Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе: Заместитель Председателя Комиссии - Иванова А.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены Комиссии: Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, Голуб А.А. - специалист 1 разряда Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, в присутствии представителей Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Курганская больница скорой медицинской помощи" (далее - ГБУ "Курганская БСМП", Заказчик) - Никиноровой Л.Н. (доверенность N б/н от 08.02.2024 г.), Умновой С.С. (доверенность N б/н от 08.02.2024 г.), Калугиной Н.В. (доверенность N б/н от 08.02.2024 г.), в отсутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "МЕДИКА" (далее - ООО "МЕДИКА", Заявитель) - о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы в Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), явку представителя не обеспечил, ходатайств о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не поступало, рассмотрев жалобу ООО "МЕДИКА" на действия Заказчика - ГБУ "Курганская БСМП" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (набор для выполнения клизмы, наконечники для клизмы и т.д.) (извещение N 0343300002624000019), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг),
УСТАНОВИЛА:
06.02.2024 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ООО "МЕДИКА" (вх. N 402-ЭП/24) на действия Заказчика - ГБУ "Курганская БСМП" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (набор для выполнения клизмы, наконечники для клизмы и т.д.) (извещение N 0343300002624000019).
В жалобе Заявитель указывает следующее. Заказчиком в Описание объекта закупки внесена блокирующая позиция N 1 - наборы для выполнения клизмы с перчатками и салфеткой. В России нет ни одного медицинского изделия, зарегистрированного в Росздравнадзоре, соответствующего требованиям Описания объекта закупки Заказчика. Заявитель просит обязать Заказчика позицию N 1 Описания объекта закупки исключить из состава лота. Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, представили в материалы дела письменные возражения, из которых следует, что Описание объекта закупки полностью отвечает требованиям законодательства о контрактной системе, требуемая к поставке продукция имеется в свободном обращении на рынке медицинских изделий. Просили признать жалобу Заявителя необоснованной. Руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 29.01.2024 г. в ЕИС опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (набор для выполнения клизмы, наконечники для клизмы и т.д.) (извещение N 0343300002624000019).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 718 640 рублей 00 копеек. Заказчиком является ГБУ "Курганская БСМП".
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен. Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком и приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Учитывая изложенное, Заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями с учетом ограничений, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом. Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что Заказчик вправе включить в Описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям, при этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в Описание объекта закупки требований к товарам, являющихся значимыми для Заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность Заказчика в Описании объекта закупки обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Исходя из положений части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе определено, что участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно- правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". Товар может быть предложен Заказчику различными поставщиками товара, круг которых неограничен, что в рассматриваемом случае подтверждается коммерческими предложениями, представленными потенциальными поставщиками для обоснования начальной максимальной цены контракта. Комиссия контрольного органа в сфере закупок также отмечает, что данная позиция нашла свое отражение в правоприменительной и судебной практике, так согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06- 6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Заказчику предоставлено право на установление в описании объекта закупки условий требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям, при этом сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа, данный вывод отражен в Определении Верховного Суда РФ от 30.10.2014 N 304-КГ14-3003 по делу N А45- 12358/2013.
В рассматриваемом случае Заказчик, являющийся учреждением здравоохранения, сформировал в Описании объекта закупки требования к характеристикам товара с учетом своих потребностей.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о наименовании объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ), Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Пунктом 5 Правил использования КТРУ установлено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога. При этом, в случае указания дополнительной информации заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (пункт 6 Правил использования КТРУ).
