стеарата кальция".
Согласно инструкции по заполнению характеристик в заявке: Значение характеристики не может изменяться участником закупки. Однако среди зарегистрированных в РФ хирургических рассасывающихся нитей отсутствует нити с указанным покрытием - "из смеси стеарата кальция". Стеарат кальция является вспомогательным компонентом и используется в промышленности в составе с другими основными веществами.
Таким образом, указанные позиции в описании являются блокирующими. Заявитель просит приостановить размещение заказа N 0343100000724000878 поставка шовного материала N 1-4 (341) до рассмотрения настоящей жалобы по существу; признать в действиях Заказчика нарушение Закона о контрактной системе; выдать предписание об устранении нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представители Заказчика с доводами, изложенными Заявителем в жалобе не согласны, пояснив, что в соответствии с действующим законодательством Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в соответствии со своими потребностями. В данной закупке руководствовался необходимостью обеспечения потребностей учреждения исходя из профиля и целей его деятельности. Более подробно свою позицию относительно жалобы изложили в письменных возражениях, которые приобщены к материалам дела. Просили признать жалобу Заявителя необоснованной. Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 05.07.2024 г. в ЕИС опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку шовного материала N 1-4 (341) (извещение N 0343100000724000878).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 500 000 рублей 00 копеек. Заказчиком является ФГБУ "НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова" Минздрава России. На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен. Оценивая довод Заявителя, изложенный в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком и приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, гласит что, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 9 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, гласит, что электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145), Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом Заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В ходе анализа извещения об осуществлении закупки Комиссией Курганского УФАС России установлено, что Описание объекта закупки сформировано Заказчиком в виде таблицы, в которой перечислены 31 позиция закупаемого товара - нитей хирургических. Комиссией установлено, что по 30 позициям Заказчиком использованы позиции Каталога товаров, работ, услуг (КТРУ), но поскольку в соответствующих позициях КТРУ описание объекта закупки отсутствует, Заказчик описал товар (нити хирургические) в соответствии со своими потребностями. Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Федеральным законом. Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки. Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в Описании объекта закупки, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о контрактной системе, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении о проведении закупки. Аналогичная позиция содержится в пункте 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, а также в письмах ФАС России N ПИ/79427/21 от 20.09.21, N ПИ/105657-РП/21 от 10.12.21.
Таким образом, при описании объекта закупки Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик закупаемого товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что Заказчик, осуществляющий закупку, согласно нормам законодательства о контрактной системе, при описании объекта закупки должен таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. На заседании Комиссии Курганского УФАС России установлено, что объектом закупки является поставка шовного материала. Функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики объекта закупки указаны в извещении. Комиссией Курганского УФАС России установлено, что Заказчиком в Описании объекта закупки установлены требования к закупаемому шовному материалу, в том числе по позициям, в которых применен код КТРУ 21.20.24.120- 00000033, указана следующая спорная характеристика товара: "Состав нити: из полигликолиевой кислоты с покрытием из смеси стеарата кальция". В возражениях на жалобу Заказчик детально пояснил, в чем именно обусловлена такое значение характеристики, в частности указал следующее. Необходимость приобретения шовного материала с характеристиками, указанными в Описании объекта закупки обусловлена клинической потребностью Заказчика. В Центре оказывается высокотехнологичная медицинская помощь по проведению реконструктивных оперативных вмешательств, направленных на восстановление или улучшение функций опорно-двигательного аппарата, которые могут быть нарушены в результате травм и дегенеративных заболеваний, так же как базе Центра создана клиника костно-суставной инфекции (гнойной остеологии), которая является крупнейшей в Российской Федерации по лечению пациентов с ортопедотравматологической патологией опорно-двигательной системы осложненной гнойной инфекцией. При выполнении манипуляций по ушиванию тканей требуется обеспечение состоятельности наложенных швов, устойчивости к нагрузкам в послеоперационный период. У Заказчика имеется высокая клиническая потребность в шовном материале в составе покрытия нити которого содержится - "Стеарат кальция". Стеарат кальция заполняет "шероховатости" шовного материала вследствие чего снижает пилящие характеристики, что в свою очередь при проведении обширного оперативного вмешательства уменьшает кровопотерю, снижает риски воспалительного инфицирования, уменьшает послеоперационный болевой синдром.
Также стеарат кальция обладает гидрофобными свойствами, то есть отталкивает воду, вследствие чего уменьшается вероятность возникновения инфекции. Кроме того, представители Заказчика указали, что товар с такими характеристиками производится как минимум, двумя производителями: ООО "Ангиолайн" (РЗН 2016/4520 от 17.11.2020 г.), ООО "МГиК" (РУ N РЗН 2019/8580 от 26.02.2024 г.).
Согласно доводу жалобы Заявителя по совокупности характеристик товара, по позициям Описания объекта закупки, где применен код позиции КТРУ 21.20.24.120- 00000033, не соответствует ни одному медицинскому изделию, зарегистрированному в РФ. Комиссия Курганского УФАС России проанализировав содержание Инструкции по применению медицинского изделия: Материалы хирургические шовные синтетические рассасывающиеся с иглами атравматическими и без игл, стерильные "КЛЕОСОРБ", "КЛЕОСОРБ Рапид", "КЛЕОСОРБ Плюс", "КЛЕОРОН", "КЛЕОКСАН" по ТУ 9393-007-83540797-2015", производства ООО "Ангиолайн", Россия, установила, что на странице 2 прописано следующее: "Материал хирургический шовный синтетический рассасывающийся стерильный КЛЕОСОРБ плетеный изготовлен из сополимера (полиглактин 910), который на 90% состоит из гликолида и на 10% из L-лактида. Плетеный шовный материал КЛЕОСОРБ покрывается составом, состоящим из равных частей сополимера гликолида и L-лактида (полиглактин 370) и стеарата кальция. Известно, что сополимер полиглактин 910, полиглактин 370 и стеарат кальция".
Таким образом, по спорной характеристике товара: "Состав нити: "из полигликолиевой кислоты с покрытием из смеси стеарата кальция"", шовный материал, производства ООО "Ангиолайн" соответствует описанию объекта закупки. При анализе содержания Инструкции по применению иглы атравматические хирургические с шовным материалом, однократного применения, стерильные по ТУ 9432-002-43225198-2007: иглы атравматические хирургические с шовным материалом, однократного применения, стерильные по ТУ 9432-002-43225198-2007 с рассасывающимися нитями, производства ООО "МГиК", Россия, Комиссией установлено, что на странице 12 прописано следующее: "В качестве шовной нити использованы: Полигликолид/PGA - абсорбируемый синтетический шовный материал, состоящий из полигликолиевой кислоты с покрытием из смеси стеарата кальция, поликапролактона и кислых эфиров живой сахарозы". В вышеназванных Инструкциях, размещенных в составе регистрационных досье на официальном сайте Росздравнадзора, указан состав нити, соответствующий потребности Заказчика. Кроме того, Заказчиком в материалы дела представлены запросы в адрес производителей - ООО "Ангиолайн" и ООО "МГиК" о соответствии шовного материала, производимых данными хозяйствующими субъектами, характеристикам, указанным в Описании объекта закупки. А также ответы на данные запросы Заказчика, подтверждающие соответствие выпускаемых хирургических нитей. Следовательно, Заказчиком подтверждено, что установленным в Описании объекта закупки техническим характеристикам соответствуют товары, как минимум двух производителей, зарегистрированных в Российской Федерации. Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что отсутствие, как указывает податель жалобы на рынке товара, соответствующего потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении каких-либо положений статьи 33 Закона о контрактной системе о правилах описания объекта закупки. Доказательств того, что установленные характеристики товара являются излишними, не соответствующими нуждам пациентов, и потребностям Заказчика, податель жалобы не привел. Из смысла норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что Заказчик вправе включить в Описание объекта закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Подобные действия не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку Описание объекта закупки содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям Заказчика. Кроме того, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар конкретных производителей, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки.
Таким образом, поскольку в качестве участников закупок могут выступать не только производители, но и поставщики, нарушения в части ограничения круга потенциальных участников отсутствуют. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств и не приведено достаточных доводов, однозначно свидетельствующих об установлении Заказчиком требований к поставляемому товару, ограничивающих круг участников закупки. В связи с чем, довод жалобы Заявителя признан Комиссией Курганского УФАС России, необоснованным.
В результате проведения внеплановой проверки, в действиях субъектов контроля нарушений требований законодательства о контрактной системе Комиссией Курганского УФАС России не установлено. Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "НОВОМЕД" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Заместитель Председателя Комиссии: / А.В. Иванова Члены Комиссии: / И.М. Стрижова / М.П. Чеботина
2024-2551
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 17 июля 2024 г. N 045/06/106-405/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2024