Объектом рассматриваемой закупки является поставка изделий медицинского назначения (набор для выполнения клизмы, наконечники для клизмы и т.д.). Заказчик при описании объекта закупки по позиции N 1 применил код КТРУ 22.19.71.190-00000053 "Набор для выполнения клизмы". В используемом коде КТРУ содержится ряд обязательных для применения характеристик товара, которые предусмотрены Заказчиком в Описании объекта закупки. При этом, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что кроме обязательных для применения характеристик из КТРУ, в Описании объекта закупки указаны дополнительные характеристики закупаемого товара, с применением обоснования использования дополнительных характеристик. Учитывая специфику закупаемого товара, описание объекта закупки сформировано Заказчиком с учетом характеристик, которые важны и необходимы для Заказчика, являются для него значимыми, обусловлены его потребностями. Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников определения поставщика. Так же действующее законодательство не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных или муниципальных нужд товара в извещении о проведении закупки устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Довод жалобы Заявителя сводятся к тому, что требованиям Описания объекта закупки по позиции N 1 к закупаемому медицинскому изделию не соответствует ни один производитель. Представители Заказчика сообщили, что указанные в составе жалобы наборы для постановки клизмы производства ООО "Алайф-Дафина" (Россия) (РУ N РЗН 2018/7491 от 17.06.2021 г.) и наборы производства "Бикакцилар Тибби Джехазлар Санай ве Тиджарет А.С." (Турция) (РУ N ФСЗ 2008/00076 от 22.02.2017 г.), соответствуют требованиям Описания объекта закупки и могут быть предложены потенциальным участником к поставке. Кроме того, представителями Заказчика представлено письмо N 230124-1 от 24.01.2024 г. от эксклюзивного дистрибьютора компании "Бикакцилар Тибби Джехазлар Санай ве Тиджарет А.С." (Турция) - АО "ДИНА ИНТЕРНЕШНЛ", согласно которому, набор для постановки клизмы в соответствии с технической и эксплуатационной документацией на данное изделие (РУ N ФСЗ 2008/00076 от 22.02.2017 г.) может поставляться в различных вариантах исполнения и иметь в своем составе салфетку, перчатки и средство асептическое для обработки рук персонала.
Также представители Заказчика указали, что в регистрационном удостоверении N РЗН 2018/7491 от 17.06.2021 г. отсутствует требование о том, что объем мешка кружки Эсмарха в составе наборов ООО "Алайф-Дафина" должен соответствовать 2 л. В инструкции же на данную продукцию содержится разъяснение данного параметра. Наборы для постановки клизмы производства ООО "Алайф-Дафина" имеют кружку Эсмарха с градуировкой и шагом 250 мл, объемом 1750 мл, с возможностью долива до 2000 мл. Мешки для жидкости клизм выпускаются несколько больше, чем минимальный заявленный объем, так как при подвешивании на стойку мешок клизмы деформируется под собственным весом, что не существенно снижает его полезный объем.
Согласно регистрационному удостоверению N РЗН 2018/7491 от 17.06.2021 г. наборы для постановки клизмы ООО "Алайф-Дафина" могут иметь в своем составе салфетку, а также перчатки. Оба товара по регистрационным удостоверениям N РЗН 2018/7491 от 17.06.2021 г. и N ФСЗ 2008/00076 от 22.02.2017 г., находятся в свободной продаже на территории РФ. Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что отсутствие, как указывает податель жалобы на рынке товара, соответствующего потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении каких-либо положений статьи 33 Закона о контрактной системе о правилах описания объекта закупки. Доказательств того, что установленные характеристики товара являются излишними, не соответствующими нуждам пациентов, и потребностям Заказчика, податель жалобы не привел. Из смысла норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что Заказчик вправе включить в Описание объекта закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Подобные действия не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку Описание объекта закупки содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям Заказчика. Кроме того, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар конкретных производителей, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки.
Таким образом, поскольку в качестве участников закупок могут выступать не только производители, но и поставщики, нарушения в части ограничения круга потенциальных участников отсутствуют. Кроме того, Заявитель не предоставил документального подтверждения довода жалобы с точки зрения достаточности доказательств, которые бы позволяли сделать вывод об установлении характеристик товаров, ограничивающих количество участников закупки, а также вывод о наличии избыточных характеристик к закупаемой продукции, установленных с целью ограничения конкуренции и закупки конкретного товара у конкретного производителя. Заявителем также не предоставлено каких-либо доказательств, объективных сведений о невозможности поставки продукции, соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона. В связи с изложенным, довод Заявителя о том, что в Российской Федерации нет ни одного медицинского изделия, зарегистрированного в установленном законом порядке, соответствующего требованиям Описания объекта закупки не нашел своего подтверждения.
Таким образом, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, поскольку извещение об осуществлении закупки и Описание объекта закупки не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и не ограничивает круг потенциальных участников закупки. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России в действиях субъектов контроля нарушений требований законодательства о контрактной системе не установлено. Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МЕДИКА" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Заместитель Председателя Комиссии: / А.В. Иванова Члены Комиссии: / И.М. Стрижова / А.А. Голуб
2024-2610
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 9 февраля 2024 г. N 045/06/106-412/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2024